Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Три склонения существительных" 3 класс

Урок по русскому языку на тему "Три склонения существительных" 3 класс

Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе Учитель Носова Т.А. сш №23

Тема «3 склонения имен существительных»

Цель: дать понятие о трех типах склонения имен существительных

Задачи: научить распознавать типы склонений по окончанию ( в начальной форме) и по роду;

развивать умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно

различать слова;

воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, активность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, побуждающий, стимулирующий.

Методы учения: исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: опора «Имя существительное», таблица «Падежные окончания существительных», 3 избушки со словами 1, 2, 3 склонения, таблица «3 склонения существительных», отрывок из мультфильма «Маша и медведь».

Этапы и структура урока

1. Организационный момент Каждый день – всегда, везде: на занятиях, в игре

Смело, четко говорим и тихонечко сидим.

2. Постановка темы урока

Сегодня вы отправитесь в гости к самой древней части речи. Она о себе говорит так: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»

Какая это часть речи?

3. Актуализация знаний

Расскажите о существительном ( рассказ по опоре)

Оформление тетрадей ( число, классная работа)

Чистописание ссСсс

4. Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке вы научитесь делить существительные на группы в зависимости от того, как существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, а изменяются сущ. по-разному и имеют разные окончания.

На уроке вы вспомните, как правильно выделять окончание и как определять род и И. п. существительных.

Готовы? Тогда отправляемся в гости к имени существительному.

5. Работа по теме урока

У леса на опушке стояли 3 избушки, и очень отличались избушки друг от дружки.

Ведь в каждой той избушке, кроме хозяюшки- старушки ,

Проживали непохожие постояльцы пригожие.

Давайте познакомимся с постояльцами каждой избушки, т.е. с именами существительными.

Прочитайте 1 группу слов. Что особенного вы заметили у существительных 1 избушки?

Запишите их, выделите окончание, определите род, падеж.

Какие существительные живут во 2 избушке? Запишите их, определите окончание, род, падеж

3 избушка особенная. Почему? Запишите сущ., определите окончание, род, падеж.

Сделайте вывод: все существительные в начальной форме делятся на 3 группы

К 1 склонению относятся существительные…

Ко 2 склонению относятся существительные…

К 3 склонению относятся существительные…

По каким грамматическим признакам нужно определять склонение сущ.?

( по роду и окончанию в начальной форме)

Молодцы! Вы сами разобрались с новой темой « 3 склонения имен существительных»

А теперь немного отдохнем.

Физминутка: 1, 2, 3, 4, 5- вышли дети погулять . Остановились на лугу!

Я вперед быстрей бегу! Лютики, ромашки, розовые кашки!

Собирал наш 3 класс! Вот какой венок у нас!

Работа по учебнику

Жильцы каждой избушки надеются, что вы выучите правило на стр. 86 №188.

Расскажите его друг другу

6. Закрепление. Практические упражнения.

А теперь выполним задания жильцов:

1) Найдите «лишнее» слово , работаем в парах Зима, весна, лето.

Дерево, птица, окно.

Мяч, меч, мышь.

2) индивидуальное задание: найди сущ. 2 склонения, 1 склонения:

Автомобиль, утенок, яблоко, цапля, озеро,

ночь, стриж, дедушка, помощь, пчела,

лошадь, фасоль.

От данных сущ. образуй новые слова 3 скл.: Вещица, мышка, брошка, ночка, печка,

горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка

3) Закончите пословицу, определи склонение вставленного сущ. Работа у доски.

Хлеб – всему … ( голова).

Книга – лучший … (друг).

Дружба и братство – лучшее …( богатство).

Землю красит солнце, а человека-…(труд).

Знания – это …(сила).

4) Запишите слова в 3 столбика . Самостоятельная работа. Проверка.

1 в. Кость, лошадка, конь, букварь, скатерть,

женщина, облако, капуста.

2 в. Гвоздь, радость ,береза, помидор, печаль,

полночь, мужчина, дерево.

5) Просмотр отрывка из сказки «Маша и медведь»

Запишите сущ. 1, 2, 3 склонения( дописывают в столбики предыдущего задания)

7. Домашнее задание: с. 86 выучить правило, № 189 определить склонение сущ.

8. Итоги. Оценки. Что нового вы узнали на уроке? Как определяли склонение сущ.

Рефлексия Продолжите предложения: Я понял …

Мне было сложно…

У меня сегодня получалось…



Урок по русскому языку на тему "Три склонения существительных" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе                           Учитель Носова Т.А. сш №23

Тема  «3  склонения имен существительных»

Цель: дать понятие о трех типах склонения имен существительных

Задачи: научить распознавать типы склонений по окончанию ( в начальной форме) и по роду;

                развивать умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно  различать слова;

                воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, активность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, побуждающий, стимулирующий.

Методы учения: исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: опора «Имя существительное», таблица «Падежные окончания существительных», 3 избушки со словами 1, 2, 3 склонения, таблица «3 склонения существительных», отрывок из мультфильма «Маша и медведь».

Этапы и структура урока

1. Организационный момент           

Каждый день – всегда, везде: на занятиях, в игре

Смело, четко говорим и тихонечко сидим.                                                        

2. Постановка темы урока

                  Сегодня вы отправитесь в гости к самой древней части речи. Она о себе говорит так: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»

                  Какая это часть речи?

3. Актуализация знаний               

                  Расскажите о существительном  ( рассказ по опоре)

                  Оформление тетрадей ( число, классная работа)

                  Чистописание   ссСсс      

4. Постановка учебной задачи

                  Сегодня на уроке вы научитесь делить существительные на группы в зависимости от того, как существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, а изменяются сущ. по-разному и имеют разные окончания.

                  На уроке вы вспомните, как правильно выделять окончание и как определять род и  И. п. существительных.

                   Готовы? Тогда отправляемся в гости к имени существительному.

5. Работа по теме урока

                   У леса на опушке стояли 3 избушки, и очень отличались избушки друг от дружки.

                   Ведь в каждой той избушке, кроме хозяюшки- старушки ,

                   Проживали непохожие постояльцы пригожие.

                   Давайте познакомимся с постояльцами каждой избушки, т.е. с именами существительными.

                   Прочитайте 1 группу слов. Что особенного вы заметили у существительных 1 избушки?       

                   Запишите их, выделите окончание, определите род, падеж.

                   Какие существительные живут во 2 избушке? Запишите их, определите окончание, род, падеж

                   3 избушка особенная. Почему? Запишите сущ., определите окончание, род, падеж.

                   Сделайте вывод: все существительные в начальной форме делятся на 3 группы

                    К 1 склонению относятся существительные…

                    Ко 2 склонению относятся существительные…

                    К 3 склонению относятся существительные…

                    По каким грамматическим признакам нужно определять склонение сущ.?

                   ( по роду и окончанию в начальной форме)

Молодцы! Вы сами разобрались с новой темой « 3 склонения имен существительных»

                                               А теперь немного отдохнем.

Физминутка:                       1, 2, 3, 4, 5- вышли дети погулять .                                                      Остановились на лугу!

                                             Я вперед быстрей бегу! Лютики,                                                            ромашки,  розовые кашки!

                                             Собирал наш 3 класс! 

                                             Вот какой венок у нас!

Работа по учебнику

                    Жильцы каждой избушки надеются, что вы выучите правило на стр. 86 №188.             

                     Расскажите его друг другу

6. Закрепление. Практические упражнения.

                      А теперь выполним задания жильцов:

                    1) Найдите «лишнее» слово , работаем в парах    Зима, весна, лето.

                                                                                                               Дерево, птица, окно.

                                                                                                               Мяч, меч, мышь.

                    2) индивидуальное задание: найди сущ. 2 склонения, 1 склонения:

                                                                                                               Автомобиль, утенок, яблоко, цапля, озеро,

                                                                                                               ночь, стриж, дедушка, помощь, пчела,

                                                                                                               лошадь, фасоль.

                         От данных сущ. образуй новые слова 3 скл.:   Вещица, мышка, брошка, ночка, печка,

                                                                                                               горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка

                    3) Закончите пословицу, определи склонение вставленного сущ. Работа у доски.

                                                                                                           Хлеб – всему … ( голова).

                                                                                                            Книга – лучший … (друг).

                                                                                                          Дружба и братство – лучшее …( богатство).

                                                                                                            Землю красит солнце, а человека-…(труд).

                                                                                                             Знания – это …(сила).

                   4) Запишите слова в 3 столбика . Самостоятельная работа. Проверка.          

                                                                                                1 в.        Кость,  лошадка, конь, букварь, скатерть,

                                                                                                               женщина, облако, капуста. 

                                                                                                2 в.        Гвоздь, радость ,береза, помидор, печаль,

                                                                                                              полночь, мужчина, дерево.

                   5) Просмотр отрывка из сказки «Маша и медведь»

                                       Запишите сущ. 1, 2, 3 склонения( дописывают в столбики предыдущего задания)

7. Домашнее задание: с.  86 выучить правило, № 189 определить склонение сущ.

8. Итоги. Оценки.                        Что нового вы узнали на уроке?  Как определяли склонение сущ.

    Рефлексия          Продолжите предложения: 

Я понял …

Мне было сложно…

У меня сегодня получалось…

 

 

Автор Носова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1145
Номер материала 19722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓