Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

hello_html_510c79fd.gifhello_html_973c4.gifhello_html_9bb5e8.gifМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края



Урок по русскому языку в 3 классе

«Планета знаний»



Тема урока:







Автор урока: Шевелева Людмила Александровна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия № 8 города Тихорецка

Технологическая карта урока.

Предмет: Русский язык. УМК «Планета знаний» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина

Класс: 3.

Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Тип урока: открытие новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

1)познавательные: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.

2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.

3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Вид обучения: проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, работа в парах, дифференцированная работа.

Ресурсы: - основные: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, учебник «Русский язык», часть 1, М., «Астрель»», 2013. - с. 52-53. – дополнительные: интерактивный комплекс, презентация, система голосования (индивидуальные пульты).

Литература:

Л.Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику "Русский язык". Методическое пособие, М., «Астрель»», 2013.

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –с.224.

Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку, М., «Просвещение», 2001. – с. 171




Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.


Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Начинаем урок русского языка. Прочтите девиз нашего урока.


Слайд 2.

Мы – внимательны!

Мы старательны!

Мы с желаньем учимся!

Всё у нас получится!


- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.


Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

а) актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала;

б) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

в) зафиксировать необходимость введения нового правила написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского рода.


1) Проверка домашнего задания:

стр. 50, упр. 34(указать род имён существительных).

- Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода.

- Как вы определяли род имён существительных?

- Верно ли высказывание: « Имена существительные изменяются по родам»?

2) Чистописание:

Слайд 3.

hello_html_312a07dc.gif

- Посмотрите на рисунки, назовите последнюю букву каждого слова. Запишите эти буквы в соединении (шчжщ).

- Какие звуки обозначают эти буквы?

- Согласные, шипящие, [ж], [ш] – всегда твёрдые, [ч], [щ] – всегда мягкие)

3) Повторение о роли мягкого знака: Слайд 4. Щелчок - Прочтите слова: октябрь, ненастье, листья, осень.

- Разделите их на группы.

- Обсудите в парах, что вы знаете о написании мягкого знака в словах. (В процессе ответов детей составляется схема). Щелчок

Ь

Показатель мягкости


Разделительный

- Запишите слова в 2 столбика. Графически отметьте орфограмму. Проверка работы. Щелчок hello_html_76eb1646.gif


Организует диалог с учащимися на повторение рода имён существительных.













Создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученным материалом.


Создаёт условия для повторения ранее изученного о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о новой роли мягкого языка в русском языке.

Вспоминают правило определения рода имён существительных. Доказывают, что имена существительные по родам не изменяются – это их постоянный признак.

Работают с информацией,

определяют слова с шипящими звуками, объясняют свой ответ.




Записывают цепочки букв.


Дают характеристики шипящим звукам.





Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Записывают слова, подчёркивают мягкий знак, обосновывают правильность выбора.


Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, - классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи.

а) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода;

б) согласовать цель и тему урока

3) Возникновение проблемной ситуации. Используется материал учебника: стр. 39, упр. 52. (Учебники у учащихся закрыты) Слайд 5.

hello_html_m27dcdbf6.gif

- Прочтите подписи к картинкам.

- Найдите в словаре Ожегова значения этих слов.

Туш - короткое торжественное музыкальное приветствие.

Тушь - устойчивая краска для черчения, рисования, письма.

- Что интересного заметили в написании? -Одно слово написано без мягкого знака, а в другом на конце пишется мягкий знак.

- Давайте закроем мягкий знак и произнесём слова. Сделайте вывод. . - Произношение слов одинаковое, а написание разное.

- По опорной схеме определите, в какой столбик можно отнести слово тушь

- Мягкий знак не смягчает звук [ш], потому что он всегда твёрдый. Значит, в первую группу не можем записать это слово.

- Но он не является и разделительным, так как стоит в конце слова. Во вторую группу это слово тоже не можем записать.

- Какой вывод можем сделать?

-Наверное, мягкий знак выполняет в этом слове другую работу, которую мы ещё не знаем. Значит, есть в русском языке ещё правило о написании мягкого знака.

Слайд 6 . Опорная схема дополняется:

hello_html_m659ffccd.gif

- Почему у вас возникла проблемная ситуация?

- Мы не знаем новой роли мягкого знака и правила, по которому он пишется или не пишется в словах .

- Какой частью речи являются слова туш, тушь?

- Это имена существительные.

- Каким звуком оканчиваются?

- На конце слов шипящий звук [ш].

- Сформулируйте тему урока.

- Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

- Составим план выхода из проблемной ситуации.

1. Вывести правило, когда пишется мягкий знак у имён существительных после шипящих на конце.

2. Выяснить, какую роль выполняет мягкий знак на конце существительных после шипящих.

3. Создать алгоритм написания.




Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные:

- уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: - уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

- уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

а) организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных;

б) закрепить алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме.

(составление памятки).






























































































































Физминутка для глаз.

Цель:

а) создание условий для психоэмоциональ-ной разгрузки учащихся.

(На материале упр. 40)

- Для поиска ответов на наши вопросы проведём исследование в группах.

Возьмите синий конверт. В нём лежат карточки со словами.

Врач, мощь, брошь, овощ, стриж, речь, рожь, марш.

- Прочтите эти слова. Разделите их на две группы. (Дети раскладывают карточки)

- На какие группы вы разделили слова?

- С мягким знаком на конце и без мягкого знака на конце.


- Разложите слова парами: звук на конце одинаковый, а буквы разные.


- Прочтите, какие пары получились:

врач – речь

овощ – мощь

марш – брошь

стриж - рожь


- Что общего у этих слов?

- Это имена существительные, которые оканчиваются на согласные шипящие звуки.








- Можете ли вы объяснить, почему в

одном столбике в словах нет мягкого знака, а в словах другого столбика, после таких же букв мягкий знак написан?

Возникает затруднение.

- Не можем, мы не знаем такого правила.


- Над каким пунктом плана мы будем работать?

- Будем выводить правило.


- Определите, по какому признаку, кроме наличия мягкого знака слова распределены в два столбика.

- В одном столбике имена существительные мужского рода, а в другом – женского рода.


- У имён существительных, какого рода после шипящих на конце написан мягкий знак?

- У имён существительных женского рода.


- На конце имён существительных какого рода после шипящих мягкий знак не написан?

- У имён существительных мужского рода.

- Проведя исследование, можете ли вы сформулировать правило написания мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце?

- Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.


- Может ли это быть орфограммой?

- Да, это орфограмма.


- Над каким пунктом плана продолжим работу?

- На что указывает мягкий знак .


- Кто из вас догадался, на что указывает мягкий знак на конце у существительных после шипящих?

- На женский род.

-Можем ли мы заменить вопросительный знак в схеме?


- Можем, мы узнали, что мягкий знак у имён существительных с шипящими на конце указывает на женский род.

Слайд 6.

hello_html_a5b1525.gif


- Давайте сверим правило, которое вы вывели в процессе исследования, с правилом, что предлагают авторы учебника. (стр. 52)

- Можете вы теперь ответить на вопрос: «Почему слова туш – тушь пишутся по-разному? » - Эти слова разного рода. Тушь, в значении «краска» - женского рода, тушь, в значении «музыкальное приветствие» – мужского рода.

- Ребята, какой пункт плана мы ещё не реализовали на уроке?

-Не создали алгоритм написания.

Работаем в группах. Возьмите зелёный конверт. В них карточки с предложениями. Расположите карточки последовательно.

В какой последовательности вы расположили карточки?

1. Это имя существительное?

2. Есть ли шипящий на конце?

3. Это женский род?


Составим алгоритм:

1. Определяю часть речи.

2. Определяю, есть ли шипящий на конце.

3.Определяю род.

4. У существительных женского рода пишу мягкий знак. Слайд 7.

hello_html_m11e1d3f1.gif

Организует практическую поисковую работу В ГРУППАХ., обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания.































































Организует работу над правилом.













































Наводящими вопросами (если это необходимо) помогает выстроить цепочку рассуждений. В ходе обсуждения «шаг за шагом» на доске появляется совместно выработанный алгоритм.


Выполняют задание, определяют род имени существительного, записывают слова в соответствующий столбик, наблюдают за словами.

Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения.

Формулируют правило.

































































































Сравнивают предположения с правилом в учебнике. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.












Выводят алгоритм написания.


















Выполняют разминку для глаз под музыку.







Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

- проявлять активность;

- строить грамотно речевые высказывания;

- соблюдать правила общения;

- осуществлять взаимный контроль.

6.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

а) зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи.


- Проверим по алгоритму написание слов.

(Запись слов на доске. Комментирование с проговариванием алгоритма, графическое обозначение орфограмм)

1. Словарно- логическое упражнение:

- Заменить одним словом.

1) Человек, играющий на скрипке. (скрипач)

2) Часть суток от вечера до утра. (ночь)

3) Предмет, на котором ездил Емеля. (печь)

4) Близкий приятель, друг. (товарищ)

5) Прямая, имеющая начало, но не имеющая конца. (луч)

6) Девочка по отношению к маме. (дочь)



2. Работа в паре. Игра «Букет из волшебных цветов».


Набор слов из упр. 42(1 строка): карандаш, нож, вещь, тишь, шалаш, дрожь.


- Перед вами лежат волшебные цветы. На их обратной стороне написаны слова (карандаш – красный цветок , нож – жёлтый цветок, вещь – розовый цветок, тишь – фиолетовый цветок , шалаш – синий цветок, дрожь – оранжевый цветок).


- Подумайте, в каких словах нужно писать мягкий знак на конце после шипящих. Зафиксируйте своё решение.

- Расположите цветы в нужных вазах.

( На одной вазе написан мягкий знак, а на другой его нет).


- Проверьте свою работу: в вазе с мягким знаком стоят розовый, фиолетовый, оранжевый цветы.

- В вазе без мягкого знака стоят красный, жёлтый, синий цветы.

Проверяет понимание способа действия.

Даёт образец короткого доказательства (алгоритм)























Проводит инструктаж.

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами. Записывают их на доске.





















Вписывают, если есть в этом необходимость, мягкий знак. Производят взаимопроверку.

Размещают цветы в нужные вазы.

Регулятивные:

- планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-обосновывать выбор;

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников.

Личностные:

- применять правила делового сотрудничества;

- развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

- производить убедительные доказательства в диалоге;

-проявлять активность во взаимодействии.




7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель:

а)тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

б) проверить умение писать мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце.



1) Запишите отгадки:

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки.

(мышь)


Он колючий, но не ёж, а речная рыба … (ёрш)


По лесной бежит тропинке,

Гриб домой несёт на спинке.

Не погладишь, не возьмёшь.

Догадались? Это… (ёж)


Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (рожь)

Слайд 8. Проверка по эталону:

ж.р. м.р. м.р. ж.р.

Мышь, ёрш, ёж, рожь.




Читает загадки.

Отгадывают загадки. Действуя по алгоритму, записывают слова. выполняют проверку.


Познавательные:

- различать слова с мягким знаком на конце существительных после шипящих, доказывать правильность выполнения работы.

Регулятивные:

 - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

выявление границы применимости нового знания.



1) Работа с текстом (у каждого ученика карточка с текстом).


Наступила ноч(?). Бледная луна освещала озеро. У берега рос камыш(?). Стояла тиш(?). Но вот пробежала маленькая мыш(?). В воде мелькнул лещ(?).

Шло время. Я продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч(?) солнца. Пролетел стриж(?). Мы подошли ближе к озеру. По воде плыл красивый лебед(?).


- Прочтите рассказ.

- Какова основная мысль рассказа?

- Как бы вы его озаглавили?


Выполните следующее задание по тексту.


1 вариант: подчеркните имена существительные с шипящим на конце, у которых пишется мягкий знак.


2вариант: подчеркните имена существительные с шипящим на конце, у которых мягкий знак не пишется

- Проверка по эталону.

- Все ли слова относятся к правилу, которое вы вывели сегодня на уроке?

- Слово лебедь не подчеркнули, так как у этого существительного нет шипящей на конце. Но мягкий знак пишется. Он смягчает согласный звук.



Регулятивные:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

- уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.


Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

9.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель:

а) зафиксировать новое содержание урока.

б) оценить результаты учебной деятельности.

в) согласовать домашнее задание

- Какие открытия вы сегодня сделали на уроке русского языка?


Тестирование с использованием индивидуальных пультов системы голосования.

- Выполним тест по теме урока. Возьмите пульты и приготовьтесь работать.

За каждый правильный ответ на полях в тетради ставьте «+» за неверный ответ 5 « – »

( Проверка ответов идет сразу после того, как проголосовали все учащиеся).


- Посчитайте все свои знаки «+».


А теперь внимание: если у вас 5 плюсов – вы молодец!

Если 4 – очень хорошо!

Если 3 – неплохо!

1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт!

Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!


ТЕСТ:

1. Мягкий знак выполняет:

а) 1 работу;

б) 2 работы;

в) 3 работы.


2. На конце существительных после шипящих :

а) всегда пишется Ь;

б) никогда не пишется мягкий знак;

в) мягкий знак пишется не у всех имён существительных.


3. Что определяет написание Ь

а) род имени существительных;

б) склонение имени существительных;

в) число имени существительного.


4. После шипящих на конце слова у имен существительных;

а) ж.р. пишется ь

б) м.р. пишется ь

в) ж.р. не пишется ь


5. Ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на падеж



- Кому удалось пополнить свои знания новым багажом? - Что понравилось?

-  Кого из учеников могли бы отметить за помощь?



Домашнее задание (на выбор):

Слайд 9.

стр. 53, упр. 43 или 46.


Самооценка работы:

- В начале урока вы подарили улыбки друг другу.

Прикрепите смайлики к доске:

  • Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёного цвета.

  • Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  жёлтого цвета

  • Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красного цвета.

Выставление и аргументация отметок за урок.

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

Слайд 10.

Даёт задание, организует самопроверку.






































































Даёт комментарий к домашнему заданию.



Организует самооценку учебной деятельности.

Выполняют задания теста.

Осуществляют самопроверку после каждого вопроса.


























































Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.


Делают самооценку своей деятельности на уроке.




Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

- уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

- проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме



Урок по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
  • Начальные классы
Описание:

Предмет: Русский язык. УМК «Планета знаний»  Л. Я. Желтовская, О. Б.Калинина

Класс: 3

Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

1) познавательные

- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                  

– познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;

- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.

2) развивающие:

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.

3) воспитывающие:

- создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе;

- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Вид обучения: проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, работа в парах, дифференцированная работа.

Автор Шевелева Людмила Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 950
Номер материала 42355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓