Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Понятие о предложении" (8 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о предложении" (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе


Тема: Понятие о предложении.


Цель: повторить всё изученное о предложении, его грамматической основе; показать роль предложений в языке; совершенствовать умение различать предложения разных видов (по цели высказывания, по интонации); развивать умение самостоятельно работать с учебником; создать предпосылки для воспитания культуры речи.


Наглядные материалы и оборудование: учебник, ноутбук, репродукция картины В.Поленова «Московский дворик», карточки с эмоциональной характеристикой, раздаточный материал для работы в группах.


Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Эпиграф (на доске)

Словарь языка свидетельствует,

о чём думают люди,

а грамматика – как они думают.

Г.В.Степанов

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Орфографическая разминка.

Обозначьте орфограммы в словах с шипящим на конце, с о – ё после шипящих, с н – нн в суффиксах.

Испуганный врач, поношенный плащ, асфальтированное шоссе, иллюстрированная брошюра, вяленый лещ, кованный мастером меч, купленный гараж, казённая вещь, обиженный малыш, жареный кабачок, ношеный пиджачок, естественное нетерпение, мышиный шорох, немощёная улица пустынна, разбросаны сломанные стулья, радость нежданных встреч.

  • Беседа на повторение.

- Какую роль играют словосочетания?

- Из чего состоит словосочетание?

- Приведите примеры словосочетаний с разными типами связи.

  • Проверка домашнего задания. (взаимопроверка, работа в парах)

  • Выполнение тренировочных упражнений. Работа в группах.

-Выпишите словосочетания в такой последовательности: именные, глагольные, наречные. Определите тип связи слов в словосочетании.

Желаю удачи; кто-то из мальчиков; низко над головой; познание мира; слишком глубоко; шли вслепую; познали на опыте; некто с тросточкой.


  1. Мотивация учебной деятельности.

  • Рассказ учителем притчи.

- Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил ему доказать, что тот ничего не знает. Поймал бабочку, зажал её в руках и спрашивает: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках – мёртвая или живая?» Сам же думает: «Скажет: живая – я её умерщвлю, скажет: мёртвая – выпущу на волю». Мудрец подумал и сказал: «Всё в твоих руках!»

  • Беседа.

- Как вы понимаете это выражение «Всё в твоих руках!»

- В данный момент, что находится в ваших руках?

- А как вы понимаете смысл эпиграфа? (на доске)

- Почему человек понимает, что сказал или написал другой?

  1. Сообщение темы и цели урока.


  1. Работа над темой урока.

  • Работа с учебником. Изучение теоретического материала.

Выполнение упражнения 62 (устно).

Чтение теоретического материала на стр.44 - 45.

  • Тренировочное упражнение.

Распространите предложения, «оживите», «раскрасьте» описание. Каков стиль вашего текста?

Приближался вечер. Солнце село. Воздух посвежел. Упала роса. Повис туман. Пробежал ветерок. Зашелестели листья. Мелькнула птица. Мрак сгущался. Зажглись звёзды. Взошла луна. Журчал ручей. Слышалась песня.


  • Метод «Мозговой штурм».

- Какой знак препинания ставится в конце повествовательных и побудительных (невосклицательных) предложений? (точка)

- Какой знак препинания ставится в конце повествовательно- и побудительно-восклицательных предложений? (восклицательный знак)

- Какой знак препинания ставится в конце вопросительных предложений?

(вопросительный знак)

- Какой знак препинания ставится в конце вопросительно-восклицательных предложений?

(рядом ставится вопросительный и восклицательный знаки)

  • Практическая работа с языковым материалом. Работа в группах (дифференцированная).

Задание для 1 группы

Найти границы предложений, определить предложения по цели высказывания и расставить необходимые знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.

Упражнение 63.


Задание для 2 группы

Выписать из текста восклицательные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

На нашей улице живёт старейшая жительница села Екатерина Игнатьевна Твердохлеб. Да ты видел её прошлым летом! Ей сто лет. Представляешь, сколько старинных песен она знает?! Именно она помогла сберечь это народное богатство… Много лет Твердохлеб выращивала в местном хозяйстве сахарную свёклу, трудилась на животноводческой ферме. Многими орденами и медалями награждена эта удивительная женщина! А какая у неё красивая душа! Об этом рассказали нам сами песни, которые пела она в тот вечер. Обычно хлеб называют духом дома. Я бы добавил, что и песня является душой дома! А душой целого села являются такие люди, как Екатерина Игнатьевна Твердохлеб.


Задание для 3 группы

Выписать побудительные и вопросительные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

Старайся наблюдать окружающий мир. Вот сильный ветер раскидал скирды сена. Хочешь пробежаться утром по росе, как в детстве? Дыши полной грудью, лесной воздух чист и приятен. Загляни, дружок, в заросли черники. Правда, они густые? Может быть, слагая легенду, люди имели в виду саму ягоду чернику? Ведь она, действительно, настоящее сокровище.


Задание для 4 группы

Придумать и записать разные по цели высказывания предложения (по 1 предложению), подчеркнуть грамматическую основу.


  1. Физкультминутка.

Возьмите шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1 минуту растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях ощущения приятного тепла.

Возьмите шестигранный карандаш в правую руку, 1 минуту растирайте им внутренние стороны каждого пальца левой руки. Затем поменяйте руки.


  1. Закрепление изученного.

  • Тренировочное упражнение. (устно)

Прочитайте текст. Дайте определение разговорному языку.

Разговорным языком мы называем устную форму литературного языка, а не вообще всё то, что произносится, говорится. Значит, носители литературного языка и при устном общении друг с другом придерживаются определённых правил речи. Существуют нормы произношения, ударения, употребления слов, свойственные русскому разговорному литературному языку.

У разговорного языка есть одно очень важное отличие от книжно-письменного и от других форм устного общения: его средства, его нормы в не подготовленной заранее, свободно льющейся речи. Лингвисты называют такую речь спонтанной.


  • Составление правил общения. Работа в группах.

Вспомните и запишите на листочках правила общения.

- Быть вежливым.

- Уметь отстаивать свою точку зрения, нравственные принципы и убеждения силой аргументации.

- Уважать себя и других.

- Не навязывать своё мнение собеседнику.

- Не подчёркивать свои достоинства в более глубоком знании какой-либо проблемы.

- Уметь промолчать, если дело идёт к конфликту.

- Всячески (но ненавязчиво) подчёркивать интерес к собеседнику.

- Уметь слушать собеседника, не перебивая.

- Если дело идёт к явному конфликту, «отойти» в сторону.

(после того, как учащиеся озвучили свои правила, появляются записи на слайде)


  • Творческая работа. (слайд)

Рассмотрите репродукцию картины В.Поленова «Московский дворик».

  1. Составьте её описание (4-5 предложений), используя простые распространённые предложения, можно с причастными оборотами.

  2. Составьте диалог по теме «Разговор перед картиной», используя правила общения.

(учащиеся работают в парах)

  1. Обратная связь.

- Придумайте предложение со словом ОСЕНЬ.


Вывод: само слово ОСЕНЬ тоже является предложением.

  1. Домашнее задание.

Выучить теорию на стр.44 – 45; упр. 64 (1 уровень сложности); напишите мини-сочинение на тему «Осень», используя разные по цели высказывания предложения (2 уровень сложности).

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что называется предложением?

- Что нового вы узнали о предложении?

- Какие знаки препинания могут ставиться в конце предложения?

Учащиеся выбирают карточку с эмоциональной характеристикой, которая, по их мнению, соответствует их работе на уроке.

На цветной бумаге распечатаны карточки:

  1. Я горжусь тем, как работал сегодня.

  2. Я на правильном пути.

  3. Я был близок к победе.

  4. Я делал всё хорошо.

  5. Я сегодня самый лучший.

  6. Так держать.

  7. Что это было?

  8. Ужас…




Урок по русскому языку на тему "Понятие о предложении" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Понятие о предложении. На этапе актуализации опорных знаний использовала технологию интенсивного обучения грамотности Т.Я. Фроловой. Работа в парах, в группах, "мозговой штурм"помогли активизировать деятельность учащихся. Организована работа по развитию речи учащихся: составляют правила общения, описание картины В.Поленова "Московский дворик", диалог по теме "Разговор перед картиной". Дифференцированная работа велась по карточкам (в группах), домашнее задание также дифференцированно; это помогает учитывать индивидуальные особенности учащихся. Рефлексия проводилась с помощью карточек с эмоциональной характеристикой. 

Автор Алёхина Елена Фёдоровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1241
Номер материала 45924
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓