Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных" (3 класс)



УЧИТЕЛЬ: СОКОЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

УМК: « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА УРОКА: СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель: дать понятие о склонении имени существительного.

Задачи:

Образовательные: в процессе решения проблемной ситуации, классифицировать имена существительные по типу склонения.

Развивающие: развивать умение определять склонение имен существительных в начальной форме по алгоритму.

Воспитательные: показать красоту Санкт –Петербурга, воспитывать чувство гордости и причастности к Великому городу.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, презентация, карточки для магнитной доски, выставка сообщений о городе Санкт-Петербурге.

Раздаточный материал: таблицы, карточки для самостоятельной работы.



ПЛАН УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1 мин.

  2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ 2 мин.

  3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 5 мин.

  4. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ 3 мин.

  5. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ, РАБОТА В ГРУППАХ 7 мин.

  6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 4 мин.

  7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ 3 мин.

  8. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ 2 мин.

  9. РЕЗЕРВ – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ 3 мин.

  10. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 3 мин.

  11. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ. 7 мин.

  12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2 мин.

  13. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ 2 мин.

  14. ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНЕЦ УРОКА 1 мин.







ХОД УРОКА

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, словарь, тетрадь, ручка, линейка… Какой предмет , необходимый на каждом уроке я не назвала? (Карандаш).


Логические УУД - синтез,

самостоятельное достраивание;

познавательные УУД

контроль процесса.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- Запишите первые буквы этих слов. Подчеркните букву, обозначающую гласный звук (у), согласный звонкий непарный (р, л) , согласный звонкий парный (д), согласный глухой парный (т, с). В каком слове первый звук мягкий? (Тетрадь, линейка).


Логические УУД –

Анализ объектов;

Регулятивные УУД –

Саморегуляция как способность к волевому усилию.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

-Сегодня урок необычный. Я приглашаю вас на экскурсию по городу Санкт-Петербургу. Во время экскурсии попрошу вас не бегать по автобусу, не кричать с места. Наш город называют культурной столицей России .

Задача сегодняшнего урока – понять новую тему по русскому языку, вспомнить и посетить любимые места нашего города.

Просмотр презентации «Любимый город», слайд, текст:

Среди болот, дождей и вьюг,/ Как исполин из сказки,/ Явился миру Петербург,/ Волной любви обласкан!/ Его скульптуры и дворцы, / Фонтаны, скверы, парки,/ Его ограды и мосты,/ Кораблик на Фонтанке./ Его соборы и гранит – веков узор так прочен!/ Все восхищает и пленит/ В сиянье белой ночи.

Значения каких слов вам непонятны?

Работа над значением слова «исполин» путем подбора синонимов.

- Из первого четверостишья выпишите имена существительные в начальной форме, . выделите окончания, определите род (болото, дождь, вьюга, исполин, сказка, мир, Петербург, волна, любовь). Проверка. Если позволяет время – орфографическая минутка (имена собственные, парные согласные в корне, разделительный мягкий знак, безударные гласные проверяемые и непроверяемые, имена собственные).


Личностные УУД –

Нравственно- этическая ориентация.









Смыслообразование.









Познавательные УУД -извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.













Познавательные УУД -поиск информации.



Логические УУД –

Анализ объектов;





Регулятивные УУД –

контроль, коррекция.








ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

- Я выписала имена существительные из всего стихотворения и разбила их на группы. Попробуйте определить по какому принципу я составила группы ( на доске карточки - магниты).

1 – скульптура, ограда, земля, часовня, дядя.

2 – небо, сиянье, узор, корабль, парк.

3 – любовь, площадь, церковь, любовь, мысль.



Дети предлагают свои варианты. Делают вывод. Классификация по трем группам представляет трудность для учащихся. В случае неправильных ответов - помощь учителя:

- Выделите окончания. Как вы думаете какие имена существительные помещены в первую колонку ( окончания –а, -я, женского и мужского рода), в третью колонку ( нулевое окончание, женский род), во вторую колонку (средний род, мужской род с нулевым окончанием). Таблица на доске дополняется карточками.


Регулятивные УУД –

постановка и формулирование проблемы.

Логические УУД –

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.



Регулятивные УУД –

Поиск самостоятельного решения проблемы.



Знаково-символические УУД- моделирование.

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

- Вы не хотите спросить, для чего ученым понадобилось делить имена существительные именно так? Слова каждой группы одинаково изменяются по падежам и числам. Давайте понаблюдаем как изменяются по падежам слова разных групп . Создание групп: первая- измените по падежам слово «земля», вторая – «дядя»; третья – небо, четвертая – сквер; пятая –ночь, шестая –любовь. Обратите внимание на окончания (колонки соответствуют трем склонениям). Проверка работ групп.

-Изменение имен существительных по падежам и числам называется СКЛОНЕНИЕМ.


Регулятивные УУД –

Поиск самостоятельного решения проблемы.

Логические УУД –

подведение под понятие, синтез и анализ объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Чтение правила страница 115.


Познавательные УУД смысловое чтение.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Продолжение экскурсии. Презентация.



СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ

-Давайте составим алгоритм определения склонения Имени существительного (Учитель на доске составляет алгоритм, дети заполняют таблицы).

НАЧАЛО

1.Выделить окончание

2.Окончание –а,-я --------- 1 склонение

3.Окончание -о,-е --------- 2 склонение

4.Окончание нулевое ------м.р.-2 склонение, ж.р. -3склонение

КОНЕЦ

Познавательные УУД- составление алгоритма.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

- Определите склонение имен существительных (фронтальная работа, проговаривание вслух). Составьте названия памятных мест Санкт –Петербурга.

Улица, поле, проспект, ночь.

Соединяют карточки: Марсово поле, Невский проспект, Садовая улица, Белая ночь.


Логические УУД –

Построение логической цепи рассуждений.





Регулятивные УУД –

контроль, коррекция.




ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ.

Первый уровень трудности:

Определите склонение имен существительных: болото, сквер, ограда, площадь, корабль.

Второй уровень трудности:

Определите склонение имен существительных: болото, сквер, ограда, площадь, корабль, Адмиралтейство, крейсер Аврора, колокольня церкви .

Третий уровень: болото, сквер, ограда, площадь, корабль, Адмиралтейство, крейсер Аврора, колокольня церкви .площадь Мужества, музей Блокады Ленинграда.

- Если какое-то слово вызвало затруднение, поставьте возле него вопрос.


Регулятивные УУД –

саморегуляция.

Познавательные УУД-

Выбор способов решения задачи, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса, результата.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Чему Вы научились на уроке? Для чего нужно уметь определять склонение имен существительных? Подумайте, если на уроке Вам все было понятно поставьте -!, если было трудно поставьте -? Оценивание работы на уроке. Спасибо за внимание.


А также в течение урока Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение точно выражать свои мысли, и др.


ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНЕЦ УРОКА
























Урок по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных" (3 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

УЧИТЕЛЬ:  

СОКОЛОВА ТАТЬЯНА                            АЛЕКСАНДРОВНА

 

УМК:                      

« ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

ПРЕДМЕТ:              РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ТЕМА УРОКА:     

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:   

 

Цель: дать понятие о склонении имени существительного.

 

Задачи:                                

 

 Образовательные: в процессе решения проблемной ситуации, классифицировать имена существительные по типу склонения.

 

Развивающие: развивать умение  определять склонение имен существительных в начальной форме по алгоритму.

 

Воспитательные: показать красоту Санкт –Петербурга, воспитывать чувство гордости и причастности  к Великому городу.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, презентация, карточки для магнитной доски, выставка сообщений о городе Санкт-Петербурге.

 

Раздаточный материал: таблицы, карточки для самостоятельной работы.

 

 

 

ПЛАН УРОКА

 

1.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ                                                                1 мин.

 

2.      МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ                             2 мин.

 

3.      ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ                                                                  5 мин.

 

4.   ПРОБЛЕМНАЯСИТУАЦИЯ                                  3 мин.

 

5.      ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ, работа в группах                                    2 мин                            

 

6.      РАБОТА С УЧЕБНИКОМ                                      4 мин.

 

7.      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ                                                                                            3 мин.

 

8.      СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ                                                                                                      2 мин.

 

9.      РЕЗЕРВ – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ                                                                                                                  3 мин.

 

10.  ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                           3 мин.

 

11.  ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ.                                                                                    7 мин.

 

12.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ                                        2 мин.

 

13.  ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ                   2 мин.

 

14.  ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНЕЦ УРОКА                                                                    1 мин.

 

 

 

 

 

 

Автор Соколова Татьяна Александровна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 995
Номер материала 3302
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓