Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)

Урок по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе


Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.


Цель: учить анализировать способ выражения грамматической основы в предложениях; выработать навыки в постановке тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку.


Наглядные материалы и оборудование: учебник, толковый словарь С.Ожегова, таблица, ноутбук, раздаточный материал для работы в группах.


Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

  • Работа с эпиграфом. (слайд)

Не бойся признавать свои ошибки,

чем больше признаёшь, тем меньше потом делаешь.

Народная мудрость

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

-Постарайтесь сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Каллиграфическая минутка.

ущ ющ ащ ящ

  • Орфографическая разминка.

Повторение орфограмм в окончаниях, суффиксы причастий, НЕ, НН –Н, написание слов через дефис.

Небольшой томик в серовато-синем переплёте; ало-сизые облака развеяны свирепым по-зимнему ветром; беседует по-домашнему непринуждённо; строящаяся взлётно-посадочная полоса; надеющиеся на официально-деловой приём; дышащий еле-еле; по-пустому молотящий языком; движущаяся по пустому шоссе машина.

  • Синтаксическая минутка. (слайд)

- Записать предложения; подчеркнуть грамматическую основу, над подлежащим и сказуемым указать, чем они выражены.

Мы легко забываем ошибки, если они известны только нам. (Ларошфуко)

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих бывших ошибок. (Конфуций)


  1. Мотивация учебной деятельности.

Мы знаем, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак препинания – тире.

  1. Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют).

Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.


  1. Работа над темой урока.

  • Изучение теоретического материала в группах по учебнику.

Задания для 1 и 2 групп

Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым» (упр. 95)

Задания для 3 и 4 групп

Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится» (стр.63)

Ученики задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один ученик из 1 и 2 групп (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 3 и 4 групп рассказывает, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо, команда помогает.

  • Работа с учебником (у доски ученики по цепочке записывают по 1 предложению).

Выполнение упражнения 97.

  • Работа с толковым словарём.

Найти толкование слов ТИРЕ, МИКРОФОН. Записать в тетрадь, подчеркнуть в предложениях грамматическую основу, определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Тире – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.

Микрофон – прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические для передачи звуков на расстояние.


  1. Физкультминутка. Массаж кистей рук.

Возьмите шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1-2 минуты растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях ощущения приятного тепла.

  1. Закрепление изученного.

  • Работа в группах «Интеллектуальный тир» (по карточкам).

Задания для 1 группы

Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Наша задача переплыть этот пролив.

2) Книга есть верный, бескорыстный друг.

3) речь это способ общения между людьми.

4) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

5) Попытаться помочь каждому пациенту долг врача.

6) Он просто мой хороший знакомый.

Задания для 2 группы

Отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.

  1. Жизнь человека – чудо из чудес.

  2. Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

  3. Судьбы людей - как истории планет.

  4. Грустить о прошлом – скучная работа.

  5. Лес – точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

  6. Я ему – не враг.

Задания для 3 группы

Отметь предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.

  1. Наука _ это неустанная многовековая работа мысли.

  2. Лес _ не место для мусора.

  3. Жить на Земле _ великое счастье.

  4. Высота этого здания _ пятнадцать метров.

  5. Я _ лишь ваш восторженный почитатель.

Задания для 4 группы

Отметь верное объяснение пунктуации в предложении.

Жить _ значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.

  1. Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

  2. Не ставится тире, так как подлежащее выражено неопределённой формой глагола, а сказуемое – глаголом значит.

  3. Не ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

  • Беседа. Метод «Микрофон».

Назовите,

когда тире между подлежащим и сказуемым ставится

когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится


  1. Обратная связь.

- Кто отлично усвоил тему урока, может объяснить её другу и поставить себе «5»?

- Кто понял большую часть темы, но ещё не совсем уверен в себе?

- Для кого тема урока была очень сложной, кому нужна помощь?


  1. Домашнее задание.

Выучить теорию на стр.62-63; упр. 101 (1 уровень сложности), упр.99 (2 уровень сложности), упр.98 (3 уровень сложности).

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вид работы понравился?

- Что получилось хорошо?

- Над чем следует поработать?


-Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. Как сказал Рабиндранат Тагор, индийский писатель, поэт, композитор, художник, «Закройте двери перед всеми ошибками – и истина не сможет войти». (слайд)








Урок по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. На этапе актуализации опорных знаний использовала технологию интенсивного обучения грамотности Т.Я.Фроловой. С целью развития умения самостоятельно работать с учебником была организована работа в группах по изучению теоретического материала. Закрепление изученного материала проводилось по карточкам (работа в группах "Интеллектуальный тир"); был использован метод "Микрофон", что позволило активизировать деятельность учащихся. Домашнее задание дано с учётом индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированно). Была использованы слайды.

Автор Алёхина Елена Фёдоровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1015
Номер материала 46175
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓