Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему "Роль имени существительного в речи"

Урок по русскому языку на тему "Роль имени существительного в речи"

Скачать материал

СКО г.Тайынша

                                                                  КГУ Тайыншинская  СШ №1

Учитель начальных классов

I категории

Пензельская Людмила Анатольевна

 

Тема урока:  Роль имени существительного в речи

(урок составлен по учебнику «Русский язык 3 класс» издательство Алматыкітап)

 

Цель  урока:

  1. Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;
  2. Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;
  3. Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;

 

Тип урока:  урок усвоения навыков и умений; 

 

Ход урока

 

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

 

Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский).

 

Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»

2.

Чистописание

 

Какие названия предметам даёт имя существительное?

  1. Живые существа: девочка,..
  2. Явления природы: гроза,..
  3. Явления общественной жизни, события: митинг,..
  4. Признак как предмет: синь,..
  5. Действие как предмет: бег,
  6. Абстрактные понятия: доброта,..
  7. Конкретные предметы: дверь,..

 

 

Сообщение темы урока.

 

Упр. 229- устно

 

Упр. 230 - комментированное письмо.

4.

Постановка учебной задачи.

 

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

 

 

Сосчитайте сколько в стихотворении всего слов, сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов, служебных слов?

 

 

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

                           А.Фет

 

 

         В стихотворении – 22 слова

         Существительных – 14

         Прилагательных- 6

         Служебных слов –2

         Глаголов - нет

 

5.

Наблюдение над особенностями  существительных в речи

 

         Упр. 232 – устно. Сделать вывод.

         Снег, снежище - белое чудо России. (Р.Рождественский)

         И стоят себе липы, липушки. (М.Исаковский)

 

 

Работа с правилом стр. 105

 

Упр.233 - устно.

 

 

 

Упр. 234 - комментированное письмо.

6.

Физкультминутка

 

- Сели (минутка отдыха).

Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется. (2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…

 

 

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!

Продолжаем работу.

 

 

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

 

Упр.  231 . Проверка – фронтально.

9.

Итог урока.

 

Ø  Доказали ли справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»?

Ø  В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Ø  Имя существительное даёт названия предметам.

Ø  С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы.

Ø  Имена существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно – ласкательное значение слова.

 

 

.

 

Домашнее задание.

 

Упр. 234 – продолжение сказки.

 

Рефлексия

 

“Сегодня на уроке я…”

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Роль имени существительного в речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


Урок составлен по учебнику «Русский язык 3 класс» издательство Алматыкітап


Целью данного урока является обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах; познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию; совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ.

На  данном уроке дети сами придут к выводу о роли существительных в речи. Роль учителя - направлять. Поэтому данный урок поможет ребенку понять и применять свои знания на практике.


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 730 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 361
    • DOCX 21.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пензельская Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5444
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе