Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Причастие" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Причастие" (6 класс)

Тема урока: «Причастие»




Цели и задачи урока:



предметные: развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать общекатегориальное значение причастий, их морфологические признаки, сопоставлять и соотносить причастие с другими частями речи;

метапредметные:

регулятивные – развивать у обучающихся умение самостоятельно ставить учебные и познавательные целди и задачи, планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

познавательные – учить строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; развивать умение структурировать знания;

коммуникативные - создавать условия для адекватного использования речевых средств с целью решения различных коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать владение устной и письменной речью; учить строить монологическое высказывание;

личностные – создать условия для обогащения ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции, формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе повышения мотивации к обучению и познанию.



Тип урока: объяснение нового материала.



Виды деятельности: беседа, связный монологический рассказ о причастии, творческая работа, синтаксический разбор предложения.



Формы контроля: устные высказывания, заполнение таблицы, составление текста.



Оборудование: экран, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, словари.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задачи для учащегося, которые должны привести к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Планируемые УУД

  1. Организационный момент

Цели:

предметные – создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы ; подготовить учащихся к усвоению новой темы;

регулятивные: напомнить учащимся, как пользоваться словарем , выбирать задание по своим силам, формировать умение составления опорного конспекта и таблицы;

личностные: развивать способность к личностному самоопределению

Приветствие.



Перекличка.



Стимулирование деятельности учащихся:

тема урока не названа, ее предстоит определить; вводим понятие гибрид из биологии, пытаемся применить к русскому языку.
























Приветствие учителя.



Подготовка к уроку.



Ответы на вопросы учителя.




























(Слайд)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой для нас частью речи. Это не обычная часть речи, а условный гибрид.



Что такое гибрид?

(Слайд)

(это скрещивание двух видов в один; грейпфрут, зеброид)



(Слайд)

В словаре иностранных слов дано следующее толкование:

ГИБРИ́Д, а, м. [фр. hybride< лат. hibrida].Животное или растение, полученное от скрещивания особей разных пород, сортов, видов





Как применимо слово гибрид к морфологии?

(Часть речи получена путем соединения других частей речи)



Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Основной этап урока.



Цели, которые ставит перед собой учитель на данном этапе:



Предметные: выработать умения и навыки в опознавании причастия как части речи, морфологических его признаков, учиться соотносить причастие с другими частями речи, определять синтаксическую роль причастия;



метапредметные:

регулятивные УУД: учить самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

познавательные УУД: развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, подбирать аргументы для выражения собственного мнения;

личностные УУД: формировать духовно-нравственные качества личности, развивать у учащихся потребность к самоусовершенствлованию.



Цели, которые обучающиеся ставят перед собой на данном этапе:

принимать активное участие в работе на уроке, показать знание изученного ранее материала, выбирать задание по своим силам

  1. Синтаксическая пятиминутка

Цель: развивать навыки синтаксического разбора предложения; привлечь внимание детей к новой для них части речи (причастие)

Для достижения цели использую аргументированный ответ учащегося, который привлечет внимание детей к новым фактам и подведет к постановке проблемного вопроса.

Ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения.








(Слайд)



Над золотистойприл. рощейсущ. и узкойприл. речкойсущ. простираютсяглаг. белеющие? облакасущ.




Синтаксический разбор предложения: части речи, члены предложения.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

  1. Постановка проблемного вопроса

Цель: развивать умение находить новые факты и анализировать их.

Для достижения целей акцентирую внимание на слове белеющий, ставлю проблемный вопрос. В ходе беседы анализируем новые факты.









Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют полученную информацию.

Делают вывод.

Возникли ли у вас трудности при выполнении разбора?

(Затруднения могут возникнуть при определении части речи слова белеющий , или дети определят его как прилагательное)



(Слайд)

На какую часть речи похоже слово белеющий? Почему? (похоже на прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какой?, имеет род, число, падеж, зависит от существительного, в предложении является определением)



Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?)



Есть ли у слова белеющий какое-то дополнительное значение? (значение действия: высокие горы, которые белеют; горы (что делающие?) белеющие)



Вспомните, о чем мы говорили в начале урока? ( о гибриде)

Какое слово мы можем условно назвать морфологическим гибридом? Почему? (белеющие, т.к. имеет признаки прилагательного и глагола)



Давайте обратимся к таблице раздаточного материала (дети заполняют 1 и 2 графу таблицы)

Знаю

Хочу узнать

Узнал






Определение имени прилагательного;

Признаки имени прилагательного.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

  1. Объявление темы и целей урока

Цель: развивать навык работы со словарем, умение самостоятельно делать выводы, определять тему.



Для достижения результатов организую работу со словарем. После чего дети самостоятельно определяют тему урока.













Работа со словарем.

Запись темы в тетрадь













Итак, мы выяснили, что у слова белеющий часть признаков от прилагательного, а часть от глагола



(Слайд)

Владимир Иванович Даль сказал об этой части речи, что она «причастна к глаголу у образе прилагательного»



Давайте обратимся к толковому словарю и найдем в нем значение слова причастный



(Слайд)

ПРИЧАСТНЫЙ 1. ПРИЧА́СТНЫЙ 1, -ая, -ое; -тен, -тна, к чему (книжн.). Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-н. Человек, причастный к журналистике. Он к этому делу не причастен.



ПРИЧАСТНЫЙ 2. ПРИЧА́СТНЫЙ 2 см. причастие 1.



(Слайд)

ПРИЧАСТИЕ 1. ПРИЧА́СТИЕ 1, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж).



(Слайд)

Сегодня на уроке мы с вами начали знакомиться с причастием.

Лексическое значение слова;

Определение причастия

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания



  1. Объяснение нового материала

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового знания о причастии, его морфологических и синтаксических признаках.

Для достижения цели провожу работу с учебником и организую составление схемы-таблицы с признаками причастия

Работа с учебником.

Составление схемы.

Формулировка вывода.



Откроем учебник и найдем в нем определение причастия.



(Слайд)

Причастие – это особая склоняемая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного.



Вернемся к слову белеющий, найдем у него признаки прилагательного и глагола (схема на доске и в тетрадях)



белеющий

Прилагательное

Глагол

Род

Число

Падеж

В предложении является определением

Отвечает на вопрос какой?

Вид

Настоящее и прошедшее время

Возвратность

Переходность

Могут иметь зависимые слова



Поработаем с учебником. Какие признаки мы не записали?

(Проверка по слайду)



Причастие можно назвать условно морфологическим гибридом, т.к. оно совмещает в себе признаки двух частей речи.

Морфологические признаки имени прилагательного, глагола, причасти.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания



  1. Здоровьесберегающая минутка.

Цель: создать условия для сохранения здоровья обучающихся.



Выполнение разгрузочных упражнений.

(Слайд)





  1. Отработка умений и навыков

Цель: закрепить полученные знания, объяснить, как выполнять д.з

Учитель организует практическую деятельность учащихся

Выполнение упражнений

Формулировка выводов.

Фронтальная беседа по вопросам.



Работа с таблицей

Признак

Действие

Признак + действие



(Слайд)

Что мы видим на фрагменте картины?

(небо, облака)

Какого цвета облака? (белые)

Построим грамматическую основу. Облака на небе что делают? (белеют)

Как мы объединим постоянный признак и действие? (белеющие)



Аналогичная работа с последующими слайдами.



Сделаем вывод: какие части речи записаны в колонки таблицы. ( в первой колонке –прилагательное, обозначающее постоянный признак; во второй – глагол, обозначающий действие; в третьей –причастие, которое заключает в себе признак действия)



(Слайд)

А теперь посмотрим на картину, с фрагментами которой мы работали. Ее написал Исаак Ильич Левитан. Картина называется «Золотая осень». Она была написана осенью 1895 года – в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находящейся на территории Тверской губернии.



Работа с текстом (раздаточный материал)



Левитан любил рисовать осенние пейзажи – у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окруженная деревьями, покрытыми желтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте – осенний лес, окрашенный в оттенки желтого цвета. Яркие мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана – обычно он использовал более мягкие и нежные тона.



Найдите в тексте причастия. Попытайтесь сформулировать отличие причастия от прилагательного и глагола.



Почему автор в названии использовал метафору золотая осень?

Какое настроение вызывает у вас картина?



К картине мы вернемся. С ней вы будете работать дома.



Обобщение изученных на уроке понятий.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания

Контроль, коррекция, оценка

  1. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Для достижения цели использую беседу.

Отвечают на вопросы.

Оценивают и аргументируют результаты деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока? Ответ аргументируйте.



Заполните 3 колонку таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал








Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

выполнить творческую работу на заданную тему, уместно используя причастия.



Цели, которые учитель ставит перед собой:

развивать у учащихся навыки самостоятельного выполнения творческой работы.

личностные: создать условия, в которых ребенок сможет проанализировать значение искусства в жизни людей и своей собственной.

  1. Домашнее задание

Цель: закрепление знаний, полученных на уроке; работа по развитию речи учащегося, воспитание чувства прекрасного.

Объясняю домашнее задание.

Записывают домашнее задание: оценки «5»-«4» -написать сочинение по картине , оценка «3»- составить 5 предложений по картине

Картина И.И.Левитана вызывает радостные чувства. И я хочу, чтобы она вдохновила вас на выполнение домашнего задания.

Если вы хотите получить оценку «4» - «5», то дома напишите сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень», используя те слова, которые мы записали в таблиц , на уроке мы работали с причастием, прилагательным и глаголом, найдёте в своем тексте эти части речи и обозначите и, определите их синтаксическую роль в предложении. Не забудьте в сочинении упомянуть о личности известного пейзажиста.

Если для вас достаточно «3», то составьте 5-7 предложений, используя причастия, прилагательные и глаголы. Обозначьте их в тексте, определите синтаксическую роль в предложении.

Возможно, картина Левитана вдохновит кого-то на создание стихотворения или рисунка. Мы с удовольствием познакомимся с вашим творчеством.

Пусть ваше настроение при выполнении домашнего задания будет таким же светлым и радостным, как и картина художника.















Урок по русскому языку на тему "Причастие" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели и задачи урока:

предметные: развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать общекатегориальное значение причастий, их морфологические признаки, сопоставлять и соотносить причастие с другими частями речи;

метапредметные:

регулятивные – развивать у обучающихся умение самостоятельно ставить учебные и познавательные целди и задачи, планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

познавательные – учить строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; развивать умение структурировать знания;

коммуникативные -  создавать условия для адекватного использования речевых средств с целью решения различных коммуникативных задач и выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать владение устной и письменной речью; учить строить монологическое высказывание;

личностные – создать условия для обогащения ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции, формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе повышения мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: объяснение нового материала.

Виды деятельности: беседа, связный монологический рассказ о причастии, творческая работа, синтаксический разбор предложения.

 

Формы контроля: устные высказывания, заполнение таблицы, составление текста.

Автор Самохвалова Александра Юрьевнвна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 581
Номер материала 9179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓