Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему "Три склонения существительных" 3 класс

Урок по русскому языку на тему "Три склонения существительных" 3 класс

Скачать материал

Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе                           Учитель Носова Т.А. сш №23

Тема  «3  склонения имен существительных»

Цель: дать понятие о трех типах склонения имен существительных

Задачи: научить распознавать типы склонений по окончанию ( в начальной форме) и по роду;

                развивать умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно  

                различать слова;

                воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, активность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, побуждающий, стимулирующий.

Методы учения: исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: опора «Имя существительное», таблица «Падежные окончания существительных», 3 избушки со словами 1, 2, 3 склонения, таблица «3 склонения существительных», отрывок из мультфильма «Маша и медведь».

Этапы и структура урока

1. Организационный момент            Каждый день – всегда, везде: на занятиях, в игре

                                                                    Смело, четко говорим и тихонечко сидим.                                                         

2. Постановка темы урока

                  Сегодня вы отправитесь в гости к самой древней части речи. Она о себе говорит так: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»

                  Какая это часть речи?

3. Актуализация знаний               

                  Расскажите о существительном  ( рассказ по опоре)

                  Оформление тетрадей ( число, классная работа)

                  Чистописание   ссСсс      

4. Постановка учебной задачи

                  Сегодня на уроке вы научитесь делить существительные на группы в зависимости от того, как существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, а изменяются сущ. по-разному и имеют разные окончания.

                  На уроке вы вспомните, как правильно выделять окончание и как определять род и  И. п. существительных.

                   Готовы? Тогда отправляемся в гости к имени существительному.

5. Работа по теме урока

                   У леса на опушке стояли 3 избушки, и очень отличались избушки друг от дружки.

                   Ведь в каждой той избушке, кроме хозяюшки- старушки ,

                   Проживали непохожие постояльцы пригожие.

                   Давайте познакомимся с постояльцами каждой избушки, т.е. с именами существительными.

                   Прочитайте 1 группу слов. Что особенного вы заметили у существительных 1 избушки?       

                   Запишите их, выделите окончание, определите род, падеж.

                   Какие существительные живут во 2 избушке? Запишите их, определите окончание, род, падеж

                   3 избушка особенная. Почему? Запишите сущ., определите окончание, род, падеж.

                   Сделайте вывод: все существительные в начальной форме делятся на 3 группы

                    К 1 склонению относятся существительные…

                    Ко 2 склонению относятся существительные…

                    К 3 склонению относятся существительные…

                    По каким грамматическим признакам нужно определять склонение сущ.?

                   ( по роду и окончанию в начальной форме)

Молодцы! Вы сами разобрались с новой темой « 3 склонения имен существительных»

                                               А теперь немного отдохнем.

Физминутка:                       1, 2, 3, 4, 5- вышли дети погулять . Остановились на лугу!

                                               Я вперед быстрей бегу! Лютики, ромашки,  розовые кашки!

                                               Собирал наш 3 класс!  Вот какой венок у нас!

Работа по учебнику

                    Жильцы каждой избушки надеются, что вы выучите правило на стр. 86 №188.             

                     Расскажите его друг другу

6. Закрепление. Практические упражнения.

                      А теперь выполним задания жильцов:

                    1) Найдите «лишнее» слово , работаем в парах    Зима, весна, лето.

                                                                                                               Дерево, птица, окно.

                                                                                                               Мяч, меч, мышь.

                    2) индивидуальное задание: найди сущ. 2 склонения, 1 склонения:

                                                                                                               Автомобиль, утенок, яблоко, цапля, озеро,

                                                                                                               ночь, стриж, дедушка, помощь, пчела,

                                                                                                               лошадь, фасоль.

                         От данных сущ. образуй новые слова 3 скл.:   Вещица, мышка, брошка, ночка, печка,

                                                                                                               горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка

                    3) Закончите пословицу, определи склонение вставленного сущ. Работа у доски.

                                                                                                               Хлеб – всему … ( голова).

                                                                                                               Книга – лучший … (друг).

                                                                                                               Дружба и братство – лучшее …( богатство).

                                                                                                               Землю красит солнце, а человека-…(труд).

                                                                                                               Знания – это …(сила).

                   4) Запишите слова в 3 столбика . Самостоятельная работа. Проверка.         

                                                                                                1 в.        Кость,  лошадка, конь, букварь, скатерть,

                                                                                                               женщина, облако, капуста. 

                                                                                                2 в.        Гвоздь, радость ,береза, помидор, печаль,

                                                                                                               полночь, мужчина, дерево.

                   5) Просмотр отрывка из сказки «Маша и медведь»

                                       Запишите сущ. 1, 2, 3 склонения( дописывают в столбики предыдущего задания)

7. Домашнее задание: с.  86 выучить правило, № 189 определить склонение сущ.

8. Итоги. Оценки.                        Что нового вы узнали на уроке?  Как определяли склонение сущ.

    Рефлексия          Продолжите предложения:  Я понял …

                                                                                         Мне было сложно…

                                                                                         У меня сегодня получалось…

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Три склонения существительных" 3 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе                           Учитель Носова Т.А. сш №23

Тема  «3  склонения имен существительных»

Цель: дать понятие о трех типах склонения имен существительных

Задачи: научить распознавать типы склонений по окончанию ( в начальной форме) и по роду;

                развивать умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно  различать слова;

                воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, активность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, побуждающий, стимулирующий.

Методы учения: исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: опора «Имя существительное», таблица «Падежные окончания существительных», 3 избушки со словами 1, 2, 3 склонения, таблица «3 склонения существительных», отрывок из мультфильма «Маша и медведь».

Этапы и структура урока

1. Организационный момент           

Каждый день – всегда, везде: на занятиях, в игре

Смело, четко говорим и тихонечко сидим.                                                        

2. Постановка темы урока

                  Сегодня вы отправитесь в гости к самой древней части речи. Она о себе говорит так: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»

                  Какая это часть речи?

3. Актуализация знаний               

                  Расскажите о существительном  ( рассказ по опоре)

                  Оформление тетрадей ( число, классная работа)

                  Чистописание   ссСсс      

4. Постановка учебной задачи

                  Сегодня на уроке вы научитесь делить существительные на группы в зависимости от того, как существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, а изменяются сущ. по-разному и имеют разные окончания.

                  На уроке вы вспомните, как правильно выделять окончание и как определять род и  И. п. существительных.

                   Готовы? Тогда отправляемся в гости к имени существительному.

5. Работа по теме урока

                   У леса на опушке стояли 3 избушки, и очень отличались избушки друг от дружки.

                   Ведь в каждой той избушке, кроме хозяюшки- старушки ,

                   Проживали непохожие постояльцы пригожие.

                   Давайте познакомимся с постояльцами каждой избушки, т.е. с именами существительными.

                   Прочитайте 1 группу слов. Что особенного вы заметили у существительных 1 избушки?       

                   Запишите их, выделите окончание, определите род, падеж.

                   Какие существительные живут во 2 избушке? Запишите их, определите окончание, род, падеж

                   3 избушка особенная. Почему? Запишите сущ., определите окончание, род, падеж.

                   Сделайте вывод: все существительные в начальной форме делятся на 3 группы

                    К 1 склонению относятся существительные…

                    Ко 2 склонению относятся существительные…

                    К 3 склонению относятся существительные…

                    По каким грамматическим признакам нужно определять склонение сущ.?

                   ( по роду и окончанию в начальной форме)

Молодцы! Вы сами разобрались с новой темой « 3 склонения имен существительных»

                                               А теперь немного отдохнем.

Физминутка:                       1, 2, 3, 4, 5- вышли дети погулять .                                                      Остановились на лугу!

                                             Я вперед быстрей бегу! Лютики,                                                            ромашки,  розовые кашки!

                                             Собирал наш 3 класс! 

                                             Вот какой венок у нас!

Работа по учебнику

                    Жильцы каждой избушки надеются, что вы выучите правило на стр. 86 №188.             

                     Расскажите его друг другу

6. Закрепление. Практические упражнения.

                      А теперь выполним задания жильцов:

                    1) Найдите «лишнее» слово , работаем в парах    Зима, весна, лето.

                                                                                                               Дерево, птица, окно.

                                                                                                               Мяч, меч, мышь.

                    2) индивидуальное задание: найди сущ. 2 склонения, 1 склонения:

                                                                                                               Автомобиль, утенок, яблоко, цапля, озеро,

                                                                                                               ночь, стриж, дедушка, помощь, пчела,

                                                                                                               лошадь, фасоль.

                         От данных сущ. образуй новые слова 3 скл.:   Вещица, мышка, брошка, ночка, печка,

                                                                                                               горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка

                    3) Закончите пословицу, определи склонение вставленного сущ. Работа у доски.

                                                                                                           Хлеб – всему … ( голова).

                                                                                                            Книга – лучший … (друг).

                                                                                                          Дружба и братство – лучшее …( богатство).

                                                                                                            Землю красит солнце, а человека-…(труд).

                                                                                                             Знания – это …(сила).

                   4) Запишите слова в 3 столбика . Самостоятельная работа. Проверка.          

                                                                                                1 в.        Кость,  лошадка, конь, букварь, скатерть,

                                                                                                               женщина, облако, капуста. 

                                                                                                2 в.        Гвоздь, радость ,береза, помидор, печаль,

                                                                                                              полночь, мужчина, дерево.

                   5) Просмотр отрывка из сказки «Маша и медведь»

                                       Запишите сущ. 1, 2, 3 склонения( дописывают в столбики предыдущего задания)

7. Домашнее задание: с.  86 выучить правило, № 189 определить склонение сущ.

8. Итоги. Оценки.                        Что нового вы узнали на уроке?  Как определяли склонение сущ.

    Рефлексия          Продолжите предложения: 

Я понял …

Мне было сложно…

У меня сегодня получалось…

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 842 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 822
    • DOCX 17.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Носова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Носова Татьяна Анатольевна
    Носова Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 3429
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 38 регионов

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе