Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)

Урок по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)

Скачать материал

Урок русского языка в 8 классе

 

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

 

Цель: учить анализировать способ выражения грамматической основы в предложениях; выработать навыки в постановке тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку.

 

Наглядные материалы и оборудование: учебник, толковый словарь С.Ожегова, таблица, ноутбук, раздаточный материал для работы в группах.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

·        Работа с эпиграфом. (слайд)

 Не бойся признавать свои ошибки,

                               чем больше признаёшь, тем меньше потом делаешь.

                                                                                                  Народная мудрость

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

-Постарайтесь сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.

II.                Актуализация опорных знаний.

·        Каллиграфическая минутка.

ущ  ющ  ащ  ящ

·        Орфографическая разминка.

Повторение орфограмм в окончаниях, суффиксы причастий, НЕ, НН –Н, написание слов через дефис.

Небольшой томик в серовато-синем переплёте; ало-сизые облака развеяны свирепым по-зимнему ветром; беседует по-домашнему непринуждённо; строящаяся взлётно-посадочная полоса; надеющиеся на официально-деловой приём; дышащий еле-еле; по-пустому молотящий языком; движущаяся по пустому   шоссе машина.

·        Синтаксическая минутка. (слайд)

- Записать предложения; подчеркнуть грамматическую основу, над подлежащим и сказуемым указать, чем они выражены.

Мы легко забываем ошибки, если они известны только  нам. (Ларошфуко)

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих бывших ошибок. (Конфуций)

 

III.            Мотивация учебной деятельности.

Мы знаем, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак препинания – тире.

IV.             Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют).

Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.

 

V.                Работа над темой урока.

·        Изучение теоретического материала в группах по учебнику.

Задания для 1 и 2 групп

Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым» (упр. 95)

Задания для 3 и 4 групп

Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится» (стр.63)

Ученики задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один ученик из 1 и 2 групп (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 3 и 4 групп рассказывает, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо, команда помогает.

·        Работа с учебником (у доски ученики по цепочке записывают по 1 предложению).

Выполнение упражнения 97.

·        Работа с толковым словарём.

Найти толкование слов ТИРЕ, МИКРОФОН. Записать в тетрадь, подчеркнуть в предложениях грамматическую основу, определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Тире – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.

Микрофон – прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические для передачи звуков на расстояние.

 

VI.             Физкультминутка. Массаж кистей рук.

Возьмите шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1-2 минуты растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях ощущения приятного тепла.

VII.     Закрепление изученного.

·        Работа в группах «Интеллектуальный тир» (по карточкам).

Задания для 1 группы

Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Наша задача переплыть этот пролив.

2) Книга есть верный, бескорыстный друг.

3) речь это способ общения между людьми.

4) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

5) Попытаться помочь каждому пациенту долг врача.

6) Он просто мой хороший знакомый.

Задания для 2 группы

Отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.

1)      Жизнь человека – чудо из чудес.

2)      Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

3)      Судьбы людей - как истории планет.

4)      Грустить о прошлом – скучная работа.

5)      Лес – точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

6)      Я ему – не враг.

Задания для 3 группы

Отметь предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.

1)      Наука _ это неустанная многовековая работа мысли.

2)      Лес _ не место для мусора.

3)      Жить на Земле _ великое счастье.

4)      Высота этого здания _ пятнадцать метров.

5)      Я _ лишь ваш восторженный почитатель.

Задания для 4 группы

Отметь верное объяснение пунктуации в предложении.

Жить _ значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.

1)      Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

2)      Не ставится тире, так как подлежащее выражено неопределённой формой глагола, а сказуемое – глаголом значит.

3)      Не ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

·        Беседа. Метод «Микрофон».

Назовите,

когда тире между подлежащим и сказуемым ставится

когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится

 

VIII.  Обратная связь.

- Кто отлично усвоил тему урока, может объяснить её другу и поставить себе «5»?

- Кто понял большую часть темы, но ещё не совсем уверен в себе?

- Для кого тема урока была очень сложной, кому нужна помощь?

 

IX.     Домашнее задание.

Выучить теорию на стр.62-63; упр. 101 (1 уровень сложности), упр.99 (2 уровень сложности), упр.98 (3 уровень сложности).

X.           Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вид работы понравился?

- Что получилось хорошо?

- Над чем следует поработать?

 

-Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. Как сказал Рабиндранат Тагор, индийский писатель, поэт, композитор, художник, «Закройте двери перед всеми ошибками – и истина не сможет войти». (слайд)

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. На этапе актуализации опорных знаний использовала технологию интенсивного обучения грамотности Т.Я.Фроловой. С целью развития умения самостоятельно работать с учебником была организована работа в группах по изучению теоретического материала. Закрепление изученного материала проводилось по карточкам (работа в группах "Интеллектуальный тир"); был использован метод "Микрофон", что позволило активизировать деятельность учащихся. Домашнее задание дано с учётом индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированно). Была использованы слайды.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 711 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 951
    • DOCX 40.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алёхина Елена Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алёхина Елена Фёдоровна
    Алёхина Елена Фёдоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12679
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 82 человека

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов