Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Составное именное сказуемое" (8 класс)

Урок по русскому языку на тему "Составное именное сказуемое" (8 класс)

Русский язык 8 класс У-

Тема: Составное именное сказуемое и способы его выражения.

Цель: получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых; воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний и чувство патриотизма, любовь к своей Родине и своему народу

Место данного урока в системе уроков: урок изучения новой темы

Форма проведения: урок – практикум.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, таблица «Сказуемое», раздаточные карточки.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Целеполагание. Настрой детей на работу.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Сказуемое», над которой работали несколько уроков. Тема нашего урока звучит так: «Составное именное сказуемое и способы его выражения». Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили свои цели урока.

Уч-ся: -получить представление о составном именном сказуемом;
-научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого;  
-уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых.

- Вы все правильно говорите, а теперь обобщим все, что вы сказали. Обратите внимание на слайд № 2. (Демонстрация темы и цели урока). Итак, цель нашего урока: получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых.


3. Обобщение и систематизация знаний о видах сказуемого и способах его выражения.

- Что изучает синтаксис? (Это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение)

-Пока мы с вами работаем, в это время индивидуальная работа у доски – замена словосочетания на синонимичную. Это у нас в ГИА-ОГЭ Задание № 7 (Сайт Захарьиной Вариант №1)


А) Работа по таблице.

-Посмотрите внимательно на таблицу. Вспомните, какие виды сказуемых вы знаете? Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного? Какую роль играют вспомогательные слова в СГС?


4. ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН. (Вставать-садиться)

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами повторяем теорию по данной теме. Я вам зачитываю тезисы-утверждения. Если вы согласны с этими утверждениями, вы должны вставать, если не согласны- садиться.


Тезисы:

1. Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие, отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним происходит? кто он такой? что он такое? каков он? (да)

2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (да)

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого – либо наклонения называется составным. (нет)

4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражены одним глаголом. (да)

5. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: Ещё громче будут петь птицы. (нет)

6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (нет)

7. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены в разных знаменательных словах: лексическое значение в неопределенной форме глагола, а грамматическое во вспомогательном глаголе. (да)

8. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым: Дорога проложена через лес. (нет)


5. Письменная работа. Слайд №3. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. ( рады помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. ( смогут навестить.)


  1. Объяснение новой темы. Запишем предложения, найдите в них сказуемые. Определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.

1. Он был моим братом. (глагол-связка и сущ. тв. п.)

2. Он мой брат. (сущ. в им.падеже) (нулевая связка!)

3. Метель была страшная. (гл.-св. и прил.)

4. Земля велика и прекрасна. (краткие прил.)

5. Стекла были разбитые. (гл. связка+причастие в им. п.) илиСтекла были разбитыми (причастие в тв. п)
6. Эта девушка высокого роста. (цельное словосочетание)

7. Пять плюс пять будет десять. (гл.-св. + числит.)

8. Я был настороже. (гл.-св. + наречие) настороже - сак, уяу булу

9. Вся рыба – ваша. (местоим.)

10. Он был мастером на все руки. (гл.-св. + фразеологизм)

Вывод. Значит, СИС состоит из глагола-связки и именной части. Обычно в настоящем времени глагол-связка не употребляется. Такая связка называется нулевой. Именная часть выражается сущ-ным в именительном и творительном падеже, полными и краткими прилагательными, причастием, цельным словосочетанием, числительным, наречием, местоимением и фразеологизмом). Слайд 4,5.


  1. Физкультминутка. А теперь все встали, задвинули стулья и прошли на середину.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП. (Под музыку ученики танцуют, перемешиваясь в классе. Учитель громко говорит «Замрите!», все замирают. Я задаю вопрос, вы должны сгруппироваться в такое количество, какая цифра будет ответом на вопрос).

  • Сколько типов словосочетаний вы знаете? (3)

  • Сколько членов предложений в русском языке вам известно? (5)

  • Сколько видов сказуемого вы уже знаете? (3)



8. Работа по подготовке к ГИА. Вы уже знаете, что задание № 8 в ОГЭ требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. Слайд №6.

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС




9. Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. Слайд №7.

A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС

B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.

А Б В Г Д (3 2 2 1 3)

10. Работа по карточкам. Найти сказуемые и определить их виды. 1 ученик –у доски. Сайт Захарьиной Вариант 2.

1.

Около трехсот мужчин села Простые Челны ушли на фронт защищать Родину. Многие награждены орденами и медалями. Много интересного о подвигах наших земляков можно узнать на сайте «Подвиг народа».

2.

В течение нескольких десятилетий данные о погибших героях войны были засекречены. Был собран уникальный банк данных о награжденных лицах. Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, городов.

3.

До войны Завдат Мустафин начал работать в школе учителем математики. Но в 1942 году добровольцем уходит на фронт. Сначала был пулемётчиком. В боях под Сталинградом был дважды ранен и контужен.

4.

Наши земляки – Чекин Борис Сергеевич и Савельев Федор Петрович – были удостоены звания Героя Советского Союза.

Чекин Борис Сергеевич родился в крестьянской семье в селе Русская Волчья. 1941 году призван в ряды Красной Армии. Летал на реактивных боевых самолётах. Был награжден орденами и медалями.

5.

Савельев Федор Петрович родился в селе Петропавловка. Звание Героя Советского Союза было присвоено в марте 1945 года. После войны служил в армии. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

6.

В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали все труженики нашего села. Армию нужно было кормить, одевать, обувать. На весь колхоз осталось семь лошадей. Они были измучены, истощены. В годы войны район стал важной тыловой базой страны.

7.

Просторна и прекрасна наша родная земля. На ней мы трудимся, растим детей, радуемся солнцу и наслаждаемся жизнью. Мирному существованию на земле мы обязаны мужественным защитникам Отечества. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, генералами.


Вывод учителя. Близится славная дата в жизни нашего народа – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. И в качестве домашнего задания я хочу вам задавать

сочинение на тему «Этих дней не смолкнет слава» (Бу көннәрнең даны әле дэ тынмады). Используйте в своей работе разные виды сказуемых.


  1. Обобщение урока. Рефлексия. Оценки.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Из каких частей состоит составное именное сказуемое?
-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?  


12. Индивидуальная работа у интерактивной доски – определить виды сказуемого. Сайт Захарьиной Вариант №2) А на местах - «Третий лишний»







7. Определим вместе третье лишнее предложение («Третий лишний»).

  1. Мартышка вздумала трудиться.

  2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.

  3. Червонец был запачкан и в пыли.



1.Солнце начало пригревать землю.

2. Лес- наше богатство.

3. Мы стали подниматься в горы.



  1. В клетке соловей перестал петь.

  2. Команда будет выступать на своём поле.

  3. Оксана любила покрасоваться.



Урок по русскому языку на тему "Составное именное сказуемое" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

     Урок русского языка в 8 классе по теме:

 «Составное именное сказуемое и способы его выражения».

Данный урок является 1-ым в данной теме (еще 1 урок и 1 урок – «Разбор сказуемого»).

 

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели урока: получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых; воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний и чувство патриотизма, любовь к своей Родине и своему народу

Задачи  урока реализовывались:

1. образовательные цели  - в работе по конструированию словосочетаний и предложений, 2. развивающие цели  - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели  - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные качества как «доброта», «сострадание», «любовь к ближнему»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.

 

Метод урока по типу познавательной деятельности:

 частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).

 

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

 

На данном занятии  использовались  технологии:

здоровьесберегающие технологии,

технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии.

 

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Устный опрос (повторение теоретического материала).

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

 

В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «составное именное сказуемое». Научились видеть его в предложении. На уроке использовала некоторые элементы сингапурского обучения, подгок ОГЭ.

Автор Замалетдинова Ландыш Ирековна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 7793
Номер материала 3791
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓