Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему "Причастие" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Причастие" (6 класс)

Скачать материал

Тема урока: «Причастие»

 

 

Цели и задачи урока:

 

предметные: развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать общекатегориальное значение причастий, их морфологические признаки, сопоставлять и соотносить причастие с другими частями речи;

метапредметные:

регулятивные – развивать у обучающихся умение самостоятельно ставить учебные и познавательные целди и задачи, планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

познавательные – учить строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; развивать умение структурировать знания;

коммуникативные -  создавать условия для адекватного использования речевых средств с целью решения различных коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать владение устной и письменной речью; учить строить монологическое высказывание;

личностные – создать условия для обогащения ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции, формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе повышения мотивации к обучению и познанию.

 

Тип урока: объяснение нового материала.

 

Виды деятельности: беседа, связный монологический рассказ о причастии, творческая работа, синтаксический разбор предложения.

 

Формы контроля: устные высказывания, заполнение таблицы, составление текста.

 

Оборудование: экран, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, словари.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задачи для учащегося, которые должны привести к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Планируемые УУД

1.     Организационный момент

Цели:

предметные – создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы ; подготовить учащихся к усвоению новой темы;

регулятивные: напомнить учащимся, как пользоваться словарем , выбирать задание по своим силам, формировать умение составления опорного конспекта и таблицы;

личностные: развивать способность к личностному самоопределению

Приветствие.

 

Перекличка.

 

Стимулирование деятельности учащихся:

тема урока не названа, ее предстоит определить; вводим понятие гибрид из биологии, пытаемся применить к русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие учителя.

 

Подготовка к уроку.

 

Ответы на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой для нас частью речи. Это не обычная часть речи, а условный гибрид.

 

Что такое гибрид?

(Слайд)

(это скрещивание двух видов в один; грейпфрут, зеброид)

 

(Слайд)

В словаре иностранных слов дано следующее толкование:

ГИБРИ́Д, а, м. [фр. hybride< лат. hibrida].Животное или растение, полученное от скрещивания особей разных пород, сортов, видов

 

 

Как применимо слово гибрид к морфологии?

(Часть речи получена путем соединения других частей речи)

 

 

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Основной этап урока.

 

Цели, которые ставит перед собой учитель на данном этапе:

 

Предметные: выработать умения и навыки в опознавании причастия как части речи, морфологических его признаков, учиться соотносить причастие с другими частями речи, определять синтаксическую роль причастия;

 

метапредметные:

регулятивные УУД: учить самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

познавательные УУД: развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, подбирать аргументы для выражения собственного мнения;

личностные УУД: формировать духовно-нравственные качества личности, развивать у учащихся потребность к самоусовершенствлованию.

 

Цели, которые обучающиеся ставят перед собой на данном этапе:

принимать активное участие в работе на уроке, показать знание изученного ранее материала, выбирать задание по своим силам

2.     Синтаксическая пятиминутка

Цель: развивать навыки синтаксического разбора предложения; привлечь внимание детей к новой для них части речи (причастие)

Для достижения цели использую аргументированный ответ учащегося, который привлечет внимание детей к новым фактам и подведет к постановке проблемного вопроса.

Ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения.

 

 

 

 

(Слайд)

 

Над золотистойприл. рощейсущ. и узкойприл. речкойсущ. простираютсяглаг. белеющие? облакасущ.

 

 

Синтаксический разбор предложения: части речи, члены предложения.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

3.     Постановка проблемного вопроса

Цель: развивать умение находить новые факты и анализировать их.

Для достижения целей акцентирую внимание на слове белеющий, ставлю проблемный вопрос. В ходе беседы анализируем новые факты.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют полученную информацию.

Делают вывод.

Возникли ли у вас трудности при выполнении разбора?

(Затруднения могут возникнуть при определении части речи слова белеющий ,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              или дети определят его как прилагательное)

 

(Слайд)

На какую часть речи похоже слово белеющий? Почему? (похоже на прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какой?, имеет род, число, падеж, зависит от существительного, в предложении является определением)

 

Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?)

 

Есть ли у слова белеющий какое-то дополнительное значение? (значение действия: высокие горы, которые белеют; горы (что делающие?) белеющие)

 

Вспомните, о чем мы говорили в начале урока? ( о гибриде)

Какое слово мы можем условно назвать морфологическим гибридом? Почему? (белеющие, т.к. имеет признаки прилагательного и глагола)

 

Давайте обратимся к таблице раздаточного материала (дети заполняют 1 и 2 графу таблицы)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Определение имени  прилагательного;

Признаки имени прилагательного.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

4.     Объявление темы и целей урока

Цель: развивать навык работы со словарем, умение самостоятельно делать выводы, определять тему.

 

Для достижения результатов организую работу со словарем. После чего дети самостоятельно определяют тему урока.

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем.

Запись темы в тетрадь

 

 

 

 

 

 

Итак, мы выяснили, что у слова белеющий часть признаков от прилагательного, а часть от глагола

 

(Слайд)

Владимир Иванович Даль сказал об этой части речи, что она «причастна к глаголу у образе прилагательного»

 

Давайте обратимся к толковому словарю и найдем в нем значение слова причастный

 

(Слайд)

ПРИЧАСТНЫЙ 1. ПРИЧА́СТНЫЙ 1, -ая, -ое; -тен, -тна, к чему (книжн.). Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-н. Человек, причастный к журналистике. Он к этому делу не причастен.

 

ПРИЧАСТНЫЙ 2. ПРИЧА́СТНЫЙ 2 см. причастие 1.

 

(Слайд)

ПРИЧАСТИЕ 1. ПРИЧА́СТИЕ 1, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж).

 

(Слайд)

Сегодня на уроке мы с вами начали знакомиться с причастием.

Лексическое значение слова;

Определение причастия

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания

 

5.     Объяснение нового материала

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового знания о причастии, его морфологических и синтаксических признаках.

Для достижения цели провожу работу с учебником и организую составление  схемы-таблицы с признаками причастия

Работа с учебником.

Составление схемы.

Формулировка вывода.

 

Откроем учебник и найдем в нем определение причастия.

 

(Слайд)

Причастие – это особая склоняемая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного.

 

Вернемся к слову белеющий, найдем у него признаки прилагательного и глагола (схема на доске и в тетрадях)

 

белеющий

Прилагательное

Глагол

Род

Число

Падеж

В предложении является определением

Отвечает на вопрос какой?

Вид

Настоящее и прошедшее время

Возвратность

Переходность

Могут иметь зависимые слова

 

Поработаем с учебником. Какие признаки мы не записали?

(Проверка по слайду)

 

Причастие можно назвать условно морфологическим гибридом, т.к. оно совмещает в себе признаки двух частей речи.

Морфологические признаки имени прилагательного, глагола, причасти.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания

 

6.     Здоровьесберегающая минутка.

Цель: создать условия для сохранения здоровья обучающихся.

 

Выполнение разгрузочных упражнений.

(Слайд)

 

 

7.     Отработка умений и навыков

Цель: закрепить полученные знания, объяснить, как выполнять д.з

Учитель организует практическую деятельность учащихся

Выполнение упражнений

Формулировка выводов.

Фронтальная беседа по вопросам.

 

Работа  с таблицей

Признак

Действие

Признак + действие

 

(Слайд)

Что мы видим на фрагменте картины?

(небо, облака)

Какого цвета облака? (белые)

Построим грамматическую основу. Облака на небе что делают? (белеют)

Как мы объединим постоянный признак и действие? (белеющие)

 

 Аналогичная работа с последующими слайдами.

 

Сделаем вывод: какие части речи записаны в колонки таблицы. ( в первой колонке –прилагательное, обозначающее постоянный признак; во второй – глагол, обозначающий действие; в третьей –причастие, которое заключает в себе признак действия)

 

(Слайд)

А теперь посмотрим на картину, с фрагментами которой мы работали. Ее написал Исаак Ильич Левитан. Картина называется «Золотая осень». Она была написана осенью 1895 года – в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находящейся на территории Тверской губернии.

 

Работа с текстом (раздаточный материал)

 

Левитан любил рисовать осенние пейзажи – у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окруженная деревьями, покрытыми желтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте – осенний лес, окрашенный в оттенки желтого цвета. Яркие мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана – обычно он использовал более мягкие и нежные тона.

 

Найдите в тексте причастия. Попытайтесь сформулировать отличие причастия от прилагательного и глагола. 

 

Почему автор в названии использовал метафору золотая осень?

Какое настроение вызывает у вас картина?

 

К картине мы вернемся. С ней вы будете работать дома.

 

Обобщение изученных на уроке понятий.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания

Контроль, коррекция, оценка

8.     Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Для достижения цели использую беседу.

Отвечают на вопросы.

Оценивают и аргументируют результаты деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока? Ответ аргументируйте.

 

Заполните 3 колонку таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

выполнить творческую работу на заданную тему, уместно используя причастия.

 

Цели, которые учитель ставит перед собой:

развивать у учащихся навыки самостоятельного выполнения творческой работы.

личностные: создать условия, в которых ребенок сможет проанализировать значение искусства в жизни людей и своей собственной.

9.     Домашнее задание

Цель: закрепление знаний, полученных на уроке; работа по развитию речи учащегося, воспитание чувства прекрасного.

Объясняю домашнее задание.

Записывают домашнее задание: оценки «5»-«4» -написать сочинение по картине , оценка «3»- составить 5 предложений по картине

Картина И.И.Левитана вызывает радостные чувства. И я хочу, чтобы она вдохновила вас на выполнение домашнего задания.

Если вы хотите получить оценку «4» - «5», то дома  напишите сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень», используя те слова, которые мы записали в таблиц , на уроке мы работали с причастием, прилагательным и глаголом, найдёте в своем тексте эти части речи и обозначите и, определите их синтаксическую роль в предложении. Не забудьте в сочинении упомянуть о личности известного пейзажиста.

Если для вас достаточно «3», то составьте 5-7 предложений, используя причастия, прилагательные и глаголы. Обозначьте их в тексте, определите синтаксическую роль в предложении.

Возможно,  картина Левитана вдохновит кого-то на создание стихотворения или рисунка. Мы с удовольствием познакомимся с вашим творчеством.

Пусть ваше настроение при выполнении домашнего задания будет таким же светлым и радостным, как и картина художника.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Причастие" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели и задачи урока:

предметные: развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать общекатегориальное значение причастий, их морфологические признаки, сопоставлять и соотносить причастие с другими частями речи;

метапредметные:

регулятивные – развивать у обучающихся умение самостоятельно ставить учебные и познавательные целди и задачи, планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

познавательные – учить строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; развивать умение структурировать знания;

коммуникативные -  создавать условия для адекватного использования речевых средств с целью решения различных коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать владение устной и письменной речью; учить строить монологическое высказывание;

личностные – создать условия для обогащения ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции, формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе повышения мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: объяснение нового материала.

Виды деятельности: беседа, связный монологический рассказ о причастии, творческая работа, синтаксический разбор предложения.

 

Формы контроля: устные высказывания, заполнение таблицы, составление текста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 818 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 669
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 419
    • DOCX 38.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шадова Александра Юрьевнвна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шадова Александра Юрьевнвна
    Шадова Александра Юрьевнвна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11883
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»