Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему «Синтаксис и культура речи» (10 класс)

Урок по русскому языку на тему «Синтаксис и культура речи» (10 класс)

Название документа Синтаксис и культура речи в 10 классе..ppt

Тема урока: «Синтаксис и культура речи» Цели урока: определение уровня знаний...
Алфавит Асимметрия Баловать Балованный Газопровод Гражданство Деньгам Деньгам...
Возглавить Замес
определите вид связи в словосочетании, замените синонимичным с другим видом с...
Самопроверка (разминка) б) возглавить (приставочно-суффиксальный); замес (бес...
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в ...
Не являются словосочетанием: грамматическая основа предложения: дыхание было ...
Самопроверка (задание 1) 5) вопреки предсказаниям (предлог +существительное) ...
Способы подчинительной связи Существует три главных способа подчинительной св...
Согласование - такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово...
Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово тр...
Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ...
Самопроверка (задания 2-5) Задание 2 - в; Задание 3 - б; Задание 4 - а; Задан...
Самопроверка (задание 6) а)№ 8 - согласование: старательную девушку, способну...
Синтаксические нормы - это правила построения словосочетаний и предложений. ...
Самопроверка (задание 7) 1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 3.
Самопроверка (задание 8) 1 - б; 2 - б; 3 - г; 4 - в; 5 - в.
Итоговая оценка 22 - 25 баллов - «5»; 18 - 21 баллов - «4»; 13 - 17 баллов - ...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: «Синтаксис и культура речи» Цели урока: определение уровня знаний, с
Описание слайда:

Тема урока: «Синтаксис и культура речи» Цели урока: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения; закрепление и систематизация знаний; коррекция знаний, умений и навыков путём постепенно усложняющихся заданий за счёт комплексного их охвата; опора на задания ЕГЭ, связанные с синтаксисом и культурой речи. Зорина Елена Валерьевна – учитель русского языка и литературы

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Алфавит Асимметрия Баловать Балованный Газопровод Гражданство Деньгам Деньгами Д
Описание слайда:

Алфавит Асимметрия Баловать Балованный Газопровод Гражданство Деньгам Деньгами Договор Жалюзи Завидно Звонишь Звонят Издали Камбала Квартал Коклюш Красивее Начав Облегчить Понявший Премировать Ржаветь Свёкла Симметрия Танцовщица Туфля Углубить Феномен Экспертный Языковой Языковый

№ слайда 4 Возглавить Замес
Описание слайда:

Возглавить Замес

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 определите вид связи в словосочетании, замените синонимичным с другим видом связ
Описание слайда:

определите вид связи в словосочетании, замените синонимичным с другим видом связи

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Самопроверка (разминка) б) возглавить (приставочно-суффиксальный); замес (бессуф
Описание слайда:

Самопроверка (разминка) б) возглавить (приставочно-суффиксальный); замес (бессуффиксальный); в) пятьюстами восьмьюдесятью тремя; г) согласование, собрание родителей - управление; д) она была тиха, молчалива и послушна; е) четыре;

№ слайда 10 Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себ
Описание слайда:

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании учение о предложении Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

№ слайда 11 Не являются словосочетанием: грамматическая основа предложения: дыхание было сла
Описание слайда:

Не являются словосочетанием: грамматическая основа предложения: дыхание было слабо ряды однородных членов: учителя и ученики сочетание самостоятельного и служебного слова: вопреки предсказаниям, пусть поет фразеологизмы: валять дурака составные словоформы: буду бороться, самый сильный географические названия, термины: Черное море, прямое дополнение

№ слайда 12 Самопроверка (задание 1) 5) вопреки предсказаниям (предлог +существительное) 7)
Описание слайда:

Самопроверка (задание 1) 5) вопреки предсказаниям (предлог +существительное) 7) не пала духом (фразеологический оборот) 10) доктора осудили (грамматическая основа предложения)

№ слайда 13 Способы подчинительной связи Существует три главных способа подчинительной связи
Описание слайда:

Способы подчинительной связи Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетаний согласование управление примыкание

№ слайда 14 Согласование - такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уп
Описание слайда:

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа. Например: первый снег, кипящая вода, с нашим другом. Главное слово Зависимое слово существительное прилагательное причастие местоимение порядковое числительное. При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу.

№ слайда 15 Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требу
Описание слайда:

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова, веря (во что?) в дружбу, дружба (с кем?) с одноклассниками, доволен (кем?) тобой, связанный (из чего?) из шерсти, двое (из скольких?) из пяти). глагол, причастие, существительное, существительное, местоимение, прилагательное, числительное. числительное. При изменении формы главного слова, зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу. Главное слово Зависимое слово

№ слайда 16 Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово свя
Описание слайда:

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, желание учиться, бежать не оглядываясь. глагол, причастие, наречие, деепричастие, деепричастие, наречие, инфинитив, прилагательное сравнительная степень существительное. прилагательного или наречия, притяжательные местоимения (его, её, их). Запомни! Притяжательные местоимения его, её, их следует отличать от личных местоимений его, её, их, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их. Главное слово Зависимое слово

№ слайда 17 Самопроверка (задания 2-5) Задание 2 - в; Задание 3 - б; Задание 4 - а; Задание
Описание слайда:

Самопроверка (задания 2-5) Задание 2 - в; Задание 3 - б; Задание 4 - а; Задание 5 - в.

№ слайда 18 Самопроверка (задание 6) а)№ 8 - согласование: старательную девушку, способную д
Описание слайда:

Самопроверка (задание 6) а)№ 8 - согласование: старательную девушку, способную девушку; б)№ 9 - управление: уговаривали её, учиться в вузе, не хотелось этого, ей не хотелось; в) № 9,10 - примыкание: учиться дальше, её рвению.

№ слайда 19 Синтаксические нормы - это правила построения словосочетаний и предложений. Син
Описание слайда:

Синтаксические нормы - это правила построения словосочетаний и предложений. Синтаксические нормы регулируют: порядок слов в предложении согласование подлежащего и сказуемого согласование определения с определяемым словом некоторые случаи управления построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами связь частей сложного предложения

№ слайда 20 Самопроверка (задание 7) 1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 3.
Описание слайда:

Самопроверка (задание 7) 1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 3.

№ слайда 21 Самопроверка (задание 8) 1 - б; 2 - б; 3 - г; 4 - в; 5 - в.
Описание слайда:

Самопроверка (задание 8) 1 - б; 2 - б; 3 - г; 4 - в; 5 - в.

№ слайда 22 Итоговая оценка 22 - 25 баллов - «5»; 18 - 21 баллов - «4»; 13 - 17 баллов - «3»
Описание слайда:

Итоговая оценка 22 - 25 баллов - «5»; 18 - 21 баллов - «4»; 13 - 17 баллов - «3»; менее 13 баллов - «2».

№ слайда 23
Описание слайда:

Название документа Урок русского языка в 10 классе Синтаксис и культура речи..doc

Зорина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 10 классе


Тема урока: «Синтаксис и культура речи»


Цели урока:

  • определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения;

  • закрепление и систематизация знаний;

  • коррекция знаний, умений и навыков путём постепенно усложняющихся заданий за счёт комплексного их охвата;

  • применение их на разных уровнях;

  • опора на задания ЕГЭ, связанные с синтаксисом и культурой речи.


Тип урока: урок повторения, систематизации, обобщения и коррекции

знаний учащихся.


Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний;

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, создать условия для применения знаний на практике;

  • развивающие: развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки при работе в парах.


Использование образовательных технологий:

  • информационно-коммуникативные;

  • обучение в сотрудничестве;

  • технологии развивающего обучения;

  • проблемное обучение.


Оборудование:

  • система мульти-медиа;

  • презентация Microsoft PowerPoint;

  • раздаточный дидактический материал.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня открытый урок. Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Разминка. (Слайд 2)

а) расставьте ударение:

(чтение слов с соблюдением орфоэпических норм) (Слайд 3)

Алфавит, асимметрия, баловать, балованный, газопровод, гражданство, деньги - деньгам, деньгами, договор, жалюзи, завидно, звонишь, звонят, издали, камбала, квартал, коклюш, красивее, начав, облегчить, понявший, премировать, ржаветь, свёкла, симметрия, танцовщица, туфля, углубить, феномен, экспертный, языковой, языковый.


- теперь свои ответы записывайте в тетрадь, каждый ответ с новой строчки.


б) определите способ образования слов: (Слайд 4)

Возглавить (приставочно-суффиксальный);

Замес (бессуффиксальный).


в) поставьте числительное 583 в творительный падеж (Слайд 5)

(пятьюстами восьмьюдесятью тремя).


г) определите вид связи в словосочетании «родительское собрание», замените синонимичным с другим видом связи (Слайд 6)

(согласование, собрание родителей - управление)


д) выпишите грамматическую основу предложения: (Слайд 7)

Половину следующего дня она была тиха, молчалива и послушна.

(она была тиха, молчалива и послушна).


е) укажите количество грамматических основ в предложении: (Слайд 8)

Максим Максимыч имел глубокие сведения о поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении. (М.Ю.Лермонтов).

(четыре).

Самопроверка разминки. (Слайд 9)

- Посчитайте правильные ответы. Поставьте в Карточку контроля количество правильных ответов.


  1. Закрепление знаний.

- Тема нашего урока «Синтаксис и культура речи». (Слайд 1)

Сегодня мы проводим урок повторения, систематизации и коррекции знаний по данной теме. Что изучает синтаксис?

- Назовите основные единицы синтаксиса?

- Дайте определение словосочетания? (Слайд 10)

- Любое ли сочетание слов является словосочетанием с точки зрения синтаксиса? (Слайд 11)


Задание 1 (индивидуальная работа) Укажите, какие сочетания слов не являются словосочетанием. Обоснуйте свой выбор.

Самопроверка задания 1. (Слайд 12)

- Посчитайте правильные ответы. Поставьте в Карточку контроля количество правильных ответов.


Способы подчинительной связи

- Назовите виды подчинительной связи в словосочетаниях? (Слайд 13)


- Согласование - это способ подчинительной связи… (Слайд 14)


Задание 2 В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?

- Управление - это способ подчинительной связи… (Слайд 15)


Задание 3 В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?


- Примыкание - это способ подчинительной связи… (Слайд 16)


Задание 4 В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?

Задание 5 Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания доказывать + существительное?



Самопроверка заданий 2-5. (Слайд 17)


- Посчитайте правильные ответы заданий 2-5. Поставьте в Карточку контроля количество правильных ответов.


Задание 6 (творческая работа - работа в парах).

Из данного фрагмента текста выписать словосочетания с указанным видом подчинительной связи.


Самопроверка задания 6. (Слайд 18)

- Посчитайте правильные ответы задания 6. Поставьте в Карточку контроля количество правильных ответов.


Синтаксические нормы

- Большая часть ошибок при выполнении тестов приходится на задания, связанные со знанием грамматических норм русского языка, т. е. языковых и речевых норм (орфоэпических, морфологических, лексических, синтаксических).

- Что такое синтаксические нормы?

- Что регулируют синтаксические нормы? (Слайд 19)

Задание 7 (выполнение заданий - индивидуальная работа).

- после выполнения задания 7, обучающиеся меняются с соседом по парте карточками.


Взаимопроверка задания 7. (Слайд 20)

- Посчитайте правильные ответы задания 6. Поставьте в Карточку контроля количество правильных ответов.


Задание 8 (выполнение заданий - работа в парах).


Самопроверка задания 8. (Слайд 21)

- Посчитайте правильные ответы задания 6. Поставьте в Карточку контроля количество правильных ответов.


4. Итоги работы на уроке. Выставление итоговой оценки (итоговая оценка – это результат работы на уроке и уровень усвоения, понимания пройденного материала). Посчитайте количество баллов, полученных за выполнение заданий 1-8 и разминки и поставьте себе оценку за урок.

(Слайд 22)


5. Рефлексия.

- Как вы оцениваете практическую значимость данного урока для себя?

- Что было главным на уроке для вас?

- Что вызвало затруднения?

- На что следует обратить внимание на следующих уроках?


! Сделать вывод о достижениях каждого ученика.


6. Домашнее задание.

Вариант ЕГЭ № 3

















Название документа карточка контроля..doc

Карточка контроля

Фамилия, имя

Количество баллов

общая оценка

какие трудности возникли на уроке

разминка

задание 1

задание 2-5

задание 6

задание 7

задание 8

общее количество балов













Карточка контроля

Фамилия, имя

Количество баллов

общая оценка

какие трудности возникли на уроке

разминка

задание 1

задание 2-5

задание 6

задание 7

задание 8

общее количество балов













Карточка контроля

Фамилия, имя

Количество баллов

общая оценка

какие трудности возникли на уроке

разминка

задание 1

задание 2-5

задание 6

задание 7

задание 8

общее количество балов

















Название документа карточки заданий.doc

Задание 1 (индивидуальная работа.)

Укажите, какие сочетания слов не являются словосочетанием. Обоснуйте свой выбор.

  1. присутствие матери___________

  2. её образ_______________

  3. давно осудили__________________

  4. осудили меня_______________

  5. вопреки предсказаниям______________

  6. соединяется неразрывно________________

  7. не пала духом__________________

  8. с моим существованием__________________

  9. питала его____________________

  10. доктора' осудили____________________


Задания 2-5

Задание 2

В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?

а) золочёное кольцо, своё имя, первое свидание, шитый золотом

б) новое шоссе, её дом, вспаханное поле, быстрее ветра

в) вскипячённое молоко, большой город, мой портфель, глубочайшее озеро


Задание 3

В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

а) рисовать карандашом, шорох деревьев, ночёвка в лесу, отцы и дети

б) принести багаж, участвовать в конкурсе, искусство игры, прочитавший повесть

в) написать выступление, упасть навзничь, нарушение правил, гуляли в парке


Задание 4

В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?

а) очень забавный, говорить волнуясь, очень хорошо, их работа

б) слишком высоко, недалеко от реки, горячо спорить, их любить

в) очень хорошо, говорить шёпотом, сильнее бури, буду любить


Задание 5

Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания доказывать + существительное?

а) о ком? б) за что? в) что? г) про кого?



Задание 6 (творческая работа - работа в парах).

Из данного фрагмента текста выписать словосочетания с указанным видом подчинительной связи.

(8) Начальство Елену хвалило, отличало как старательную и способную девушку. (9) Её даже уговаривали учиться дальше в вузе, но ей этого не хотелось. (10) Она с удовольствием сидела за чертёжным столом, так что даже коллеги удивлялись её рвению к работе.

(по Л. Улицкой)

а) из предложения № 8 выписать 2 словосочетания со связью согласование:



б) из предложения № 9 выписать 2 словосочетания со связью управление:



в) из предложения № 9, 10 выписать 2 словосочетания со связью примыкание:




Задание 7 (выполнение заданий - индивидуальная работа).

1.

1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

2.

1) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются тради­ции литературы XIX века.

2) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма.

3) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.

4) Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.

3.

1) Лексические повторы — средство выразительности в сти­хотворении Лермонтова «Бородино».

2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие пра­ва, имел общественное звучание.

4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.

4.

1) Лирический герой — один из центральных персонажей романа «Евгений Онегин».

2) На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив

3) Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.

4) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.

5.

1) Ученые США прогнозируют, что в конце XXI века на нашей планете установится аномально теплая погода.

2) Прекрасным памятником Суворову стало стихотворение «Снегирь».

3) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

4) Изучая картины Айвазовского, находящиеся в русских музеях, мы поражаемся огромному труду, вложенному художником в картины.


Задание 8 (выполнение заданий - работа в парах).

Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

  1. Исполняя эту пьесу,

а) было чувство радости.

б) я старался передать своё настроение.

в) должен учитываться авторский замысел.

г) зал хорошо слушал пианиста.


2. Возвратившись из поездки,

а) произошёл интересный случай.

б) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

в) запомнились интересные случаи в пути.

г) мне не спалось.


3. Прочитав новую книгу,

а) меня увлёк её сюжет.

б) началась подготовка к конференции.

в) это помогает лучше понять окружающий мир.

г) я увлёкся историей.


4. Не рассчитывая на помощь,

а) меня начали покидать силы.

б) самостоятельность очень важна.

в) ученики самостоятельно справились с заданием.

г) учебник помогает справиться с материалом.


5. Изучая историю,

а) понадобилось много времени.

б) есть возможность гордиться прошлым.

в) современники усваивают уроки прошлого.

г) это помогает понять настоящее.

Урок по русскому языку на тему «Синтаксис и культура речи» (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

  • определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения;
  • закрепление и систематизация знаний;
  • коррекция знаний, умений и навыков путём постепенно усложняющихся заданий за счёт комплексного их охвата;
  • применение их на разных уровнях;
  • опора на задания ЕГЭ, связанные с синтаксисом и культурой речи.

 Тип урока: урок повторения, систематизации, обобщения и коррекции

                     знаний учащихся.

 Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний;
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, создать условия для применения знаний на практике;
  • развивающие: развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки при работе в парах.

 Использование образовательных технологий:

  • информационно-коммуникативные;
  • обучение в сотрудничестве;
  • технологии развивающего обучения;

проблемное обучение.

Автор Зорина Елена Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 956
Номер материала 33208
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓