Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Синтаксис. Обстоятельство

Урок по русскому языку на тему "Синтаксис. Обстоятельство

Синтаксис. Обстоятельство

Цели:

-формирование:

а) понятия обстоятельства и видов обстоятельства

б) умения находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи

- развитие:

 орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Методы и приемы: объяснение нового материала, беседа, наблюдение, наглядные

Оборудование: учебник, проектор.

Раздаточный материал: карточка с текстом, репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Б. М. Кустодиева «Масленица».

                          Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? (ответы учащихся) Каждый новый урок – это урок познания нового и закрепление изученного материала, и я рада видеть вас на уроке. Начнем наш урок с небольшого блиц-опроса.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Синтаксис)

-Какие две группы членов предложения вы знаете? (главные и второстепенные)

-Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)

-Назовите второстепенные члены предложения. (дополнение, определение, обстоятельство)

- Вы хотите расширить свои знания об обстоятельствах? (хотелось бы.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы много знать, грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (есть еще этапы).

- Верно. Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения того, что знаем по теме: «Обстоятельство»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение синтаксического разбора предложений).

-Предлагаю для  синтаксического разбора несколько предложений:

Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. И. Тютчев

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

Работа проводится по вариантам: 1 вариант находит главные члены предложения и определяет, чем они выражены; 2 вариант ищет определение и определяет, чем оно выражено; 3 вариант находит дополнение и определяет, чем они о выражены (ребята комментируют выполненную работу)
-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Главные и второстепенные члены предложения»?

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все ли слова вы подчеркнули? (Осталось слово «НЕДАРОМ»).

- Попробуем выяснить, на какой вопрос отвечает слово «НЕДАРОМ»? (как?) Какой частью речи является это слово? (наречием) . От какого слова зависит? (от глагола) Что обозначает? (как при каких обстоятельствах совершается действие или проявляется признак)

Введение понятия «Обстоятельства и его виды» (чтение материала параграфа 59)

-Что называется обстоятельством?

-На какие вопросы отвечает?

-Какие разряды наречий выделяем?

-К какому виду обстоятельств относится слово «НЕДАРОМ»? (образа действия и степени)

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

-Какова же проблема? (в тексте встретились слова, которые отвечают на падежные вопросы и на вопросы наречия).

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (научиться определять, каким членами предложения являются слова «В ОКНО» и «СО ДВОРА») На какие вопросы отвечают слова «В ОКНО» (куда?) и «СО ДВОРА» ( откуда)? Какими частями речи являются данные слова? (существительным с предлогом) К какому виду обстоятельств они относятся? (слово «НЕДАРОМ» - это обстоятельство образа действия и степени, а слова «В ОКНО» и «СО ДВОРА» - обстоятельства времени. Какой вывод можно сделать на основе проделанной работы? (Вывод: Существительное с предлогом в предложении является обстоятельством)

 - Как сформулируем тему нашего урока? Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (задания учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на предложения, записанные на доске.

Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

Работа с текстом

О каком времени года идет речь в данном отрывке? (о весне)

Какие изменения происходят в природе с наступлением марта? (становятся длиннее дни, ярче светит солнце, начинает подтаивать снег на пригорках)

Какие праздники отмечают в марте по народному календарю? (Масленицу)

Сообщение заранее подготовленных учащихся:

Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. Христианская же церковь приурочила его к неделе перед Великим постом. Главным атрибутом этого зимнего праздника у русских были блины. О распространённости масленичных блинов в России свидетельствует такая пословица: “Без блина не маслена, без пирога не именинник”. Обрядовая символика блинов у восточных славян, связанная с представлением о смерти и ином, потустороннем мире, проявилась и здесь. Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу1, крышу или могилу — для умерших родителей, давали нищим в память о предках.

Историки и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нём всех — и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её “весёлой”, “обжорной”, “разорительницей”. Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё больший достаток в будущем.

Повсюду в эти дни появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные2 орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю, отведать различных сладостей.

Было в почёте и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор. Способ спуска каждый выбирал по своему вкусу: кто на деревянных салазках, кто просто на дощечке, а кто и того проще — на ногах.

Любили наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния, представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах часто попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях.

Память же о безудержном веселье, обилии этих дней, как в копилке, запечатлелась в языке. Мы ведь и сегодня нередко употребляем пословицу “Не всё коту Масленица, должен и пост быть”.

Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В последнем, так как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.

...За околицей устраивался большой костёр. Блин давали в руки чучелу Масленицы. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори блины, гори Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода.

Найдите обстоятельства в данном отрывке (учащиеся называют слова, являющиеся обстоятельствами, определяют, на какой вопрос отвечают, какой частью речи является и к какому виду обстоятельств относятся)

ТАК – обстоятельство образа действия и степени, отвечает на вопрос КАК? и является наречием

ВНАЧАЛЕ – обстоятельство времени, отвечает на вопрос КОГДА? И является наречием

На РУСЬ – обстоятельство места, отвечает на вопрос КУДА? И выражено существительным с предлогом

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем находить слова, являющиеся обстоятельствами, определять, на какой вопрос отвечают, какой частью речи является и к какому виду обстоятельств относятся)

  VI. Первичное закрепление во внешней речи.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Поработаем с текстом ( текст заранее разложен на партах)

Масленица – самый любимый весенний праздник.

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы заботились заранее.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера всеобщей радости и веселья.

Найти обстоятельства в тексте (повсюду – обстоятельство места, отвечающее на вопрос где? и являющееся наречием ; заранее - обстоятельство образа действия, отвечающее на вопрос как? и являющееся наречием; в местах - обстоятельство места, отвечающее на вопрос где? и выражено существительным с предлогом; буквально - обстоятельство образа действия, отвечающее на вопрос как? и являющееся наречием; до отказа - обстоятельство образа действия, отвечающее на вопрос как? и выражено существительным с предлогом)

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

Какие народные затей и забавы проводились во время Масленицы? (катание на санях, сжигание чучела Масленицы…)

Слово учителя:

После холодной заснеженной зимы все русские люди ждали наступление весны, и символом весны для них было празднование Масленицы. Отступала холодная зима и все радовались солнечным дням. Чувство счастья и восторга переполняло людей. Поэтому, наверное, художники и старались запечатлеть эти моменты жизни русского народа.

Среди картин русских художников, изображающих праздничные гуляния на Масленицу, наиболее известны: В.И Суриков "Взятие снежного города" (Картина показана через проектор)

Сообщение учащегося: Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, – в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, – вспоминал он, – как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

Борис Михайлович Кустодиев "Масленица" (на экране представлена картина Кустодиева)

Сообщение учащегося:

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева.

Созданная во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах.

Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

В его картинах отразились зрелищность и красота народного русского праздника, символизирующего проводы долгой зимы. Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Б. Кустодиева как проявление творческой энергии народа. Изображение воспринимается одновременно и как реальная сцена, увиденная наяву, и как роспись лаковой шкатулки. В сказочной заснеженной стране все пронизано движением: мчатся тройки, мелькают пятна ярких одежд, переливается множеством оттенков снег. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей, все это – олицетворение стихии народной жизни. Энергия движения и радость словно торопятся расколдовать холодное царство зимы.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Мы хорошо усвоили тему).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: выполнить упражнение 423. Кто закончит раньше, придумает и запишет 2-4 предложения по картинам Кустодиева или Сурикова (На работу 5- 6 минут.)6 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:  обстоятельства отвечают на вопросы где? куда? Как? когда?...; выражается наречием или существительным в косвенном падеже с предлогом

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (мало писали упражнений).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  

Центральной фигурой праздника была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями. В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.

Словарная работа: кушак - элемент преимущественно мужской одежды, платок или кусок ткани в виде широкого пояса для обвязки или обмотки верхней одежды 

Выполнение работы проходит по эталону.

-Кто ошибся в нахождении и определении видов обстоятельств?

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (нахождению обстоятельств в тексте, определении видов обстоятельств).

-Какие затруднения мы испытали? (трудно находить обстоятельства, выраженные существительными в косвенном падеже с предлогами)).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  ).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 ?

 Научился выбирать гласную Е-И в пристевках НЕ и НИ отрицательных наречий, но остались вопросы по теме

 

    !

 Научился проверять написание букв Е-И в отрицательных наречиях. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился проверять гласные Е-И в отрицательных наречиях и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 - Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился находить обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи они являются и каким видом обстоятельств является, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. 424

2 Кто научился находить обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи они являются и каким видом обстоятельств является , то скажите себе «Я работал хорошо!» и напишите рецепты блинов.

3. Кто научился находить обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи они являются и каким видом обстоятельств является и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 6 – 8 предложений по теме «Масленица».

4. Задания для умников и умниц!

По толковому и этимологическому словарям узнайте, что означает слово «Масленица». Найдите в нем корень. Подберите  5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

-Оценка учебной деятельности класса.

-Молодцы, сегодня вы прекрасно справились с заданием


Урок по русскому языку на тему "Синтаксис. Обстоятельство
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок входит в раздел "Синтаксис".

Обстоятельство - второстепенный член предложения. 

Целями данного урока является формирование:

а) понятия обстоятельства и видов обстоятельства

б) умения находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи

- развитие:

 орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Методы и приемы, используемые на уроке: объяснение нового материала, беседа, наблюдение, наглядные

 

 

Раздаточный материал: карточка с текстом, репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» и  Б. М. Кустодиева «Масленица».

Автор Ильина Светлана Геннадьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 408
Номер материала 17009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓