Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения» в 11 классе.

Урок по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения» в 11 классе.

Урок по русскому языку на тему

«Сложноподчиненные предложения»

в 11 классе.


Лексическая тема: Мы помним Ваш великий подвиг и доблестный труд!

Цель:

1. Образовательная: Повторение и обобщение знаний учащихся о сложноподчиненных предложениях.

2. Развивающая: Развитие устной и письменной речи учащихся, их умения и навыков в поиске, обработке, систематизации и передаче информации.

3. Воспитательная: воспитание у школьников уважительного отношения к ратным подвигам защитников Родины; формирование у учащихся чувства долга, патриотизма на материале о жизни и героизме нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, ветерана труда Умбета Таскарина.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации: фотографии ветерана, данные о нем, семейные фотографий, реликвии военных лет и материалы из школьного музея славы и доблести.

Тип: урок повторения и обобщения.

Вид: урок мужества.

Межпредметная связь: история, казахский язык

Методы: словесный, практический

Элементы новой технологий: технология трехмерной методической системы обучения Ж. А.Караева и Ж. У. Кобдиковой. (Слайды1-4)

Ход урока:

I.Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Постановка цели и задачи урока.

Звучит песня «День Победы».

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые учителя, дорогие ребята! Мы сегодня на уроке мужества соприкоснемся с ратными подвигами и военными буднями нашего земляка Умбет ата, узнаем более подробно о ветеране Великой Отечественной войны, кем по праву мы гордимся.

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку. (Слайд № 5).

Эпиграф: Льются с этих фотографий

Океаны биографий,

Жизнь в которых вся до дна

С нашей переплетена.

(Слова из песни Булата Окуджава).

Великая Отечественная война - это героическая страница в биографии не только нашей Родины, но и большинства семей, вынесших суровые испытания военного лихолетья (военных невзгод), потому что история семьи- это неотъемлемая частица истории народа.

Можно долго и много рассказать о войне и о ее героях. Многие из них погибли в годы войны или умерли от полученных ран уже в мирное время. Мы склоняем головы перед их великим подвигам.

Вечная им память!

Тысячи, только вступивших в жизнь, юношей и девушек полегли под смертоносным огнем. Они все смогли, все преодолели. Наряду с сынами и дочерьми других народов, велик вклад в достижение Победы и воинов казахстанцев. Мы гордимся ими.. Их вела вперед вера в то, что враг будет разбит.

Победа эта была добыта ценой многих жертв, лишений. Трудно измерить подвиг каждого. Многих из тех сегодня нет с нами. Годы никого не щадят. Потому что они, не щадя себя, отдали на алтарь Отчизны все, что могли. И потом долгие годы трудились, вкладывая свой опыт, силы, умение в восстановление народного хозяйства, умножая свой вклад в успех Отечества, родного края. И боевые награды на их груди теснили все новые знаки трудовой доблести. Таким человеком, достойного почтения, уважения и признательности, был и наш земляк, ветеран войны и труда Умбет Таскарин. Сегодня мы поговорим о жизни и героизме этого человека. Как и другие участники Великой Отечественной войны, Умбет ата был образцом для всех нас.

Каждый из ветеранов – это мудрость, живая история. И каждый достоин нашего уважения.

II. Проверка домашнего задания.

1. Повторить теорию по теме «СПП и их типы»

2. Подготовить сообщение о жизни и трудовой деятельности нашего земляка Умбета Таскарина.

Сообщение Мухиден Дархана на тему «Биография Умбета Таскарина» (Презентация 1):

-Таскарин Умбет Таскараевич родился в 1924 году в ауле №7 Гурьевского округа (ныне Атырауская область, Индерский район, село Елтай). Отец Меңдіқылов Тасқара был передовиком стахановского движения.

Он уже в детстве стал юным корреспондентом газеты «Социалистік мал шаруашылығы» (ныне газета «Дендер»).

В 1940 году закончил Елтайскую школу.

С ноября 1940 года учился в фабрично-заводском училище в Доссоре и в мае 1941 года закончил его на «отлично».

Любил он музыку. В молодости он пел песни «Япурай», «Тілеуқабақ» и другие. Выступал на концертах художественной самодеятельности.

Сообщение Муратова Абзала на тему «Участие Умбета Таскарина в Великой Отечественной войне» (Презентация 2):

- Когда началась Великая Отечественная война, работал он помощником бурильщика на Сагизском нефтяном производстве.

На защиту Родины Умбет Таскараевич был призван в 1942 году 9 августа. В Свердловске прошел курсы младших командиров и получил звание сержанта. Служил в ряды 16-ой Армии, 97-ой дивизии, 136-го полка западного фронта по линии городов Калинина и Смоленска.

Так сложился путь, что довелось Умбет Ата, уроженцу маленького села Елтай, участвовать во многих крупных сражениях: от Свердловска, где он окончил курсы командиров и получил звание сержанта, до города Духовчина.

В окопах Духовчины немало пришлось изведать отделению 97-ой дивизии, которым он командовал.

В многочисленных схватках с врагом Умбет Ата показал беспримерное мужество и героизм.

В 1943 году 23 сентября был тяжело ранен при защите города Смоленск. Левая рука и нога были прострелены. Лечился долго. Но в строй уже не смог вернуться. Был комиссован. Вылечился, вернулся в 1944 году город Киров из госпиталя инвалидом 2 группы.

В 1943 году 23 сентября был тяжело ранен при защите города Смоленск.

В борьбе с фашистами он отдавал все, что мог. Свой военный путь прошел солдат с честью.


На интерактивной доске - слайд № 4.


Награды.

Орден Отечественной войны I степени.

Юбилейные медали.


  1. Медаль «За победу над Германией»

  2. Медаль «За боевые услуги».

  3. «В честь 20 – летия Победы».

  4. «В честь 25 – летия Победы».

  5. «В честь 30 – летия Победы».

  6. «В честь 40 – летия Победы».

  7. Знак «Ветеран войны» (к 55-летию Победы).

  8. «Медаль Жукова» (10.02.1970г.)

  9. Медаль «За боевые услуги» (11.08.1970 г.)

  10. «50 – летию Красной Армий». (19.01.1974 г.).

  11. «70 – летию Вооруженных Сил»

  12. Медаль «Ветеран труда» (12.12.1984 г., 12.04.1985 г.)

  13. Звание «Почетный гражданин Индерского района».

  14. Грамота Гурьевского областного комитета в честь 50- летия Совета местных корреспондентов.

  15. Грамота «За успешное проведение политических занятий».

  16. Благодарность, поздравительное письмо в честь 60-летия районной газеты «Индер».

  17. Грамота Гурьевского областного исполнительного комитета «За воспитание трудящихся в коммунистическом духе» (18.12.1973 г.)

  18. Благодарственная грамота «За воспитание молодежи» (15.09.1990 г.)

Сообщение Есенқызы Айгерим на тему «Жизнь ветерана после войны» (Презентация 2):

- Ребята, знаете поговорку «Где родился – там и пригодился»? Так это про нашего дедушки Умбете Таскарине.

Когда Умбет Таскарин вернулся с фронта, мужские руки нужны были повсюду. И ата сразу включился в мирный труд. Много делал он для восстановления сельского хозяйства. Принес пользу родному краю, которого он любил и любит, «для благо которого отдал все, что мог». Одним словом – солдат всегда солдат. Своей четкой и беспрекословной службой он прославляет свою семью и своих земляков. Имеел медали, ордена, благодарственные письма и грамоты.

Умбет Ата всю свою жизнь связал с родным аулом, обучая и воспитывая молодежь.

Больше тридцати лет он проработал в финансовой системе. Считался хорошим специалистом. Вырос от бухгалтера до экономиста.

До 1948 года работал секретарем колхоза «Социализм», в 1948-1950 годы - бухгалтером, затем- заведующей фермы.

В 1955 году был заместителем главного бухгалтера, а в 1956 году был бухгалтером колхоза «Социализм».

В 1957 году 19 сентября закончил двухгодичный курс в городе Алматы филиала Московского всесоюзного курса бухгалтерского учета и получил специальность бухгалтера. Несколько раз проходил курсы повышения квалификации в городе Алматы.

С 1957 до 1961 года работал главным бухгалтером колхоза имени «Махамбет».

1958-60 годы был заседателем районного совета.

12 лет вел занятия по экономическим основам специалистам среднего уровня и бухгалтерам.

В 1962 году был главным экономистом районного комбината.

В 1962 году работал главным бухгалтером автобазы №11 Индерского района.

С 1963 года работал главным бухгалтером совхоза имени «Амангелді» до выхода на пенсию.

1965-1981 г.г. - председатель родительского комитета.

1951-1985 г.г. - председатель товарищеского суда сельского совета и профсоюзного комитета.

1956-1961 г.г. был заместителем председателя проверяющей комиссии районного потребительского союза.

Был внештатным корреспондентом газеты «Дендер».

Умбет Таскараевич внес большой вклад в построении памятника великого педагога, нашего земляка Мукангазы Сиранова.

11 декабря 2001 года ему присвоено звание «Почетный гражданин Индерского района».

Умбет Ата с женой Оңай әже воспитали десять детей. Одна из них Куралай Умбетовна, учитель физики, заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Умбет ата умер в 2011 году.


Слово учителя.

-Молодцы, ребята! Отрадно, что каждый из вас старались полно и содержательно ознакомить нас с основными этапами жизни и трудовой деятельности нашего земляка Умбета Таскарина.

Умбет Таскарин был и остается почетным гражданином нашего села, района и области.

Опережающее задание: Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» . Читает Кобенгалиева Айкерим.


Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

М наших внуков внуки.

- Слово предоставляем правнуку дедушки Умбет, ученику 6 класса Женисбеку.

Женисбек: - Во время Отечественной войны среди защитников нашей Родины был и мой родственник по линии отца, дедушка Умбет Таскарин.

Умбет Ата воевал в 136 – ом полку на Калининском западном фронте, защищал города Смоленск и Духовчина. Имеет боевые ордена и медали.

После Победы более тридцати лет проработал бухгалтером, позже экономистом. И в труде Умбет Ата был в передовиках, он активно участвовал в общественной жизни нашего села и района. Он и замечательный отец своих детей, которые подарили ему внуков и правнуков.

Я горжусь тем, что являюсь одним из племянников ветерана Великой Отечественной войны. Благодаря моему деду и таким же, как он, ветеранам сегодня я живу под мирным небом.

III. Повторение темы: Слайд № 5

Разноуровневые задания:

II уровень: (4 балла).

1. Вставьте в сложноподчиненные предложения подходящие подчинительные союзы или союзные слова.

Определите тип придаточных предложений. Составьте их схемы.

Пословицы и поговорки, посвященные Победе Великой Отечественной войны.

  1. Мы победили в тот день, … зацветает сирень. (когда)

  2. Враги наш покой встревожили, … мы их уничтожили. (зато)

  3. Родину защищаем, победить обещаем. (когда)

  4. фашистов развеем в дым, обязательно победим. (если)

  5. развязывает войны, те презрения достойны. (кто)

  6. Нужно так врага бить, … победить. (чтобы)

  7. отсутствует вера, там и нет дела. (где).

2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчиненных предложений.

  1. Наступит тот год, когда победит народ.

  2. Народ верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.

  3. Они считали, что бой ведет группа бойцов.

  4. И все были поражены, что солдат сражается один.

  5. Нес службу на границе, где трудно было удержаться и не поддаться на провокации.

  6. И вооружение было современное, что наши войска и доказали, применив его в дело, и уже намного уверенней они пошли дальше на запад.

  7. Но часто в память возникают лица тех, кого спасал.

  8. Когда подошли к границе, все безмерно радовались.

  9. В Берлин наша Армия пришла достаточно сильной и хорошо вооруженной, так что сумела сломать хребет фашистскому зверью.

  10. Бесконечно прекрасные лица тех, кто сохранил для нас нашу страну, наш отчий дом.

  11. Это сила – жажда Победы, которая вела их вперед.

Определите тип(виды) и место придаточных предложений.


Сложноподчиненные предложения

Виды придаточных предложений

Место придаточного предложения в исходном варианте.

начало

середина

конец

1

Когда в ночное время взвилась красная ракета, наши передовые части начали переправляться через Днепр.

Придаточное времени

+



2

Две звездочки, как два спасательных маяка, сверкали на небосводе.

Придаточное сравнения


+


3

Ему не пришлось увидеться со своими, так как город захватили гитлеровцы.

Придаточное причины



+

4

Сколько сёл ни проезжали, его везде встречали одинаково почетно и радостно.

Придаточное уступительное.

+




III уровень: (3 балла)

1. Переведите предложения на русский язык.

  1. Уақыты келгенде, Жеңіс сағаты соғады. (Когда время придет,час Победы пробьет.)

  2. Қиыншылықтар аяқталғанда, Жеңіс мейрамы басталады. (Когда кончатся беды, наступит праздник Победы.)

  3. Аздаған уақыттан кейін оның денсаулығы жақсарғанда, командир Омаровты қатарға қосты. (Через некоторое время, когда он окреп, командир вернул его в строй.)

  4. Үзілістердің қысқа болғандығы сондай, шабуылдар бір тынбайтын ұрысқа айналды. (Передышки были столь краткими, что все сражения слились в один нескончаемый бой.)

IV. Подведение итогов: проверка разноуровневых заданий.

V. Комментирование оценок.

VI. Домашнее задание:

1. Повторение теории по теме «Сложноподчиненные предложения».

2. Подготовиться к контрольному диктанту.

Слово учителя:

- Ребята, завершим наш урок строками:

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Благодарю всех за активное участие в проведении урока мужества, посвященному жизни ветерана войны и труда, нашего земляка Умбета Таскарина. Поздравляю всех с наступающим с Днем Победы!



Урок по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения» в 11 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель:

1.  Образовательная: Повторение и обобщение знаний учащихся о сложноподчиненных предложениях.

2.  Развивающая:Развитие устной и письменной речи учащихся, их умения и навыков в поиске, обработке, систематизации и передаче информации.

3.  Воспитательная: воспитание у школьников уважительного отношения к ратным подвигам защитников Родины; формирование у учащихся чувства долга, патриотизма на материале о жизни и героизме нашего  земляка,  участника Великой Отечественной войны, ветерана труда Умбета Таскарина.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации: фотографии ветерана, данные о нем, семейные фотографий, реликвии военных лет  и материалы из школьного  музея славы и доблести.

Тип: урок повторения и обобщения.

Вид: урок мужества.

Межпредметная связь: история, казахский язык

Методы: словесный, практический

 

Элементы новой технологий: технология трехмерной методической системы обучения Ж. А.Караева и Ж. У. Кобдиковой.(Слайды1-4)

Автор Жантлеуова Дина Изимбергеновна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 767
Номер материала 12823
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓