Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Словосочетание, его структура и виды" (8 класс)

Урок по русскому языку на тему "Словосочетание, его структура и виды" (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе


Тема: Словосочетание, его структура и виды.


Цель: научить распознавать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании; развить умение правильно строить и употреблять словосочетания в речи, умение по главному слову определять вид словосочетания; развивать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку.


Наглядные материалы и оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки.


Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку)

- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любопытства. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.


  1. Актуализация опорных знаний.

  • Орфографическая разминка.

-Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы. Какие орфограммы вы повторили?

Ра…ст…ла…т полович…к, ра…ст…л…т полович..к; о…б…рает крыж…вник, о…б…рёт крыж…вник; о…т…рает плеч…м, о…т…реть плеч…м; ра…секает меч…м, ра…сеч… меч…м; ра…сказать пред…сторию, без…мянная реч…нка, из…сканный щ…голь, без…скусный рас…каз.

  • Словообразовательная работа.

От данных глаголов, стоящих в неопределённой форме, образуйте форму глагола прошедшего времени, действительные причастия прошедшего времени, деепричастия совершенного вида.

Образец: залаять – залаял, залаявший, залаяв; оттаять; почуять; взлелеять; затеять; опостылеть; заплесневеть; выздороветь; обескроветь; увидеть; возненавидеть; обидеть.

  • Работа в группах. Каждая группа получает карточку с вопросом.

1 группа. Что изучается в разделе «Синтаксис. Пунктуация»?

2 группа. Что называется предложением?

3 группа. Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры словосочетаний.

4 группа. Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием?

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Сравните записи в двух столбцах. В каком из них мысль выражена точнее, полнее:

мальчик вежливый мальчик

корзина старая корзина

спустился спустился на парашюте

луч солнечный луч

экскурсия экскурсия в музей

- Как называются сочетания слов во втором столбике?

  1. Сообщение темы и цели урока. (дети сами определяют)

- Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.

  1. Работа над темой урока.

  • Работа с учебником. Работа в группах.

- Прочитайте теоретический материал, составьте свою схему или таблицу, которая, по вашему мнению, поможет быстрее понять тему урока. Каждая группа рисует на листе А-4.

Обсуждение таблиц (схем), выбор лучшей.

  • Лингвистическое конструирование. Работа в парах.

- Составьте и запишите словосочетания. Отметьте в каждом из них главное слово, укажите над главным словом часть речи и вид словосочетания.

Готовлюсь, к, поездка; по, горячий, песок; внимательный, к, люди; работать, на, шахта; одеться, по, зимний.

Каждый ученик выполняет задание, затем для проверки правильности выполнения ученики меняются тетрадями: осуществляют взаимопроверку.

(Затем один ученик зачитывает вслух полученные словосочетания.)

  • Синтаксическая минутка.

- Из данного предложения выписать все возможные словосочетания, отметьте в каждом из них главное слово, укажите над главным словом часть речи и вид словосочетания.

Человек, не знающий дороги, и друга с пути собьёт.

(Проверка - у доски.)

  1. Физкультминутка.

Исходное положение – стоя в проходе между партами, желательно в шахматном порядке, чтобы не мешать друг другу,

1 упражнение: поднять руки вверх и чуть в стороны со сжатыми кулаками, активно потянуться, напрягая при этом мышцы спины и рук;

расслабить все мышцы и как бы бросить руки вниз (повторить 3-4 раза).

2 упражнение: руки тянуть в разные стороны по горизонтали по команде учителя «натянуть верёвочки»;

руки расслабить и «бросить» вниз – «верёвочки оборвались» (повторить 3-4 раза).

3 упражнение: вытянуть руки вперёд перед собой ладонями вниз, руки держать параллельно; выполнить скрещивающиеся движения вытянутыми руками: сначала правая над левой, затем левая над правой, руки при этом разводят шире, чем в исходном положении; каждая смена положения рук сопровождается счётом: раз – два – три –

четыре – пять, на счёт пять руки возвращаются в исходное положение;

4 упражнение: руки свободно опущены вдоль туловища; двигать плечами и лопатками (имитировать «движение колёс») вперёд 5-7 раз, назад 5-7 раз.

  1. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

  • Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы, отметьте главное слово, укажите над главным словом часть речи и вид словосочетания.

Г…релый пирож…к, пол…жили в ящик, осеннее р…стение, радостно бл…стели, разб…рали у стола, синие водор…сли, подп…рает забор, слегка к…снуться.

Взаимопроверка.


  • Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

Задание первого уровня

Допишите словосочетания, вместо точек подставив слова.

какие × × как→ × -откуда→ × -чему→ ×-когда→ × -что→ × о чём

сороки; … грустно; слова из …; учиться …; приду …; пишу …; говорю …;

какое × × где→ ←как ×

деревце; родник …; … интересно.

Задание второго уровня

  1. Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с предлогами или без них. Определите вид словосочетаний.

Надеяться …; опасаться…; выйти …; подойти …; лишиться …; болеть …; удостоен …; достоин …; тосковать …; дойти … .

  1. К данным словам подберите зависимые в соответствии с приведёнными в скобках вопросами.

Характерен (для кого?); убеждён (в чём?); полон (чего?); поражён (чем?); удивляюсь (чему?); упрекает (вчём?); одеть (кого?); надеть (что?); награждён (чем?); выйти (откуда?).


Задание третьего уровня

  1. Замените выделенные выражения одним прилагательным и запишите полученные словосочетания. Определите вид словосочетаний.

Человек, твёрдо стоящий на своих позициях; вершина, которую нельзя взять; самый лучший сверхзвуковой самолёт; зверёк, имеющий неказистый вид; человек, который не заболел, общаясь с больными.

Слова для замены: непреклонный, неприступный, непревзойдённый, непривлекательный, невосприимчивый.

  1. К прилагательным подберите подходящие существительные; запишите словосочетания.

Подлое …, беспощадное …(обличие, обличье); жестокий …, бесправный … (крепостной, крепостник); грозящая …, обоснованное … (опасение, опасность); досадное …, полное … (недоразумение, недоумение).

  1. С данными словами составьте словосочетания.

Эскалатор, экскаватор; дворянин, дворовый; решимость, решительность; выполнил, исполнил; осудить, обсудить; абонент, абонемент; дипломант, дипломат.

  1. Замените сочетания фразеологическими оборотами.

Решительный отказ; во избежание неприятности; не быть самим собой; действовать неосмотрительно; глухая провинция; перестать обращать внимание; временно, на незаконных основаниях; наделать непоправимых ошибок; обманывать; очень дружно.

Для справок: водить за нос; на птичьих правах; от ворот поворот; наломать дров; от греха подальше; махнуть рукой; играть роль; медвежий угол; шутить с огнём; водой не разольёшь.


  1. Обратная связь.

  • Игра «Найди лишнее».

Яркий костёр, слишком острый, идти в гору, знамя победы.

Намажьте на хлеб, мы с ребятами, шутить с огнём, оставляя на утро.

Совершенно секретно, очень приятно, весьма важно, первый в очереди.

  1. Домашнее задание.

Выучить теорию на стр. 36; упр.50 (1 уровень); придумать или выписать из художественных произведений 5 предложений, выписать из них все словосочетания, определить вид словосочетаний по главному слову (2 уровень).

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Беседа.

- Что такое словосочетание?

- Из чего состоит словосочетание?

- Какие словосочетания называются именными, глагольными, наречными, местоименными?

Выберите предложение и продолжите его.

  • Мне было интересно …

  • Мне было трудно …

  • Мне было легко …

  • Я поделюсь …





Урок по русскому языку на тему "Словосочетание, его структура и виды" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Словосочетание, его структура и виды. С целью активизации познавательной деятельности учащихся ведётся работа в парах, в группах; осуществляется взаимопроверка выполненной работы. Дифференцированный подход в обучении осуществляется с помощью разноуровневых заданий, которые учащиеся выполняют на уроке, получают дифференцированное задание на дом. Смена разных видов деятельности (орфографическая разминка, синтаксическая минутка, словообразовательная работа, работа с учебником, лингвистическое конструирование и др.), физкультминутка, игра "Найди лишнее" позволяют снизить утомляемость учащихся. 

Автор Алёхина Елена Фёдоровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1134
Номер материала 45684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓