Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Существительные 1-го склонения" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Существительные 1-го склонения" (3 класс)

hello_html_m14952966.gifПАСПОРТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Учитель: Квашина Валентина Анатольевна

Категория: Первая

Педстаж: 17 лет

Предмет: Начальные классы

Класс: 3

Количество учащихся -25: девочек - 14, мальчиков - 11

Тема урока: Существительные 1-ого склонения

Задачи урока:

  1. Образовательная: уметь находить существительные 1-ого склонения; изменять существительные 1-ого склонения по вопросам падежей, выделять окончания; работать с предложением, текстом.

  2. Развивающая: развивать речевую деятельность; память, мышление, внимание; культуру звукопроизношения; развивать орфографическую зоркость.

  3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к слову; к окружающим, уметь слушать высказывания других, анализировать свои ответы.

Тип урока:

    1. По основной дидактической цели: урок применения знаний и умений.

    2. По основным этапам учебного процесса: урок применения знаний на практике.

Форма проведения урока: традиционная

Методы обучения: фронтальная беседа, устный опрос, метод устных упражнений, самостоятельная работа, ИКТ.

Форма организации работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, групповая

Формы и приёмы контроля: пошаговый, фронтальный, самооценка

Литература: Чуракова Н.А. «Русский язык» 3 класс, 1 и 2 части. Издательство Москва, «Академкнига/учебник», 2009 г.

Оборудование: карточки с заданием, ноутбук, экран, презентация





























Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Покажите свою готовность к работе. У нас с вами всё получится!

II. Актуализация опорных знаний.

-Сейчас вы будете работать в паре. Вам необходимо выбрать правильные ответы на вопросы (дети получают листочки с тестами). На эту работу у вас одна минута.

  1. Что такое имя существительное?

а) часть речи; б) часть слова

2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

а) какой? какая? какое? какие? чей?

б) кто? что?

в) что делает? что сделал? ……

3. Изменяется по:

а) числам; б) по родам; в) по падежам

4. Количество слогов в слове определяем:

а) по гласным; б) по согласным

-Проверяем.

III. Чистописание.

(Слова записаны на доске)

Б…рёза, ст…лица, л…пата, ф...милия, р…бота, м…шина.

-Покажите веером пропущенную орфограмму.

(Учитель последовательно записывает орфограммы в словах)

-Что объединяет эти слова? (Существительные, женского рода, единственного числа, нарицательные, неодушевлённые, 1-ого склонения)

-Найдите четырёхсложное слово. (Фамилия)

-Пропишите это слово всю строку, соблюдая правила написания элементов и соединения букв.

IV. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы с вами будем продолжать работать с существительными 1-ого склонения.

V. Работа по теме урока.

1. -А какие существительные относятся к 1-му скл.?

-У каждого из вас таблица. Заполним первую её часть. Она нам поможет в ходе урока.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

род

окончание

род

окончание

род

окончание












2. Проверка дополнительного домашнего задания.

-Дома вы, по желанию, готовили одну загадку, отгадкой которой будет существительное 1-ого склонения.

(дети читают свои загадки)

-Запишем отгадки через запятую. (На доске пишет тот, кто отгадал)

3. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр. 121, найдите упражнение 113.

А

Я





-Прочитайте задание. Какой словарь нам понадобится? (Словарь «Пиши правильно»)

(Учитель вывешивает на доске)

-Какие слова записаны в этом словаре? (Словарные)

-Какие вы знаете словарные слова? (Устно дети называют словарные слова)

-Выполните списывание слов самостоятельно. (VII вид 5 слов)

-Проверяем: аптека, библиотека, дорога, земляника, лестница, малина, осина, победа, погода, пшеница, ракета, солома, экскурсия.

-Найдите слово, в котором вы сможете объяснить написание. (Солома, -оло-; дорога, -оро-)

-Сейчас мы просклоняем существительное «солома». Объясните понятие «просклонять». (Изменить слово по вопросам падежей)

-Что необходимо для себя определить? (Существительное неодушевлённое)

-Какая часть слова будет изменяться при склонении? (Окончание)

-Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении)

-А связано ли окончание с нашей темой урока? Если «да», то как? (К 1-ому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я)

-Работать на доске будет……… (дополнительная доска)

-Проверяем.

(Физминутка на слайде №1)

4. Работа с текстом.

-Какое сейчас время года? (Осень)

-Внимание на экран. Слайды 2- 8.

-Задание: найдите предметы, которые мы можем обозначить существительными первого склонения. Запишите эти существительные и выделите окончание. (Например: Скамейка, лавка, дорога, гора, река, лодка, берёза, рябина, ягода, ветка, капля, паутина, лужа, ворота, аллея, трава, листва, кора, …)

-Составьте с одним из слов предложение. Запишем и выполним синтаксический разбор. (1 ученик объясняет вслух)

-Какое время года вот-вот вступит в свои права? (Зима)

-Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

-Сейчас вы будете работать в группе. После, к доске по представителю от группы.

-Внимание на экран. Слайд 9.

-Проверяем. (Землю, пеленою)

-Докажите. (Ставим в начальную форму: земля, пелена. Существительные ж.р., окончания –а, -я)

VI. Закрепление.

-В тексте подчеркните существительные 1-ого склонения и определите их падеж. (Каждому ученику выдаётся листок с текстом)

Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на увядающую природу.

VII. Итог урока.

-Назовите мне те положительные эмоции, которые возникли у вас в ходе урока, но….это должны быть существительные 1-ого склонения.

-Кто готов дать оценку своей работе на уроке?

-Спасибо вам, ребята, за урок!

VII. Домашнее задание: Т.1 упр. 84.



1 скл.

2 скл.

3 скл.

род

окончание

род

окончание

род

окончание

















_______________________________

Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на увядающую природу.






  1. Что такое имя существительное?

а) часть речи; б) часть слова

2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

а) какой? какая? какое? какие? чей?

б) кто? что? кого? чего? о ком? о чём?

в) что делает? что сделал? ……

3. Изменяется по:

а) числам; б) родам; в) падежам

4. Количество слогов в слове определяем:

а) по гласным; б) по согласным






Урок по русскому языку на тему "Существительные 1-го склонения" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Задачи урока:

1.     Образовательная: уметь находить существительные 1-ого склонения; изменять существительные 1-ого склонения по вопросам падежей, выделять окончания; работать с предложением, текстом.

2.     Развивающая: развивать речевую деятельность; память, мышление, внимание; культуру звукопроизношения; развивать орфографическую зоркость.

3.     Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к слову; к окружающим, уметь слушать высказывания других, анализировать свои ответы.

Тип урока:

1.     По основной дидактической цели: урок применения знаний и умений.

2.     По основным этапам учебного процесса: урок применения знаний на практике.

Форма проведения урока: традиционная

Методы обучения: фронтальная беседа, устный опрос, метод устных  упражнений, самостоятельная работа, ИКТ.

Форма организации работы учащихся: фронтальная, самостоятельная,   групповая

Формы и приёмы контроля: пошаговый, фронтальный, самооценка

Автор Квашина Валентина Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 629
Номер материала 51621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓