Инфоурок Русский язык КонспектыУрок по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных" (3 класс)

Скачать материал

 

УЧИТЕЛЬ:             СОКОЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

УМК:                       « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРЕДМЕТ:              РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА УРОКА:      СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:   

Цель: дать понятие о склонении имени существительного.

Задачи:                                

 Образовательные: в процессе решения проблемной ситуации, классифицировать имена существительные по типу склонения.

Развивающие: развивать умение  определять склонение имен существительных в начальной форме по алгоритму.

Воспитательные: показать красоту Санкт –Петербурга, воспитывать чувство гордости и причастности  к Великому городу.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, презентация, карточки для магнитной доски, выставка сообщений о городе Санкт-Петербурге.

Раздаточный материал: таблицы, карточки для самостоятельной работы.

 

ПЛАН УРОКА

1.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ                                                                1 мин.

2.      МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ                                                                       2 мин.

3.      ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ                5 мин.

4.      ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ                                                                           3 мин.

5.      ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ, РАБОТА В ГРУППАХ                                      7 мин.                                      

6.      РАБОТА С УЧЕБНИКОМ                                                                                 4 мин.

7.      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ                                      3 мин.

8.      СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ                                                 2 мин.

9.      РЕЗЕРВ – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ                                                              3 мин.

10.  ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                               3 мин.

11.  ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ.                                                                                  7 мин.

12.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ                                                                                   2 мин.

13.  ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ                                                              2 мин.

14.  ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНЕЦ УРОКА                                                            1 мин.

 

 

 

ХОД УРОКА

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, словарь, тетрадь, ручка, линейка… Какой предмет , необходимый на каждом уроке я не назвала? (Карандаш).

 

Логические УУД - синтез,

самостоятельное достраивание;

познавательные УУД

контроль процесса.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

 - Запишите первые буквы этих слов. Подчеркните букву, обозначающую гласный звук (у), согласный звонкий непарный (р, л) , согласный звонкий парный (д), согласный глухой парный (т, с). В каком слове первый звук мягкий? (Тетрадь, линейка).

 

Логические УУД –

Анализ объектов;

Регулятивные УУД –

Саморегуляция как способность к волевому усилию.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

-Сегодня урок необычный. Я приглашаю вас на экскурсию по городу Санкт-Петербургу. Во время экскурсии попрошу вас не бегать по автобусу, не кричать с места. Наш город называют культурной столицей России .

Задача сегодняшнего урока – понять новую тему по русскому языку, вспомнить и посетить любимые места нашего города.

Просмотр презентации «Любимый город», слайд, текст:

Среди болот, дождей и вьюг,/ Как исполин из сказки,/ Явился миру Петербург,/ Волной любви обласкан!/  Его скульптуры и дворцы, / Фонтаны, скверы, парки,/ Его ограды и мосты,/ Кораблик на Фонтанке./ Его соборы и гранит – веков узор так прочен!/ Все восхищает и пленит/ В сиянье белой ночи.

Значения каких слов вам непонятны?

Работа над значением слова «исполин» путем подбора синонимов.

- Из первого четверостишья выпишите имена существительные в начальной форме, . выделите окончания, определите род (болото, дождь, вьюга, исполин, сказка, мир, Петербург, волна, любовь). Проверка. Если позволяет время – орфографическая минутка (имена собственные, парные согласные в корне, разделительный мягкий знак, безударные гласные проверяемые и непроверяемые, имена собственные).

 

Личностные УУД –

Нравственно- этическая ориентация.

 

 

 

 

Смыслообразование.

 

 

 

 

Познавательные УУД -извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД -поиск информации.

 

Логические УУД –

Анализ объектов;

 

 

Регулятивные УУД –

контроль, коррекция.

 

 

 

 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

- Я выписала имена существительные из всего стихотворения и разбила их на группы. Попробуйте определить по какому принципу я составила группы ( на доске карточки - магниты).

1 – скульптура, ограда, земля, часовня, дядя.

2 – небо, сиянье, узор, корабль, парк.

3 – любовь, площадь, церковь, любовь, мысль.

 

Дети предлагают свои варианты. Делают вывод. Классификация по трем группам представляет трудность для учащихся. В случае неправильных ответов - помощь учителя:

- Выделите окончания.  Как вы думаете какие имена существительные помещены в первую колонку ( окончания –а, -я, женского и мужского рода), в третью колонку ( нулевое окончание, женский род), во вторую колонку (средний род, мужской род с нулевым окончанием). Таблица на доске дополняется карточками.

 

Регулятивные УУД –

постановка и формулирование проблемы.

Логические УУД –

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.

 

Регулятивные УУД –

Поиск самостоятельного решения проблемы.

 

Знаково-символические УУД- моделирование.

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

- Вы не хотите спросить, для чего ученым понадобилось делить имена существительные именно так? Слова каждой группы одинаково изменяются по падежам и числам. Давайте понаблюдаем как изменяются по падежам слова разных групп . Создание групп: первая-   измените по падежам слово «земля», вторая  – «дядя»; третья – небо, четвертая – сквер; пятая –ночь, шестая –любовь. Обратите внимание на окончания (колонки соответствуют трем склонениям). Проверка работ групп.

-Изменение имен существительных по падежам и числам называется СКЛОНЕНИЕМ.

 

Регулятивные УУД –

Поиск самостоятельного решения проблемы.

Логические УУД –

подведение под понятие, синтез и анализ объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Чтение правила страница 115.

 

Познавательные УУД смысловое чтение.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Продолжение экскурсии. Презентация.

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ

-Давайте составим алгоритм определения склонения Имени существительного (Учитель на доске составляет алгоритм, дети заполняют таблицы).

НАЧАЛО

1.Выделить окончание

2.Окончание –а,-я --------- 1 склонение

3.Окончание  -о,-е --------- 2 склонение

4.Окончание нулевое ------м.р.-2 склонение, ж.р. -3склонение

КОНЕЦ

Познавательные УУД- составление алгоритма.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

- Определите склонение имен существительных (фронтальная работа, проговаривание вслух). Составьте названия памятных мест Санкт –Петербурга.

Улица, поле, проспект, ночь.

Соединяют карточки: Марсово поле, Невский проспект, Садовая улица, Белая ночь.

 

Логические УУД –

Построение логической цепи рассуждений.

 

 

Регулятивные УУД –

контроль, коррекция.

 

 

ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ.

Первый уровень трудности:

Определите склонение имен существительных: болото, сквер, ограда, площадь, корабль.

Второй уровень трудности:

Определите склонение имен существительных: болото, сквер, ограда, площадь, корабль,   Адмиралтейство, крейсер Аврора, колокольня церкви .

Третий уровень:  болото, сквер, ограда, площадь, корабль,   Адмиралтейство, крейсер Аврора, колокольня церкви .площадь Мужества, музей Блокады Ленинграда.

- Если какое-то слово вызвало затруднение, поставьте возле него вопрос.

 

Регулятивные УУД –

саморегуляция.

Познавательные УУД-

Выбор способов решения задачи, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса, результата.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Чему Вы научились на уроке? Для чего нужно уметь определять склонение имен существительных? Подумайте, если на уроке Вам все было понятно поставьте -!, если было трудно поставьте -? Оценивание работы на уроке. Спасибо за внимание.

 

А также в течение урока  Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение точно выражать свои мысли, и др.

 

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНЕЦ УРОКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

УЧИТЕЛЬ:  

СОКОЛОВА ТАТЬЯНА                            АЛЕКСАНДРОВНА

 

УМК:                      

« ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

ПРЕДМЕТ:              РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ТЕМА УРОКА:     

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:   

 

Цель: дать понятие о склонении имени существительного.

 

Задачи:                                

 

 Образовательные: в процессе решения проблемной ситуации, классифицировать имена существительные по типу склонения.

 

Развивающие: развивать умение  определять склонение имен существительных в начальной форме по алгоритму.

 

Воспитательные: показать красоту Санкт –Петербурга, воспитывать чувство гордости и причастности  к Великому городу.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, презентация, карточки для магнитной доски, выставка сообщений о городе Санкт-Петербурге.

 

Раздаточный материал: таблицы, карточки для самостоятельной работы.

 

 

 

ПЛАН УРОКА

 

1.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ                                                                1 мин.

 

2.      МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ                             2 мин.

 

3.      ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ                                                                  5 мин.

 

4.   ПРОБЛЕМНАЯСИТУАЦИЯ                                  3 мин.

 

5.      ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ, работа в группах                                    2 мин                            

 

6.      РАБОТА С УЧЕБНИКОМ                                      4 мин.

 

7.      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ                                                                                            3 мин.

 

8.      СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ                                                                                                      2 мин.

 

9.      РЕЗЕРВ – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ                                                                                                                  3 мин.

 

10.  ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                           3 мин.

 

11.  ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ.                                                                                    7 мин.

 

12.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ                                        2 мин.

 

13.  ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ                   2 мин.

 

14.  ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНЕЦ УРОКА                                                                    1 мин.

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 694 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 986
    • DOCX 22.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3290
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 416 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 835 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 377 человек