Тема
урока: «Причастие»
|
Цели
и задачи урока:
предметные:
развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать
общекатегориальное значение причастий, их морфологические признаки,
сопоставлять и соотносить причастие с другими частями речи;
метапредметные:
регулятивные –
развивать у обучающихся умение самостоятельно ставить учебные и
познавательные целди и задачи, планировать пути достижения целей на основе
самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
познавательные – учить
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей; развивать умение структурировать знания;
коммуникативные -
создавать условия для адекватного использования речевых средств с целью
решения различных коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей; развивать владение устной и письменной речью; учить
строить монологическое высказывание;
личностные
–
создать условия для обогащения ценностно-смысловых установок обучающихся,
отражающих их личностные позиции, формировать ответственное отношение к
учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе повышения мотивации к обучению и познанию.
Тип
урока: объяснение нового материала.
Виды
деятельности: беседа, связный монологический рассказ о причастии, творческая
работа, синтаксический разбор предложения.
Формы
контроля: устные высказывания, заполнение таблицы, составление текста.
Оборудование:
экран, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, словари.
|
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
Задачи для учащегося, которые должны привести к
достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
Предметные
|
Планируемые УУД
|
1.
Организационный
момент
Цели:
предметные – создать
благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы ; подготовить
учащихся к усвоению новой темы;
регулятивные: напомнить
учащимся, как пользоваться словарем , выбирать задание по своим силам,
формировать умение составления опорного конспекта и таблицы;
личностные:
развивать способность к личностному самоопределению
|
Приветствие.
Перекличка.
Стимулирование
деятельности учащихся:
тема
урока не названа, ее предстоит определить; вводим понятие гибрид из биологии,
пытаемся применить к русскому языку.
|
Приветствие
учителя.
Подготовка
к уроку.
Ответы
на вопросы учителя.
|
(Слайд)
Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой для нас частью речи. Это не
обычная часть речи, а условный гибрид.
Что
такое гибрид?
(Слайд)
(это
скрещивание двух видов в один; грейпфрут, зеброид)
(Слайд)
В
словаре иностранных слов дано следующее толкование:
ГИБРИ́Д, а, м.
[фр. hybride< лат. hibrida].Животное или растение, полученное от
скрещивания особей разных пород, сортов, видов
Как
применимо слово гибрид к морфологии?
(Часть
речи получена путем соединения других частей речи)
|
|
Эмоциональный
настрой на предстоящую деятельность
|
Основной
этап урока.
Цели,
которые ставит перед собой учитель на данном этапе:
Предметные:
выработать умения и навыки в опознавании причастия как части речи,
морфологических его признаков, учиться соотносить причастие с другими частями
речи, определять синтаксическую роль причастия;
метапредметные:
регулятивные
УУД: учить самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее;
познавательные
УУД: развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, подбирать
аргументы для выражения собственного мнения;
личностные
УУД: формировать духовно-нравственные качества личности, развивать у учащихся
потребность к самоусовершенствлованию.
Цели,
которые обучающиеся ставят перед собой на данном этапе:
принимать
активное участие в работе на уроке, показать знание изученного ранее
материала, выбирать задание по своим силам
|
2.
Синтаксическая
пятиминутка
Цель:
развивать навыки синтаксического разбора предложения; привлечь внимание детей
к новой для них части речи (причастие)
|
Для
достижения цели использую аргументированный ответ учащегося, который
привлечет внимание детей к новым фактам и подведет к постановке проблемного
вопроса.
|
Ученик
у доски выполняет синтаксический разбор предложения.
|
(Слайд)
Над золотистойприл.
рощейсущ. и узкойприл. речкойсущ.
простираютсяглаг. белеющие? облакасущ.
|
Синтаксический
разбор предложения: части речи, члены предложения.
|
Анализ
объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание
Выполнение
пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;
саморегуляция в ситуации затруднения
Выражение
своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
|
3.
Постановка
проблемного вопроса
Цель:
развивать умение находить новые факты и анализировать их.
|
Для
достижения целей акцентирую внимание на слове белеющий, ставлю проблемный
вопрос. В ходе беседы анализируем новые факты.
|
Отвечают
на вопросы учителя.
Анализируют
полученную информацию.
Делают
вывод.
|
Возникли
ли у вас трудности при выполнении разбора?
(Затруднения
могут возникнуть при определении части речи слова белеющий ,
или
дети определят его как прилагательное)
(Слайд)
На
какую часть речи похоже слово белеющий? Почему? (похоже на прилагательное,
т.к. отвечает на вопрос какой?, имеет род, число, падеж, зависит от
существительного, в предложении является определением)
Давайте
вспомним, что такое имя прилагательное? (самостоятельная часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?)
Есть
ли у слова белеющий какое-то дополнительное значение? (значение действия:
высокие горы, которые белеют; горы (что делающие?) белеющие)
Вспомните,
о чем мы говорили в начале урока? ( о гибриде)
Какое
слово мы можем условно назвать морфологическим гибридом? Почему? (белеющие,
т.к. имеет признаки прилагательного и глагола)
Давайте
обратимся к таблице раздаточного материала (дети заполняют 1 и 2 графу
таблицы)
|
Определение
имени прилагательного;
Признаки
имени прилагательного.
|
Поиск и
выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под
понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание
способа решения проблемы поискового характера
Аргументация
своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
|
4.
Объявление
темы и целей урока
Цель:
развивать навык работы со словарем, умение самостоятельно делать выводы,
определять тему.
|
Для
достижения результатов организую работу со словарем. После чего дети
самостоятельно определяют тему урока.
|
Работа
со словарем.
Запись
темы в тетрадь
|
Итак,
мы выяснили, что у слова белеющий часть признаков от прилагательного,
а часть от глагола
(Слайд)
Владимир
Иванович Даль сказал об этой части речи, что она «причастна к глаголу
у образе прилагательного»
Давайте
обратимся к толковому словарю и найдем в нем значение слова причастный
(Слайд)
ПРИЧАСТНЫЙ
1. ПРИЧА́СТНЫЙ 1, -ая, -ое; -тен, -тна, к чему (книжн.). Имеющий
непосредственное отношение, касательство к чему-н. Человек, причастный к
журналистике. Он к этому делу не причастен.
ПРИЧАСТНЫЙ
2. ПРИЧА́СТНЫЙ 2 см. причастие 1.
(Слайд)
ПРИЧАСТИЕ
1. ПРИЧА́СТИЕ 1, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с
категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род,
падеж).
(Слайд)
Сегодня
на уроке мы с вами начали знакомиться с причастием.
|
Лексическое
значение слова;
Определение
причастия
|
Анализ
объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из
частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
Выражение
своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего
мнения; учёт разных мнений
Оценивание
усваиваемого содержания
|
5.
Объяснение
нового материала
Цель:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового
знания о причастии, его морфологических и синтаксических признаках.
|
Для
достижения цели провожу работу с учебником и организую составление схемы-таблицы
с признаками причастия
|
Работа
с учебником.
Составление
схемы.
Формулировка
вывода.
|
Откроем
учебник и найдем в нем определение причастия.
(Слайд)
Причастие
– это особая склоняемая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного.
Вернемся
к слову белеющий, найдем у него признаки прилагательного и глагола (схема на доске
и в тетрадях)
белеющий
|
Прилагательное
|
Глагол
|
Род
Число
Падеж
В
предложении является определением
Отвечает
на вопрос какой?
|
Вид
Настоящее
и прошедшее время
Возвратность
Переходность
Могут
иметь зависимые слова
|
Поработаем
с учебником. Какие признаки мы не записали?
(Проверка
по слайду)
Причастие
можно назвать условно морфологическим гибридом, т.к. оно совмещает в себе признаки
двух частей речи.
|
Морфологические
признаки имени прилагательного, глагола, причасти.
|
Анализ
объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из
частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
Выражение
своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего
мнения; учёт разных мнений
Оценивание
усваиваемого содержания
|
6.
Здоровьесберегающая
минутка.
Цель:
создать условия для сохранения здоровья обучающихся.
|
|
Выполнение
разгрузочных упражнений.
|
(Слайд)
|
|
|
7.
Отработка
умений и навыков
Цель:
закрепить полученные знания, объяснить, как выполнять д.з
|
Учитель
организует практическую деятельность учащихся
|
Выполнение
упражнений
Формулировка
выводов.
Фронтальная
беседа по вопросам.
|
Работа
с таблицей
Признак
|
Действие
|
Признак
+ действие
|
(Слайд)
Что
мы видим на фрагменте картины?
(небо,
облака)
Какого
цвета облака? (белые)
Построим
грамматическую основу. Облака на небе что делают? (белеют)
Как
мы объединим постоянный признак и действие? (белеющие)
Аналогичная
работа с последующими слайдами.
Сделаем
вывод: какие части речи записаны в колонки таблицы. ( в первой колонке
–прилагательное, обозначающее постоянный признак; во второй – глагол, обозначающий
действие; в третьей –причастие, которое заключает в себе признак действия)
(Слайд)
А
теперь посмотрим на картину, с фрагментами которой мы работали. Ее написал
Исаак Ильич Левитан. Картина называется «Золотая осень». Она была написана
осенью 1895 года – в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка»,
расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находящейся на
территории Тверской губернии.
Работа
с текстом (раздаточный материал)
Левитан
любил рисовать осенние пейзажи – у него было более сотни картин, связанных
с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из
самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окруженная
деревьями, покрытыми желтой и красной осенней листвой. Вдали видны
деревенские домики, поля, а далее, на горизонте – осенний лес, окрашенный
в оттенки желтого цвета. Яркие мажорные, оптимистические цвета этой картины
не являются характерными для творчества Левитана – обычно он использовал
более мягкие и нежные тона.
Найдите
в тексте причастия. Попытайтесь сформулировать отличие причастия от
прилагательного и глагола.
Почему
автор в названии использовал метафору золотая осень?
Какое
настроение вызывает у вас картина?
К
картине мы вернемся. С ней вы будете работать дома.
|
Обобщение
изученных на уроке понятий.
|
Анализ
объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из
частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
Выражение
своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего
мнения; учёт разных мнений
Оценивание
усваиваемого содержания
Контроль,
коррекция, оценка
|
8.
Рефлексия
Цель: осознание
учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
своей и всего класса
|
Для
достижения цели использую беседу.
|
Отвечают
на вопросы.
Оценивают
и аргументируют результаты деятельности.
|
Что
нового вы узнали на уроке?
Чему
научились?
Достигли
ли мы цели, поставленной в начале урока? Ответ аргументируйте.
Заполните
3 колонку таблицы
|
|
Рефлексия
способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов
деятельности
Самооценка;
адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям
Выражение
своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт
разных мнений
|
Цели,
которые учитель ставит перед обучающимися:
выполнить
творческую работу на заданную тему, уместно используя причастия.
Цели,
которые учитель ставит перед собой:
развивать
у учащихся навыки самостоятельного выполнения творческой работы.
личностные:
создать условия, в которых ребенок сможет проанализировать значение искусства
в жизни людей и своей собственной.
|
9.
Домашнее
задание
Цель:
закрепление знаний, полученных на уроке; работа по развитию речи учащегося,
воспитание чувства прекрасного.
|
Объясняю
домашнее задание.
|
Записывают
домашнее задание: оценки «5»-«4» -написать сочинение по картине , оценка «3»-
составить 5 предложений по картине
|
Картина
И.И.Левитана вызывает радостные чувства. И я хочу, чтобы она вдохновила вас
на выполнение домашнего задания.
Если
вы хотите получить оценку «4» - «5», то дома напишите сочинение – описание
по картине И.И.Левитана «Золотая осень», используя те слова, которые мы
записали в таблиц , на уроке мы работали с причастием, прилагательным и глаголом,
найдёте в своем тексте эти части речи и обозначите и, определите их
синтаксическую роль в предложении. Не забудьте в сочинении упомянуть о
личности известного пейзажиста.
Если
для вас достаточно «3», то составьте 5-7 предложений, используя причастия,
прилагательные и глаголы. Обозначьте их в тексте, определите синтаксическую
роль в предложении.
Возможно,
картина Левитана вдохновит кого-то на создание стихотворения или рисунка. Мы
с удовольствием познакомимся с вашим творчеством.
Пусть
ваше настроение при выполнении домашнего задания будет таким же светлым и радостным,
как и картина художника.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.