Главная / Начальные классы / урок по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

урок по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Неделя

День

Урок


28.10.14





Тема урока

Имя существительное. Закрепление.

Общая цель


обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Ожидаемые результаты


умеет классифицировать имена существительные как часть речи, умеет объяснить и доказать , что это имя существительное;

знает и может объяснить морфологические признаки имен существительного;

знает и умеет определять имена существительные.

Тип урока.




Закрепление изученного

Задания




Орфографическая разминка, кластер, пометки на полях, графический диктант.

Необходимые материалы


рабочая тетрадь, раздаточный материал, проектор, ноутбук, презентация.



Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

 Действия ученика

Вводная часть



5-10 мин



Орг.момент (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?

Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями. Желаю вам, чтобы ваше  хорошее настроение не зависело от погоды. И, не смотря ни на дождь, ни на снег, у вас в душе всегда было бы безоблачно!


– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?– А вы поможете мне провести такой урок?

Что самое главное мы должны делать на уроке?

(Ответы детей)





(Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)


(Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)


Презентация



10 мин



























Основная часть

2. Минутка чистописания. (Слайд 2)

И сейчас с хорошим настроением и  с радостным чувством мы переходим  к минутке красивого письма.

http://festival.1september.ru/articles/632604/img2.jpg

  • На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.

  • Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.

  • Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.

Как называются такие словосочетания?

  Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу.



3. Орфографическая разминка. (Слайд 3)

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Въехать в д.ревню, рубить т.пором, посинеть от м.роза, работать на з.воде, помогать т.варищу.

Проверка выполненного задания. Дети выполняют проверку при помощи «лупы».1657TE

Чтоб в словах не ошибиться,
Надо с лупой подружиться.
 
Нам волшебное стекло
 
Их запомнить помогло!

Как называются слова,  в которые вы  вставляли буквы?
– Какой частью речи являются?

4.Закрепление и повторение.

На доске слова:

Библиотека

Чтение

Поэт

Писатель

Учитель запоминают их в течение 20 сек. Затем учитель закрывает слова.

Вопросы:

  • Были ли слова , которые относятся к м.р.

  • К какому склонению относится предпоследнее слово?

  • Употребите слово , предшествующее слову писатель в П.падеже?

  • Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова ряда?

  • Назовите слово в котором 4 буквы?

  • Чем можно объединить все слова?

5.Работа над закреплением темы. (Слайд 4)

Составление кластера (Кла?стер (англ.cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.)

Обучающиеся  выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.Мы многое уже узнали.Посмотрите, как разросся наш кластер.

Коллективная работа по заполнению общего кластера (все, что вспомнили об имени существительном).

http://festival.1september.ru/articles/632604/img6.gif

Посмотрите на получившейся кластер и послушайте стихотворение загадку об имени существительном. 

Все что существует, оно обозначает,
На вопрос кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.

Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером и стихотворением мы будем пользоваться и на следующих уроках, потому что сегодня  только повторяли изученное об имени существительном  и продолжили   изучать имя существительное.

Прием “Пометки на полях”. (Слайд 5)

Пометки:

Знаком «V» отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком
«+» отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком «?»
отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Имя существительное – важная часть речи.

Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.

По наблюдению ученых, существительное появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно.

Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

6.Физминутка.

7.Самостоятельная работа.

1 группа

Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Указать  число, род имен существительных. Объяснить значение пословиц.

  • Кормит, лень, портит, а, труд;

  • труд, перетрут, терпенье, и, все;

  • почет, рядом, труд, живут, и;

2 группа

Списать текст, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать падеж имен существительных.

Взл…тают кружатся  и падают осен...ие лист…я. В...ётся в воздухе тонкая паутинка. Цв…ты и травы высыпали в землю семена.

3 группа

Просклонять существительные.

Гнездо, волна.

4 группа

Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.

Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).

5 группа

Исправить ошибки; списать текст, указать падежи существительных

В залатыеасенние дни готовились к отлёту журовли. Покружылисьани над рикой, над балотом. Вот потинулисьжуровлиные стаи в дальние страны.

Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка. (Слайды 6-10)

Графический диктант. (Слайд 11)

А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

  1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?

  2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

  3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

  4. Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.

  5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.

  6. Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

  7. В русском языке шесть падежей.

  8. При склонении имён существительных изменяется только окончание.

  9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

  10. Имена существительные бывают только женского и среднего рода.

7. Рефлексия (Слайд 12)

Кто все понял и запомнил о существительном?
– Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
– Что из нашего урока
  вам понравилось? Почему? Оцените себя, как знатока имени существительного.






.































(Фразеологизмы) 





















(Словарные слова)

Эти слова имена существительные)















Поэт писатель

2 скл.


О поэте


7


Поэт

Существительные




























аплодисменты








При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста)


Западно-Казахстанская область

г.Уральск.

СОШ № 21

Бурпиева Э.Ж.

учитель начальных классов

урок по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме.

Задачи урока:

1) познакомить с именем существительным как частью речи, наблюдать за значением имен существительных, учить находить признаки имен существительных, классифицировать имена существительные.

2) развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.

3) Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.

В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:

1) личностные УУД:

 - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

 - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) познавательные УУД:

 - ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

 - строить речевое высказывание в устной форме;

 - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

 - устанавливать причинно - следственные связи;

 - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

 - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

3) регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

4) коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование урока: учебник, карточки, тетрадь.

Тип урока: урок фиксации и систематизации знаний.

Данный урок является первым в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично - поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.

Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно - ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие.

Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

Автор Бурпиева Эльмира Жакслыковна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 771
Номер материала 8176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓