Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Три склонения имён существительных" (3класс)

Урок по русскому языку на тему "Три склонения имён существительных" (3класс)

Урок русского языка по теме «Три склонения имён существительных». 3 класс.

Митюшева Елена Владимировна, учитель начальных классов

УМК: Система Л.В. Занков

Учебник: Полякова А.Г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. сформировать грамматическое понятие «Три типа склонения имён существительных»;

  2. развивать устную и письменную речь, пополнять словарный запас детей;

  3. Воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.

Оборудование:

1.Учебник «Русский язык» автор А.В. Полякова

2. Учебная доска.

3. Карточки

Формируемые УУД.

Познавательные – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; постановка  и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с  эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные – нравственно-этическое оценивание  усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе  социальных и личностных ценностей.





Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите цветом:

Отличное настроение – красный цвет,

Хорошее настроение – жёлтый, плохое – зелёный.


А каким вы хотите, чтобы получился урок?


А что вы для этого должны делать?


Желаю, чтобы у вас всё получилось!

Дети показывают карточку с соответствующим цветом.







- интересным, увлекательным, поучительным, весёлым..

- дружно работать, отвечать на вопросы, внимательно слушать…

Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

  1. Актуализация знаний.

С чего начнём?

(На доске записаны слова:

В_да, з_мля, ст_кло, к_стёр, м_рко_ь)

Какое задание нужно выполнить?



Что общего у этих слов?


А что мы знаем о существительном? ( все ответы детей учитель фиксирует на доске в виде кластера)


- с повторения





- подобрать проверочные слова, вставить буквы, тип орфограммы.

- это имена существительные

Дети называют грамматические признаки существительного.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других


  1. Фиксация затруднения в деятельности.

Зачем нужны знания ?

Давайте проверим, как знания помогут справиться с заданиями.

Выберите любое существительное и заполните в таблице соответствующие строчки.

(приложение таблица «Знаю-не знаю»)


Итак, проверим, как вы справились с заданием.




Встретились ли трудности при выполнении этих заданий? Все ли задания получилось выполнить?


Достаточно ли у нас знаний о существительном?

А надо ли уметь определять склонение? Зачем?

-Знания мы применяем на практике.



Дети отмечают то, что уже умеют определять у существительного.





Проверяем ответы детей, одноклассники оценивают ответ (в нашем классе- плюс- минус пальчиками).

Дети фиксируют трудности при определении склонения существительного.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения. Предметный результат.
Выделение проблемы.


  1. Постановка учебной задачи.

Какова тема урока?

Какую цель поставим перед собой на урок?

-Склонение имён существительных

- узнать, как определять склонение у имён существительных.

Умение ставить цель и планировать свои действия. Принятие и сохранение учебной задачи.

  1. Открытие нового знания.

А теперь мы попробуем найти ответы на поставленные вопросы.


А что такое склонение? Подберите однокоренные слова.

Что нужно сделать со словом?


Проведём исследование.

Работать вы будете в исследовательских группах.

(каждой группе выдаётся карточка – приложение «Склонение»)


Сравните окончания существительных в И.п., Д.п., Т.п.

Есть ли слова, которые имеют одинаковые или очень похожие окончания? Сгруппируйте слова.

Посмотрите на слова каждой получившейся группы, какие общие грамматические признаки имеют эти существительные?

(вспомогательные вопросы- Какого рода сущ.?

Какие окончания имеют в нач.форме?)


В русском языке 3 склонения имён существительных.

Кто сможет сформулировать вывод?

( несколько человек проговаривают вывод)

Сравните вывод с текстом учебника на стр.13, 14, 15, 16

Совпали ли наши выводы с правилом?


Вернитесь к таблице «Знаю-не знаю», определите склонение существительных.

Как будете действовать?

Что необходимо?


Поработайте в парах и составьте алгоритм определения склонения у существительных.

( приложение «Алгоритм»- даны пункты алгоритма с включением лишних пунктов)

Все ли пункты необходимо использовать? Какие лишние?







- изменение существительных по падежам

Склонять, преклонять - изменять



  1. Просклонять сущ.

  2. Сравнить окончания

  3. Сгруппировать слова по окончаниям на 3 группы.









Вывод: 1. ж.р., м.р - а, я

hello_html_569fe3f8.gif 2. ср.р - о,е, м.р

hello_html_569fe3f8.gif 3. ж.р. ь -













Дети записывают модель склонения в тетрадь.







- Составить алгоритм











- Нет, лишние- поставь ударение, выдели основу слова

Получают алгоритм: Прочитай слово в начальной форме

Определи род

Найди и выдели окончание

Вспомни правило

Определи склонение

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод.

  1. Первичное закрепление

Итак, применим полученные знания на практике. (упр.290 работаем фронтально по алгоритму)

Дети работают с проговариванием вслух.

Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа (приложение).

После выполнения открывается эталон:

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

Папка карандаш тетрадь

Ручка листок

Оцените работу по критериям:

Без ошибок-«5», 1 ош.- «4»

2 ош.- «3», 3 и более ош.-


Дети выполняют работу, сравнивают с эталоном, оценивают свою работу.

Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

  1. Включение в систему знаний.

Составьте из слов предложение.

(Запись на доске:

Снежинка, падает, с, пушистая, неба.

В, зимой, сад, снегири, прилетают.)

Определите склонение.

Получилось ли выполнить задание полностью? Почему не смогли определить склонение у всех существительных?


Составляют предложения, записывают в тетрадь







Нет, так как некоторые сущ. стоят не в начальной форме.

Предметный результат.
Представление знаний

  1. Итог деятельности

Выберите утверждение, которое на данный момент урока, считаете верным:

Мы уже знаем всё!

Мы ещё не всё знаем!

Мы ничего не знаем!

Мы уже кое-что знаем!


Что мы ещё не знаем?


Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках?


Выбирают утверждение, поясняют выбор.







Дети выделяют новое «незнание»

Метапредметный результат
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

  1. Рефлексия

Какую цель мы ставили на урок?

Достигли ли мы поставленной цели? Как?

А зачем необходимо научиться определять склонение имён существительных?


Как можно дополнить тему урока?

Оцените свою работу на уроке:

Всё получилось – красный,

Всё хорошо, я доволен – жёлтый,

Не получилось так, как хотелось- зелёный


«Познавайте русский язык и владейте этим богатством, но только грамотно»

Спасибо за урок!


Дети проговаривают все приёмы, которые использовали.

- для того, чтобы грамотно писать окончания имён существительных





Три склонения имён существительных.



Самооценка работы на уроке.

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;




Приложение Таблица «Знаю-не знаю»


Знаю

Не знаю

Род существительного



Число существительного



Одушевлённость-неодушевлённость



Падеж



Склонение





Приложение «Склонение существительных»


вода

земля

папа

дядя

стекло

поле

костёр

морковь

И.п.









Р.п.









Д.п.









В.п.









Т.п.









П.п.











Приложение «Алгоритм»

ПРОЧИТАЙ СЛОВО В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ

ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛИ РОД

НАЙДИ И ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ

ВСПОМНИ ПРАВИЛО

ВЫДЕЛИ ОСНОВУ СЛОВА

Приложение «Самостоятельная работа»

Самостоятельная работа.

Определи склонение имён существительных.

Тетрадь, листок, папка, карандаш, ручка.



Урок по русскому языку на тему "Три склонения имён существительных" (3класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе ( по программе развивающего обучения Л.В.Занкова).Тема: Три склонения имён существительных.Тип урока: урок открытия нового знания. Урок проводится по учебнику Поляковой,но может быть использован при работе по данной теме в любом УМК. 

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На этапе повторения дети выявляют проблему,формулируют тему и цель урока. Для достижения поставленной цели дети совместно с учителем проводят иссследование,в ходе которого делают вывод о видах склонения имён существительных,формулируют вывод и знаково фиксируют полученные знания.На уроке использованы интересные приёмы работы с информацией,приёмы самооценки и самоконтроля,предусмотрена индивидуальная работа,а так же работа в парах и групппах.В конспекте урока детально прописаны цели урока,результаты ,деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе.





Автор Митюшева Елена Владимировна
Дата добавления 27.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1122
Номер материала 58769
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓