Синтаксис.
Обстоятельство
Цели:
-формирование:
а) понятия
обстоятельства и видов обстоятельства
б) умения находить
обстоятельства в предложении, употреблять их в речи
- развитие:
орфографической
зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Методы и приемы:
объяснение нового материала, беседа, наблюдение, наглядные
Оборудование: учебник,
проектор.
Раздаточный
материал: карточка с текстом, репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие
снежного городка» и Б. М. Кустодиева «Масленица».
Ход
урока:
I. Мотивация
к учебной деятельности.
- Добрый день,
ребята! Все ли готовы к уроку? (ответы учащихся) Каждый новый урок – это урок
познания нового и закрепление изученного материала, и я рада видеть вас на
уроке. Начнем наш урок с небольшого блиц-опроса.
- Какой раздел
русского языка мы с вами изучаем? (Синтаксис)
-Какие две группы
членов предложения вы знаете? (главные и второстепенные)
-Назовите главные
члены предложения (подлежащее и сказуемое)
-Назовите
второстепенные члены предложения. (дополнение, определение, обстоятельство)
- Вы хотите
расширить свои знания об обстоятельствах? (хотелось бы.)
- Зачем нам нужны
новые знания? (Чтобы много знать, грамотно писать)
- Какие шаги
необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага:
выяснить, что мы знаем и не знаем).
-И все? (есть еще
этапы).
- Верно. Первоначально
выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем
постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его
выполнение, выясним, что не знаем.
- Выясним причину
затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся
самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II.Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-
В течение урока вам необходимо оценивать
свою познавательную деятельность:
- задание
выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание
выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем
наше познание нового? ( С повторения того, что знаем по теме: «Обстоятельство»).
Какой способ
повторения нашей темы выберем? (Выполнение синтаксического разбора
предложений).
-Предлагаю
для синтаксического разбора несколько предложений:
Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. И. Тютчев
(Кто-то может
работать у доски, остальные - в тетрадях).
Работа проводится
по вариантам: 1 вариант находит главные члены предложения и определяет, чем они
выражены; 2 вариант ищет определение и определяет, чем оно выражено; 3 вариант
находит дополнение и определяет, чем они о выражены (ребята комментируют
выполненную работу)
-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по
теме «Главные и второстепенные члены предложения»?
- Не забудьте
оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
- Все ли слова вы
подчеркнули? (Осталось слово «НЕДАРОМ»).
- Попробуем
выяснить, на какой вопрос отвечает слово «НЕДАРОМ»? (как?) Какой частью речи
является это слово? (наречием) . От какого слова зависит? (от глагола) Что
обозначает? (как при каких обстоятельствах совершается действие или проявляется
признак)
Введение понятия
«Обстоятельства и его виды» (чтение материала параграфа 59)
-Что называется
обстоятельством?
-На какие вопросы
отвечает?
-Какие разряды
наречий выделяем?
-К какому виду
обстоятельств относится слово «НЕДАРОМ»? (образа действия и степени)
III.
Выявление места и причины затруднения.
Организация
восстановления выполненных операций.
-Какова же
проблема? (в тексте встретились слова, которые отвечают на падежные вопросы и
на вопросы наречия).
1V. Построение
проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация
построения проекта выхода из затруднения:
-
Какова же цель нашей дальнейшей работы? (научиться определять, каким членами
предложения являются слова «В ОКНО» и «СО ДВОРА») На какие вопросы отвечают
слова «В ОКНО» (куда?) и «СО ДВОРА» ( откуда)? Какими частями речи являются
данные слова? (существительным с предлогом) К какому виду обстоятельств они
относятся? (слово «НЕДАРОМ» - это обстоятельство образа действия и степени, а
слова «В ОКНО» и «СО ДВОРА» - обстоятельства времени. Какой вывод можно сделать
на основе проделанной работы? (Вывод: Существительное с предлогом в предложении
является обстоятельством)
- Как
сформулируем тему нашего урока? Второстепенные члены предложения.
Обстоятельство
- Какой метод вы
предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы
использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?
(Обычно мы использовали метод наблюдения).
- Что мы выбирали
в качестве объектов наблюдения? (задания учебника с условным обозначением
«очки»).
V. Реализация
построения проекта.
- Обратите
внимание на предложения, записанные на доске.
Март –
первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса,
который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и
скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из
Византии.
Работа с текстом
О каком времени
года идет речь в данном отрывке? (о весне)
Какие изменения
происходят в природе с наступлением марта? (становятся длиннее дни, ярче
светит солнце, начинает подтаивать снег на пригорках)
Какие праздники
отмечают в марте по народному календарю? (Масленицу)
Сообщение заранее
подготовленных учащихся:
Некоторые
народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним
относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал
проводы зимы. Христианская же церковь приурочила его к неделе перед Великим
постом. Главным атрибутом этого зимнего праздника у русских были блины. О
распространённости масленичных блинов в России свидетельствует такая пословица:
“Без блина не маслена, без пирога не именинник”. Обрядовая символика блинов у
восточных славян, связанная с представлением о смерти и ином, потустороннем
мире, проявилась и здесь. Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый
блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу1, крышу
или могилу — для умерших родителей, давали нищим в память о предках.
Историки
и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нём всех — и
старого, и малого, и простолюдина, и знатного.
Масленица
была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В
народе называли её “весёлой”, “обжорной”, “разорительницей”. Древний смысл
этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё
больший достаток в будущем.
Повсюду
в эти дни появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни
(напитки из воды, мёда и пряностей), калёные2 орехи, медовые
пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было
выпить чаю, отведать различных сладостей.
Было в
почёте и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор. Способ спуска
каждый выбирал по своему вкусу: кто на деревянных салазках, кто просто на
дощечке, а кто и того проще — на ногах.
Любили
наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния,
представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во
главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах часто попадались большие
группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались
весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и
на простых розвальнях.
Память
же о безудержном веселье, обилии этих дней, как в копилке, запечатлелась в
языке. Мы ведь и сегодня нередко употребляем пословицу “Не всё коту Масленица,
должен и пост быть”.
Отголоском
языческой старины считают и чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в
женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась
самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли
Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая
вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В последнем, так
как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.
...За
околицей устраивался большой костёр. Блин давали в руки чучелу Масленицы. В
воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами:
“Гори блины, гори Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в
жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.
Отмечали
праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же
время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода.
Найдите
обстоятельства в данном отрывке (учащиеся называют слова, являющиеся
обстоятельствами, определяют, на какой вопрос отвечают, какой частью речи
является и к какому виду обстоятельств относятся)
ТАК –
обстоятельство образа действия и степени, отвечает на вопрос КАК? и является
наречием
ВНАЧАЛЕ –
обстоятельство времени, отвечает на вопрос КОГДА? И является наречием
На РУСЬ –
обстоятельство места, отвечает на вопрос КУДА? И выражено существительным с
предлогом
- Какой вывод
можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем находить слова,
являющиеся обстоятельствами, определять, на какой вопрос отвечают, какой частью
речи является и к какому виду обстоятельств относятся)
VI. Первичное
закрепление во внешней речи.
-Каков следующий
шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и
умения применять его на практике).
-Полностью с вами
согласна. Поработаем с текстом ( текст заранее разложен на партах)
Масленица – самый
любимый весенний праздник.
Масленицу повсюду
ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый и поистине всеобщий праздник.
В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы
заботились заранее.
Масленичная неделя
была буквально переполнена праздничными делами; традиционные игры и затеи,
обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора
хватало на все, поскольку царила атмосфера всеобщей радости и веселья.
Найти
обстоятельства в тексте (повсюду – обстоятельство места, отвечающее на вопрос
где? и являющееся наречием ; заранее - обстоятельство образа действия,
отвечающее на вопрос как? и являющееся наречием; в местах - обстоятельство
места, отвечающее на вопрос где? и выражено существительным с предлогом;
буквально - обстоятельство образа действия, отвечающее на вопрос как? и
являющееся наречием; до отказа - обстоятельство образа действия, отвечающее на
вопрос как? и выражено существительным с предлогом)
-Испытывали ли вы
затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко
справились).
Какие народные
затей и забавы проводились во время Масленицы? (катание на санях, сжигание
чучела Масленицы…)
Слово учителя:
После
холодной заснеженной зимы все русские люди ждали наступление весны, и символом
весны для них было празднование Масленицы. Отступала холодная зима и все
радовались солнечным дням. Чувство счастья и восторга переполняло людей.
Поэтому, наверное, художники и старались запечатлеть эти моменты жизни русского
народа.
Среди
картин русских художников, изображающих праздничные гуляния на Масленицу,
наиболее известны: В.И Суриков "Взятие снежного города" (Картина
показана через проектор)
Сообщение
учащегося: Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в
казачьей среде, – в нее играли в "прощеное воскресенье", последний
день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника:
"Помню, – вспоминал он, – как "городок" брали. Городок снежный.
И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много
"снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная
стена. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". По
своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца
специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе
Лодейки.
Борис
Михайлович Кустодиев "Масленица" (на экране представлена картина
Кустодиева)
Сообщение
учащегося:
Показанная здесь
"Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева.
Созданная во
время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие
России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир
света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на
спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и
гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах.
Где этот праздник,
в каком городе России – неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким
его видел великий художник.
В его картинах
отразились зрелищность и красота народного русского праздника, символизирующего
проводы долгой зимы. Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Б. Кустодиева как
проявление творческой энергии народа. Изображение воспринимается одновременно и
как реальная сцена, увиденная наяву, и как роспись лаковой шкатулки. В
сказочной заснеженной стране все пронизано движением: мчатся тройки, мелькают
пятна ярких одежд, переливается множеством оттенков снег. Художнику одинаково
дороги шатры церквей и шатры каруселей, все это – олицетворение стихии народной
жизни. Энергия движения и радость словно торопятся расколдовать холодное
царство зимы.
VII. Самоконтроль
с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в
своих умениях? (Мы хорошо усвоили тему).
-Как проверить? (
Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для
всех: выполнить упражнение 423. Кто закончит раньше, придумает и запишет 2-4
предложения по картинам Кустодиева или Сурикова (На работу 5- 6 минут.)6
минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: обстоятельства
отвечают на вопросы где? куда? Как? когда?...; выражается наречием или
существительным в косвенном падеже с предлогом
- Кто допустил
ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться
эталоном).
- Молодцы.
Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII.
Включение в систему знаний и повторение.
- Достаточно
ли мы закрепили новое правило? (мало писали упражнений).
- Почему? ( Мал
объем практического применения нового знания).
-
Тогда работаем над следующим заданием:
Центральной
фигурой праздника была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в
кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и
везли в гору с песнями. В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы
ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на
озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.
Словарная работа:
кушак - элемент преимущественно мужской одежды, платок
или кусок ткани в виде широкого пояса для обвязки или обмотки верхней одежды
Выполнение работы
проходит по эталону.
-Кто ошибся в
нахождении и определении видов обстоятельств?
1Х.
Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был
посвящен урок? (нахождению обстоятельств в тексте, определении видов
обстоятельств).
-Какие затруднения
мы испытали? (трудно находить обстоятельства, выраженные существительными в
косвенном падеже с предлогами)).
- Что помогло нам
их преодолеть? (Новое правило проверки ).
-Оцените свою
деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
|
Научился
выбирать гласную Е-И в пристевках НЕ и НИ отрицательных наречий, но остались
вопросы по теме
|
!
|
Научился
проверять написание букв Е-И в отрицательных наречиях. Скажу себе: « Я
работал хорошо!»
|
!
! !
|
Научился
проверять гласные Е-И в отрицательных наречиях и могу объяснить тему
товарищу, скажу себе: «Молодец!»
|
-
Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть
трудности:
1. Кто научился
находить обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи они
являются и каким видом обстоятельств является, но остался вопрос по теме
урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. 424
2 Кто научился
находить обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи они
являются и каким видом обстоятельств является , то скажите себе «Я работал
хорошо!» и напишите рецепты блинов.
3. Кто научился
находить обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи они
являются и каким видом обстоятельств является и может объяснить тему товарищу,
скажите себе: «Молодец!» и придумайте 6 – 8 предложений по теме «Масленица».
4. Задания для
умников и умниц!
По толковому и
этимологическому словарям узнайте, что означает слово «Масленица». Найдите в
нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного
произведения, которое изучаете в настоящее время.
-Оценка учебной деятельности
класса.
-Молодцы, сегодня
вы прекрасно справились с заданием
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.