Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку.

Учитель Русского языка и Литературы СОШ № 22 - Зинина Юлия Владимировна.

Тема урока: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные".

Класс: 6.

Цели:

1. образовательная - продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; дать понятие о разрядах имён прилагательных; дать понятие о качественных прилагательных; познакомить с признаками качественных прилагательных; выяснить по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные.

2. развивающая - развить навыки определения качественных прилагательных, умение находить их в тексте;

3. воспитательная - воспитание интереса к русскому языку, наблюдательности по отношению к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная таблица, карточки, учебник.

Базовый учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ.

Формы работы учащихся: коллективная работа, работа с интерактивной таблицей определения качественных прилагательных, работа с учебником, самостоятельная работа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами снова поработаем в группах.

2. Актуализация прежних знаний.

Учитель: На столе перед вами лежат карточки с предложениями, вам нужно сделать полный синтаксический разбор этих предложений. Как кома

комада будет готова-поднимите руки. (Предложения: 1. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. 2. Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. 3. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.)

Ребята выполняют задания в группах, проверка.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь перейдем к повторению по теме "Имя прилагательное". На столе у вас так же лежат карточки с вопросами на внешней стороне и с ответами внутри. Ответы нужны вам для того, чтобы проверить правильность ответа вашего партнера. Данное задание мы выполняем в структуре QUIZ-QUIZ-TRADE (Куиз-Куиз-Трэйд): ребята ходят по классу и опрашивают друг друга, проверяя правильность ответа, меняются карточками.

Учитель: Хорошая работа! Займите свои места. Перейдем к новой теме.

3. Формирование новых знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о разрядах имен прилагательных. Всего их три: качественные, относительные и притяжательные. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о качественных именах прилагательных.

Посмотрите на доску, вот вам примеры, продолжите: 
величина: большой,... 
возраст: молодой,... 
вес: легкий,... 
вид: красивый,... 
свойства: умный,... 
оценка: хороший,...

Учитель: Вы спросите, зачем нам надо было это делать? Не спешите. Если вписать в каждую строчку антоним, то окажется, что каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее. По виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее. По цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в первую группу, или разряд, качественных прилагательных. Уже из названия видно, что это прилагательное, которое обозначает те или иные качества, свойства, способные проявляться в большей или меньше степени.
Учитель: Образуйте от этих прилагательных степени сравнения и краткие формы, удалось ли это? Итак, качественные прилагательные имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Учитель: Обо всех прилагательных можно сказать, что их свойства могут проявляться больше или меньше? Вот деревянный стол. Может он быть еще деревяннее? Или может оказаться в нем чуть меньше деревянности?

Ученики: Нет.

Учитель: Вот и второй разряд прилагательных – относительные прилагательные. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту: ленинградская улица, или по времени: утренний кофе, или по назначению предмета: детская площадка. Прилагательные этого разряда не имеют краткую форму и не образуют степени сравнения.

Учитель: Теперь вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных?

Ученики: Качественные прилагательные - это прилагательные, которые обозначают те или иные качества, свойства; имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Ученики: Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту или по времени; они не образуют степени сравнения и не имеют краткую форму.

Учитель: Все верно. У нас остался третий разряд имен прилагательных - притяжательные. Притяжательные прилагательные принадлежат кому-то, они чьи-то. Например: лисья нора - нора лисы; мамина шуба - шуба мамы.

Посмотрите на доску, перед вами таблица, запишите ее в свои тетради.

Таблица.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Умный ученик.

1. Образуют краткую форму: ученик умен.

2. Имеют степени сравнения: умный - умнее - умнейший.

3. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. : очень умный ученик.

4. Образуют сложные прилагательные путем их повтора: умный-умный ученик.

5. Употребляются с приставкой не- : неумный ученик.

Деревянная дверь.

1. Не образуют краткую форму.

2. Не имеют степени сравнения.

Лисья нора.

1. Принадлежат кому- то, чьи-то: нора лисы.

Учитель: Перейдем к тренировочным упражнениям: учебник, упражнение 290, 291.

Учитель: Молодцы, сегодня все хорошо поработали. Запишем домашнее задание: упражнение 292: опишите какой-либо уголок природы используя качественные прилагательные.



Урок по русскому языку на тему "Разряды имен прилагательных" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по русскому языку.

Учитель Русского языка и Литературы СОШ № 22 - Зинина Юлия Владимировна.

Тема урока: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные".

Класс: 6.

Цели:

1. образовательная - продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; дать понятие о разрядах имён прилагательных; дать понятие о качественных прилагательных; познакомить с признаками качественных прилагательных; выяснить по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные.

2. развивающая -  развить навыки определения качественных прилагательных, умение находить их в тексте;

3. воспитательная - воспитание интереса к русскому языку, наблюдательности по отношению к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная таблица, карточки, учебник.

Базовый учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ.

Формы работы учащихся: коллективная работа, работа с интерактивной таблицей определения качественных прилагательных, работа с учебником, самостоятельная работа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами снова поработаем в группах.

2. Актуализация прежних знаний.

Учитель: На столе перед вами лежат карточки с предложениями, вам нужно сделать полный синтаксический разбор этих предложений. Как кома

комада будет готова-поднимите руки. (Предложения: 1. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. 2. Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. 3. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.)

Ребята выполняют задания в группах, проверка.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь перейдем к повторению по теме "Имя прилагательное". На столе у вас так же лежат карточки с вопросами на внешней стороне и с ответами внутри. Ответы нужны вам для того, чтобы проверить правильность ответа вашего партнера. Данное задание мы выполняем в структуре QUIZ-QUIZ-TRADE (Куиз-Куиз-Трэйд): ребята ходят по классу и опрашивают друг друга, проверяя правильность ответа, меняются карточками.

Учитель: Хорошая работа! Займите свои места. Перейдем к новой теме.

3. Формирование новых знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о разрядах имен прилагательных. Всего их три: качественные, относительные и притяжательные. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о качественных именах прилагательных.

Посмотрите на доску, вот вам примеры, продолжите: 
величина: большой,... 
возраст: молодой,... 
вес: легкий,... 
вид: красивый,... 
свойства: умный,... 
оценка: хороший,...

Учитель: Вы спросите, зачем нам надо было это делать? Не спешите. Если вписать в каждую строчку антоним, то окажется, что каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее. По виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее. По цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в первую группу, или разряд, качественных прилагательных. Уже из названия видно, что это прилагательное, которое обозначает те или иные качества, свойства, способные проявляться в большей или меньше степени.
Учитель: Образуйте от этих прилагательных степени сравнения и краткие формы, удалось ли это? Итак, качественные прилагательные имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Учитель: Обо всех прилагательных можно сказать, что их свойства могут проявляться больше или меньше? Вот деревянный стол. Может он быть еще деревяннее? Или может оказаться в нем чуть меньше деревянности?

Ученики: Нет.

Учитель: Вот и второй разряд прилагательных – относительные прилагательные. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту: ленинградская улица, или по времени: утренний кофе, или по назначению предмета: детская площадка. Прилагательные этого разряда не имеют краткую форму и не образуют степени сравнения.

Учитель: Теперь вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных?

Ученики: Качественные прилагательные - это прилагательные, которые обозначают те или иные качества, свойства; имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Ученики: Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту или по времени; они не образуют степени сравнения и не имеют краткую форму.

Учитель: Все верно. У нас остался третий разряд имен прилагательных - притяжательные. Притяжательные прилагательные принадлежат кому-то, они чьи-то. Например: лисья нора - нора лисы; мамина шуба - шуба мамы.

Посмотрите на доску, перед вами таблица, запишите ее в свои тетради.

                                          Таблица. 

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Умный ученик.

1. Образуют краткую форму: ученик умен.

2. Имеют степени сравнения: умный - умнее - умнейший.

3. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. : очень умный ученик.

4. Образуют сложные прилагательные путем их повтора: умный-умный ученик.

5. Употребляются с приставкой не- : неумный ученик.

Деревянная дверь.

1. Не образуют краткую форму.

2. Не имеют степени сравнения.

Лисья нора.

1. Принадлежат кому- то, чьи-то: нора лисы.

Учитель: Перейдем к тренировочным упражнениям: учебник, упражнение 290, 291.

 

Учитель: Молодцы, сегодня все хорошо поработали. Запишем домашнее задание: упражнение 292: опишите какой-либо уголок природы используя качественные прилагательные. 



Автор Зинина Юлия Владимировна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2581
Номер материала 53786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓