Урок
русского языка в 8 классе
Тема: Тире
между подлежащим и сказуемым.
Цель: учить
анализировать способ выражения грамматической основы в предложениях; выработать
навыки в постановке тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение
самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку.
Наглядные
материалы и оборудование: учебник, толковый словарь С.Ожегова,
таблица, ноутбук, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока:
комбинированный.
Ход
урока
I.
Организационный
момент (приветствие,
проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)
·
Работа
с эпиграфом. (слайд)
Не бойся признавать свои ошибки,
чем больше
признаёшь, тем меньше потом делаешь.
Народная
мудрость
- Как вы
понимаете смысл эпиграфа?
-Постарайтесь
сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.
II.
Актуализация
опорных знаний.
·
Каллиграфическая
минутка.
ущ ющ
ащ ящ
·
Орфографическая
разминка.
Повторение
орфограмм в окончаниях, суффиксы причастий, НЕ, НН –Н, написание слов через
дефис.
Небольшой
томик в серовато-синем переплёте; ало-сизые облака развеяны свирепым по-зимнему
ветром; беседует по-домашнему непринуждённо; строящаяся взлётно-посадочная
полоса; надеющиеся на официально-деловой приём; дышащий еле-еле; по-пустому
молотящий языком; движущаяся по пустому шоссе машина.
·
Синтаксическая
минутка. (слайд)
- Записать
предложения; подчеркнуть грамматическую основу, над подлежащим и сказуемым
указать, чем они выражены.
Мы легко
забываем ошибки, если они известны только нам. (Ларошфуко)
Единственная
настоящая ошибка – не исправлять своих бывших ошибок. (Конфуций)
III.
Мотивация
учебной деятельности.
Мы знаем,
что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в
некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак
препинания – тире.
IV.
Сообщение
темы и цели урока (дети сами определяют).
Попробуйте
сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.
V.
Работа
над темой урока.
·
Изучение
теоретического материала в группах по учебнику.
Задания
для 1 и 2 групп
Работа с
таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым» (упр. 95)
Задания
для 3 и 4 групп
Работа с
теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не
ставится» (стр.63)
Ученики
задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один
ученик из 1 и 2 групп (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится
тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 3 и 4 групп рассказывает, в
каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо,
команда помогает.
·
Работа
с учебником (у
доски ученики по цепочке записывают по 1 предложению).
Выполнение
упражнения 97.
·
Работа
с толковым словарём.
Найти
толкование слов ТИРЕ, МИКРОФОН. Записать в тетрадь, подчеркнуть в
предложениях грамматическую основу, определить, чем выражены подлежащее и
сказуемое.
Тире –
знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.
Микрофон –
прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические для передачи звуков на
расстояние.
VI.
Физкультминутка.
Массаж кистей рук.
Возьмите
шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1-2 минуты растирайте их,
перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях
ощущения приятного тепла.
VII. Закрепление
изученного.
·
Работа
в группах «Интеллектуальный тир» (по карточкам).
Задания
для 1 группы
Отметь
предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) Наша
задача переплыть этот пролив.
2) Книга
есть верный, бескорыстный друг.
3) речь
это способ общения между людьми.
4)
Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.
5)
Попытаться помочь каждому пациенту долг врача.
6) Он
просто мой хороший знакомый.
Задания
для 2 группы
Отметь
предложения, в которых тире поставлено неверно.
1) Жизнь
человека – чудо из чудес.
2) Мир – это
лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.
3) Судьбы
людей - как истории планет.
4) Грустить о
прошлом – скучная работа.
5) Лес –
точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.
6) Я ему – не
враг.
Задания
для 3 группы
Отметь
предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.
1) Наука _
это неустанная многовековая работа мысли.
2) Лес _ не
место для мусора.
3) Жить на
Земле _ великое счастье.
4) Высота
этого здания _ пятнадцать метров.
5) Я _ лишь
ваш восторженный почитатель.
Задания
для 4 группы
Отметь
верное объяснение пунктуации в предложении.
Жить _ значит
чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.
1) Ставится
тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.
2) Не
ставится тире, так как подлежащее выражено неопределённой формой глагола, а
сказуемое – глаголом значит.
3) Не
ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой
глагола.
·
Беседа.
Метод «Микрофон».
Назовите,
когда тире
между подлежащим и сказуемым ставится …
когда тире
между подлежащим и сказуемым не ставится …
VIII. Обратная связь.
- Кто
отлично усвоил тему урока, может объяснить её другу и поставить себе «5»?
- Кто
понял большую часть темы, но ещё не совсем уверен в себе?
- Для кого
тема урока была очень сложной, кому нужна помощь?
IX. Домашнее
задание.
Выучить
теорию на стр.62-63; упр. 101 (1 уровень сложности), упр.99 (2 уровень
сложности), упр.98 (3 уровень сложности).
X.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
- Что
нового узнали на уроке?
- Какой
вид работы понравился?
- Что
получилось хорошо?
- Над чем
следует поработать?
-Вы
сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было
трудно, не бойтесь ошибаться. Как сказал Рабиндранат Тагор, индийский писатель,
поэт, композитор, художник, «Закройте двери перед всеми ошибками – и истина не
сможет войти». (слайд)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.