Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Определение и его виды" (8 класс)

Урок по русскому языку на тему "Определение и его виды" (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе


Тема: Определение и его виды.


Цель: восстановить в памяти учащихся теоретический материал об определении как второстепенном члене предложения; углубить знания учащихся об определении; развить умение дифференцировать согласованные и несогласованные определения; воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к поэтическому слову; формировать интерес к разным видам искусства.


Наглядные материалы и оборудование: ноутбук, презентация картин И. Айвазовского, отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, музыкальное произведение - отрывок из концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, карточки с заданиями.


Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку).

  2. Актуализация опорных знаний.

  • Тренировочное упражнение.

- Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Устно раскройте смысл одной из пословиц. Подчеркните грамматическую основу, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Домом жить (обо)всём тужить. Свой уголок свой простор. Надёжный замок хороший друг. Дом как полная чаша. Чужая душа потёмки. Долгожда…ый гость радость в доме. Хлеб дар Божий отец кормил…ц. Старших слушат…ся ума наб…рат…ся.

  • Работа по карточкам. (индивидуальное задание)

Карточка №1

Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.

Первый утре…ник предвестник зимних дней. Счастье человека это умение трудит…ся. Для водолаза самое опас…ное поддаться панике.

Карточка №2

Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.

Сонливый да ленивый два родные брата. Напуга…ый враг побеждё…ый враг. Похвалить плохой проступок это значит взять его на свой сч…т. Счаст…е это быть с пр…родой вид…ть и говорить с ней.

  • Слова учителя. (Звучит музыка - отрывок из концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.)

- Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение. Сядьте удобнее, спинки прямые, закройте глаза. Представьте: голубое небо, плывут красивые облака, лазурное море спокойное, тихое, слышится крик чаек, лёгкий южный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг лучик бодрости пронизывает вас.

А сейчас откройте глаза, я думаю, нам всем снова хочется работать.

  • Сочинение синквейна «Тучки», «Море» (работа в группах).

Образец:

Тучки. Море.

Быстрые, свободные. Лазурное, тихое.

Путешествуют, охлаждают, грозят. Плещет, ласкает, манит.

Дают возможность помечтать. Уводит в мир иллюзий.

  • Озвучивание от каждой группы.

- Какое настроение преобладало у вас, когда вы сочиняли синквейн?

  1. Мотивация учебной деятельности.

Вспомните начало стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». (слайд)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Назовите главные члены предложения. Какие второстепенные члены есть в первой строфе? Как называются эти члены предложения? (Устно)

  1. Сообщение темы и цели урока.


  1. Работа над темой урока.

  • Работа с учебником.

Изучение теоретического материала на стр.68-69

  • Творческая работа. Презентация картин И.Айвазовского с элементами беседы (слайды)

-В каком виде изобразительного искусства работал Иван Константинович Айвазовский?

(живопись)

-В каком жанре? Что его привлекало в окружающей жизни, что он писал? (пейзажи)

-Какие конкретно? (морские)

-Как называется морской пейзаж? (марина)

Художник прожил долгую жизнь (83 года).

-Кто из вас знает, где он родился и практически прожил всю свою жизнь? (в Феодосии)

Ребята, вас удивит цифра, которая отражает количество написанных им полотен

(около 6 тысяч картин)

Не даром мы говорим, что Айвазовский – художник – маринист. Большая часть его картин, конечно же, о море. О содержании творчества Айвазовского мы не можем сказать лучше, чем А.С. Пушкин:

Он был, о море, твой певец,

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могуч, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим…


Перед вами такое прекрасное и изменчивое море Айвазовского.

Давайте, не торопясь, посмотрим на него. Надеюсь, что стихотворение армянского поэта Георгия Поженяна поможет вам ощутить величие и красоту морской стихии.

(Учитель читает стихотворение, учащиеся рассматривают картины)

Два цвета

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки.

Море может быть то зелёным,

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня свинцово-сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым светло-синим,

Чуть колышимым легким бризом.

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в часы прилива.

Море может быть голубое!

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою:

То ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и чёрным,

Черным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым.

Задание по группам: Составить описание моря по картинам Айвазовского (4-5 предложений), обязательно используя определения.

Проверка заданий.

- Какую роль, по вашему мнению, в нашей речи выполняют определения? Можно ли обойтись без них?

(Украшают нашу речь, делают её образной, выразительной.)

  • Работа с таблицей «Способы выражения согласованных и несогласованных определений».


  1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.


  1. Закрепление изученного.

  • Работа по карточкам. (работа в группах)

Найти и подчеркнуть все определения, надписать, чем они выражены.

Карточка №1. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны. (Стихотворение «Русалка»)

Карточка №2. В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зелёных листов,

От знойных лучей и летучих песков. (Стихотворение «Три пальмы»)

Карточка №3. Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка…(Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»)

Карточка №4. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную. (Стихотворение «Тучи»)

  • Тренировочные упражнения.

  1. Используя таблицу, найдите согласованные и несогласованные определения и выпишите их в два столбика.

Удивительно хороши эти северные золотистые избы. Гладкие стены с закруглёнными углами. Они излучают мягкий, приглушенный золотистый свет. У каждого предмета есть своя история. Хозяин раскладывает миски и ложки из дерева. Предметом его особой гордости считалась прялка. Для неё он придумал резьбу позатейливее. Стремление украсить свое жильё давно живёт в русском человеке.

  1. Запишите текст, подчеркните определения. Над ними надпишите: с (согласованное) и нс (несогласованное). Чем выражены определения?

У меня есть целых три желания:

научиться бегать на коньках,

побеждать во всех соревнованьях,

под гитару петь на «огоньках».

  • Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

Задание первого уровня

Запишите предложения, найдите в них согласованные определения, подчеркните их, определите, какой частью речи они выражены.

Ветер осенний в лесах подымается. Тонкий туман над стемневшей рекой лёг серебристою нежной фатой. Влажным теплом веет весенняя ночь над селом. За днями серыми и тёмными ночами настала светлая прощальная пора. В темнеющих полях, как в безграничном море, померк и потонул зари печальный свет.


Задание второго уровня

  1. Замените в словосочетаниях несогласованные определения согласованными.

Ружьё Володи, профессия отца, шалость мальчишки, страсть охотника, чутьё рыбака, смех детей, ласка матери, мудрость змеи, тропа волка, хитрость лисы, подарок сестры, пьеса Чехова.


  1. Спишите предложения, подчеркните определения, над ними запишите: с (согласованное) и нс (несогласованное). Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

(Не)терпение увидеть Эверест всё больше овл…девало мной. Я стоял перед домом из красного к…рпича и смотрел на реш…тчатые окна. (Не)скош…ые луга душисты а зар…ли тонко(ногих) высоких ромашек ар…матных гвоздик и колокольчиков пр…тягивают взгляд. Поездка верхом очень занимала меня. Чувство нежности охватило всё моё существо.


Задание третьего уровня

  1. От существительных образуйте прилагательные, составьте словосочетания с согласованными определениями; эти же существительные употребите в качестве несогласованных определений.

Образец: Серебро – серебряная утварь, сосуд из серебра.

Олово, река, сосна, масло, пароход, ковёр, кирпич, цинк.

  1. К существительным подберите подходящие по смыслу наречия. Укажите, каким будет определение. При написании наречий будьте внимательны.

Подъём, ответ, смех, изложение, вражда, работа, чтение;

(на)обум, (в)слух, (без)удержу, (на)легке, (без)устали, (в)открытую, (в)кратце.

  1. Замените несогласованные определения словосочетаниями.

Образец: Дом лесника – дом, принадлежащий леснику.

Книга брата; стихотворение Блока; человек доброго сердца; человек большого таланта.


  1. Обратная связь.

- Кто отлично усвоил тему урока, может объяснить её другу и поставить себе «5»?

- Кто понял большую часть темы, но ещё не совсем уверен в себе?

- Для кого тема урока была очень сложной, кому нужна помощь?


  1. Домашнее задание.

Выучить теорию на стр.68 – 71; упр.111 (1 уровень сложности); из художественных произведений выписать шесть предложений с определениями (согласованными, несогласованными), подчеркнуть в предложениях грамматическую основу и все определения (2 уровень сложности).


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. (У каждого ученика на парте лежит лист бумаги – лист впечатлений.)

- Ребята, предлагаю вам на листе впечатлений выразить своё отношение к уроку: напишите любые слова, предложения (можно написать синквейн), которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.

Обсуждение творчески оформленных впечатлений.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.





Урок по русскому языку на тему "Определение и его виды" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

В уроке использованы межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, музыкой. Прививать любовь к поэтическому слову помогла подборка отрывков из стихотворений М.Ю.Лермонтова; учащиеся самостоятельно сочиняли синквейн. Творческая работа велась по картинам И.Айвазовского. Особое эмоциональное настроение помогло создать музыкальное произведение С.Рахманинова. Работа на уроке была организована в разных формах: индивидуальная (по карточкам, выполнение учащимися разноуровневых заданий), фронтальная (работа с таблицей, беседа по картинам), групповая (сочинение синквейна, составление описания по картинам, работа по карточкам). 

Автор Алёхина Елена Фёдоровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1645
Номер материала 46331
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓