Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

Урок по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова (обучение применению

правила).

Цель: Сформировать общий приём умственных действий при написании безударных гласных в корне слова.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте притчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Дорогие мои. Сегодня вам предстоит открывать новые знания. Всё в ваших руках.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на экран и скажите, о чем презентация? ( о весне).

- Верно, это признаки весны. Одним из признаков мы увидели таяние снега, половодье.

- Найдите лишнее слово:

В[а]дичка, в[а]дитель, в[о]дный, подв[о]дный, в[а]да.

Обоснуйте выбор.

(в[а]дитель – лишнее, т.к. отличается значением.)

- Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

3. Постановка учебной задачи.

-Выделите корень в словах и поставьте ударение.

- Раздели слова на группы.


в[о]дный, подв[о]дный в[а]дичка, в[а]да

-Подчеркните безударные гласные. В каких частях слова находятся безударные гласные?

- Почему в однокоренных словах в корне слышится разная гласная? Какую букву надо писать? Читаем правило на стр. 140 (сверяем свои выводы)

-Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова.)

4. Поиск решения проблемы.

- Обозначьте корень, поставьте ударение.

Теплый, тепленький, т.пло и

Травный, травушка, тр.ва я

Горный, пригорок, г.ра е

Лисы, лисий, л.са о

Ряд, междурядный, р.док а

Почему именно эту букву вы вставили в слова?

- Потому что гласный звук под ударением в сильной позиции, его хорошо слышно. Значит, при выборе буквы надо ориентироваться на гласный звук под ударением.

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

- Сформулируем правило проверки безударных гласных в корне слова.

Чтобы правильно написать безударную гласную а о и е я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и ударной гласной.

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):

А, О, Е, И, Я!


5. Первичное закрепление

Работа интерактивному приложению «Установи соответствие» (2кл., 2 вариант, 3 задание)

Кладовка-

Парник -

Рядовой -

Рябой –

Короб -

Голод -

Скрипеть -

Кричать -

Поредел -

Седло -

Светить –

Физминутка

6. Самостоятельная работа.

- Вставь пропущенные буквы:
1 б…льшой *
2 гр…чи *
3 р…ка *
4 п…тнистый *
5 з…ма *
6 зв…рек *
7 пл…сать *
8 см…треть *
9 в…рить *
10 л…сток *
О, А, Е, Я, И, Е, Я, О, А, И. ( проверка в паре)

ТЕСТ.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.

1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.

а) норы, реки, воды

б) нора, река, вода


2. Какие буквы пропущены в словах пословицы.

В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.


а) е, о

б) и, а


3. К какому слову относится данная транскрипция [сава].


а) сова

б) софа


4. Какой корень в слове лесник?


а) лесн

б) лес


5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?


а) второй слог

б) первый слог


Овал 1Овал 2Овал 3Овал 4Овал 5






7. Восстанови стихотворение. (работа в группах)

___________ ____________ __________ ,

___________ ____________ ,

Заметней и ____________

На пашне ___________ ,

И детские ___________

Над лугом __________ .

(А. Блок)

Слова: л…са, вд…ли, н…беса, в…днее, с…нее, ч…рнее, п…лоса, зв…чее, г…лоса.

(Дети записывают стихотворение и доказывают выбор букв. Проверяют по шаблону на слайде.) Блок А.А. - На лугу

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...

8. Рефлексия, итог.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Ударение на гласной
Может сделать букву ясной.



Урок по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"
  • Начальные классы
Описание:

Урок развития умений по теме "Безударная гласная в корне", третий урок в разделе. В процессе урока учащиеся отрабатывают умение постановки и решения орфографической задачи, обосновывают условия выбора орфограммы, проверяют уровень собственной компетенции в рамках изучаемого вопроса. На уроке создаются условия для самостоятельной индивидуальной и дифференцированной работы. В завершении работы по теме урока учащиеся получат возможность оценить свои знания по теме урока, выполнив тест, творческую работу в группах.

Урок составлен по учебнику русского языка Бунеевых. (2 класс)

Автор Степанова Наталья Борисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 555
Номер материала 38654
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓