Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Написание Не с разными частями речи" (повторение изученного)(8 класс)

Урок по русскому языку на тему "Написание Не с разными частями речи" (повторение изученного)(8 класс)

Урок русского языка в 8 классе


Тема: Написание НЕ с разными частями речи. (Повторение изученного в 5-7 классах)


Цель: восстановить в памяти учащихся изученные орфограммы, выработать умение применять правила, развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к народному творчеству (пословицам), к русскому языку.


Наглядные материалы и оборудование: таблица «Написание НЕ с любыми словами, с разными частями речи», сигнальные карточки, раздаточный материал, ноутбук.


Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)


  1. Актуализация опорных знаний.

  • Каллиграфическая минутка.

шёл шёлк шелка

- Назовите орфограмму в этих словах.

  • Орфографическая разминка.

В словах с шипящим на конце и с о – ё после шипящих обозначьте орфограммы. Вставьте пропущенные безударные гласные в корне:

Т…лкнёшь пл…чом, щёголь ушёл прочь, сн..жок к…люч, стережёт собачонка, п…чёт печь, обожжённый кирпич, плащ с капюшоном, кл…чонка пустилась вскачь, жёлоб дал течь, проп…чённый калач, не порежьтесь н…жом, х…рош лужок, снимаешь сапожок, прикрепишь крючок напрочь.

  • Пунктуационная разминка.

Расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Спать его отвели на печ… где он знал каждый кирпич каждую щель в бр…венчатой ст…не каждый суч…к в потолке.


  1. Мотивация учебной деятельности.

  • Слово учителя.

- Девизом нашего урока я выбрала пословицу: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Каждый день мы узнаём что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня мы не отправимся за новым запасом знаний, а откроем каждый свой сундучок и приведём в порядок уже известные нам знания.

  • Работа в группах (по карточкам).

- На ваших столах стоят сундучки, откройте их, выполните задание, постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

Задания для 1 группы

Восстановите слова, добавив к ним НЕ

вежа, …годовать, …былица. …взрачный, …доросль, …доумевать, …доразумение, …дотрога, …забудка.

Задания для 2 группы

Восстановите слова, добавив к ним НЕ

нарисовал, …моешь, …привык, …переносить, …учить, …шью, …прячь, …открывать, …отрежь.

Задания для 3 группы

Восстановите слова, добавив к ним НЕ

чёткий, …глубокий, …колючий, …сладкий, …приятель, …друг, …добрый,…много, …красиво.

Задания для 4 группы

Восстановите слова, добавив к ним НЕ

Вовсе …близкий, далеко …новый, ничуть …острый, нисколько …смешной, отнюдь …богатый.

  1. Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют).

- Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.


  1. Работа над темой урока.

  • Работа с таблицей.

Учащиеся по одному представителю от группы подходят к таблице и называют правило написания НЕ с любыми словами, с разными частями речи (то правило, которое они применяли, выполняя задание по карточке).

Учитель объясняет те случаи, которые не были затронуты учениками.

  • Объяснительный диктант.

Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо, и бросились вскачь. Моргач – человек опытный, себе на уме, не злой, не добрый, а более расчётливый. Ваше сообщение отнюдь не интересно. Девчонки поглядывали на нас далеко не дружелюбно. Нет, пустыня не ошибка природы. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Невесело солнце всходило. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

На всю жизнь запомнил пастушок этот дивный, ни с чем не сравнимый день. На сегодня осталась одна нерешённая проблема.


  1. Физкультминутка.

(Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массируя их, мы повышаем деятельность головного мозга, желудка, кишечника, позвоночника, печени, сердца.)


Возьмите шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1 минуту растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях ощущения приятного тепла.

Возьмите шестигранный карандаш в правую руку, 1 минуту растирайте им внутренние стороны каждого пальца левой руки. Затем поменяйте руки.


  1. Закрепление изученного.

  • Игра «Умники и умницы». (на слайде)

Восстановите пословицы, на месте пропуска вставьте слова.

(За каждый правильный ответ ученик получает жетон.)

Дело – не _______; от него не отмахнёшься. (комар)

Один в поле не _________. (воин)

Не потрудишься – мёду не ________. (поешь)

Без не___________ и удач не бывает. (неудач)

Не проверивши _________, не доноси его до чужого уха. (слуха)

Не замочив ___________, не умоешься. (руки)

Не_________ речь – мутное зеркало. (неясная)

Учёный водит – не______ сзади ходит. (неуч)

  • Выполнение разноуровневых заданий (раздаточный материал).

Задание первого уровня

  1. Раскрой скобки и запиши.

(Не)лепо, (не)суразный; (не)честный, а лживый; (не)чёрств, а свеж; далеко (не)безопасно;(не)смотреть, (не)ответив, (не)говоря; (не)торопливый, (не)высоко.

Задание второго уровня

  1. Раскрой скобки, над словами с НЕ укажи часть речи.

(Не)учащённый, а нормальный пульс; борщ нисколько(не)горяч; (не)мажорное, а минорное настроение; (не)дорогой шёлк; (не)ветер шепчется с камышом; (не)жалеешь удилищ; (не)опавший ещё лист.

  1. Подбери синоним или образуй сравнительную степень.

неуютный –

невежливый –

неинтересно –

невнимательный –

недруг –

непокорность -

Задание третьего уровня

  1. Напиши мини-сочинение по опорным словам.

Ненастные дни; непрерывная гряда свинцовых туч; небо не синее, а серое; не затянутый тучами небольшой клочок неба; нерешительный луч; не крутой, а пологий бережок; ивнячок у неугомонной речонки; неуютный, неприглядный пейзаж; невнятный шорох; невзрачная жёлтая трава; не опавший ещё лист; не покидающие родные края птицы; не торопясь; не радуя глаз; не буйная красота ранней осени; только зеленеет неувядающий плющ.


  1. Обратная связь.

  • Лингвистическая игра «Верю – не верю».

(Учащиеся работают сигнальными карточками)

- Верите ли вы, что эти слова пишутся с НЕ

СЛИТНО: неряха, недотёпа, несчастный, невидимка, незабудка;

ОТДЕЛЬНО: не птица, не каменный, не пришёл, далеко не сильный;

СЛИТНО: не сказал, не был, не успею, не открывая;

ОТДЕЛЬНО: отнюдь не надёжный, не доделать, не почувствовав;

СЛИТНО: нередко, неуч, нехорошо, неясно;

ОТДЕЛЬНО: неизвестно, невтерпёж, негорячо, неправильный.


  1. Домашнее задание.

Повторить орфограмму «Написание НЕ с разными частями речи»; придумать и записать 10 слов с НЕ (1 уровень); из художественных произведений выписать шесть предложений, в которых встречаются слова с НЕ (2 уровень).

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Давайте посмотрим, у кого из вас лучше всего получилось привести в порядок свои знания.

  • Игра «Кто больше?»

Ученики задают вопросы друг другу по изученному материалу. Выигрывает тот, кто задал последний вопрос.



Урок по русскому языку на тему "Написание Не с разными частями речи" (повторение изученного)(8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Написание Не с разными частями речи. Цель: восстановить в памяти учащихся изученные орфограммы, выработать умение применять правила, развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к народному творчеству (пословицам), к русскому языку. Девизом урока я выбрала пословицу: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". Для активизации деятельности учащихся использую групповую форму работы, игровые технологии (игры "Умники и умницы", "Верю - не верю", "Кто больше?").Выполнение учащимися разноуровневых заданий помогает осуществлять дифференцированный побход в обучении.

Автор Алёхина Елена Фёдоровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1951
Номер материала 45561
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓