Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс

Носова Т. А.

сш№23, Илийский район

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Тема урока : Имя прилагательное


Вид урока: закрепление и обобщение знаний.


Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об имени прилагательном.


Задачи:

- повторить грамматические признаки имени прилагательного;

- закрепить знания, умения, навыки по определению рода, числа, падежа имени прилагательного;

- закрепить умение грамотно писать падежные окончания прилагательных;

- закрепить умение определять синтаксическую роль прилагательных в предложении;

- развивать умение обобщать, выделять главные понятия, делать выводы;

- развивать память, мышление, внимание;

- воспитывать трудоспособность и активность учащихся на уроке;

- воспитывать интерес к предмету и любовь к природе.


Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, самостоятельная и познавательная деятельность.


Методы развивающего обучения:

1) мозговая атака (активизация знаний по теме);

2) ассоциации (обобщение, объединение близких понятий);

3) КМД (развитие умения анализировать);

4) технология Пятистишья (развитие умения делать выводы);

5) тестирование (развитие умения применять полученные знания на практике).


Оборудование: перфокарты, тест «Имя прилагательное», словарные слова, слова-перевертыши, карточки падежных окончаний прилагательных, рисунки учащихся о весне.



Структура урока

1. Организационный момент ( готовность к уроку, психологический настрой).

- Я приветствую вас, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?


2. Тема, цель урока.

- Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Имя прилагательное». Выясним знатоков этой темы. Советую вам быть на уроке внимательными, сосредоточенными и дружелюбными.


3. Повторение

А) чистописание ( написание строчной буквы п) ,

- Послушайте слова и скажите, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? Пенал, пальто, пиала, погода, аппетит. Пропишите строчную букву п, постарайтесь писать красиво, аккуратно.

Б) словарная работа

- Составьте словосочетания: багаж какой? по весу - тяжелый багаж

берег какой? по ширине - узкий берег

яблоко какое? по цвету - зеленое яблоко

ягода какая? по вкусу - сладкая ягода

- Из каких частей речи состоят словосочетания? Проверим словарные слова.

В) мозговая атака

- Составьте рассказ об имени прилагательном, работая в группах. Для этого выберите ведущего и расскажите ему все, что вы знаете об имени прилагательном. Участвуют все. Ответы должны быть четким и быстрыми. На подготовку 30 сек (от каждого ряда выступает ведущий)

- Ответ ___ ряда был самым полным. Спасибо. Вас можно назвать знатоками правила об имени прилагательном.

Г) аукцион

- Проводим аукцион. Я называю слово, а вы подбираете к нему подходящие по смыслу прилагательные. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. Итак, слово весна ( на стенде оформлена выставка рисунков учащихся о весне)

- Молодцы! Яркий образ весны получился, а помогли нам слова какой части речи? Составьте предложения о весне.

- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.


4. Закрепление.

А) распознавание рода имен прилагательных

- Перед вами слова-перевертыши, то есть слова, в которых переставлены буквы. Прочитайте их правильно, определите род, запишите.

никподснеж колаоб качре

подснежник облако речка

- А теперь под мою диктовку запишите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное, выделите окончание.

первый пушистое быстрая

маленький весеннее голубая

храбрый крохотное извилистая

(работают самостоятельно в тетрадях)

- Какие прилагательные вы написали к слову подснежник?

облако?

речка?

- Что вы доказали? (прилагательные изменяются по родам)

- Как определить род прилагательного? ( по роду имени существительного)

-Сделайте вывод.

Б) физминутка

- Хорошо поработали, немного отдохнем. Когда я назову прилагательные, обозначающие внешний вид, все топаем и поворачиваем голову налево и направо. А когда вы услышите прилагательные, обозначающие настроение, все весело хлопаем и киваем головой.

Ушастые, симпатичные, кудрявые, высокие.

Грустные, серьезные, радостные, спокойные.

- А еще вы все ребята какие?

- Кто заметил, какие прилагательные прозвучали? ( мн. ч.)

- Сделайте вывод(прилагательные изменяются по числам)

В) распознавание падежных окончаний прилагательных (групповая работа)

- А сейчас работаем по группам. В течение 30 сек определите род прилагательных по падежным окончаниям. Выясните, в чем особенность их склонения (каждый ряд получает конверт с заданием)

Проверка. Выводы.

Г) работа с перфокартами с последующей проверкой

- Вставьте окончание прилагательного, определите падеж.

Д) зрительно-слуховой диктант

Первые цветы.

Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Нежными подснежниками покрываются поляны. Радостно смотреть на чудесные цветы.

- Запишите текст под диктовку, найдите прилагательные, определите грамматические признаки прилагательных, его синтаксическую роль в предложении.

Проверка.

(Воспитательный момент, связь с Познанием мира)

- Многие первые весенние цветы стали сегодня редкими, в том числе подснежник. Он занесен в Красную книгу. Давайте не будем срывать полевые и луговые цветы из-за нескольких дней красоты. Пусть они цветут и радуют нас. А букеты можно и нужно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.


5. Самостоятельная работа по учебнику с.166 №632 (по заданию)

- Как вы понимаете пословицу: «Только благими делами рождается доброе имя»?

- Расскажи о своих добрых делах.


6. Обобщение темы

- Вы сегодня показали себя грамотными, умными, а насколько вы были внимательными покажет тест «Имя прилагательное». Выберите правильный ответ.

Проверка.


7. Итоги

- Составьте пятистишье об имени прилагательном, используя свои знания об этой части речи.

Имя прилагательное!

Удивительное, замечательное!

Уточняет, украшает, радует!

Прилагательное дружит с существительным!

Красота!

- Что запомнили об имени прилагательном? Поделитесь своими выводами с соседом по парте.


8. Домашнее задание: напишите рассказ о весне, о первых цветах, о том, что надо оберегать растения, любить природу.

- Слова какой части речи помогут вам написать рассказ о весне?


9. Оценки

- Всем спасибо за работу. Сегодня вы научились еще лучше работать с прилагательными. Молодцы!

- Лучшими знатоками имен прилагательных можно назвать__________________






Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

                                                                                       Носова Т. А.

                                                                                                               сш№23, Илийский район

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

Тема урока : Имя прилагательное

 

Вид урока:     закрепление и обобщение знаний.

 

Цель урока:   систематизировать и обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

 

Задачи:

- повторить грамматические признаки имени прилагательного;

- закрепить  знания, умения, навыки по определению рода, числа, падежа   имени прилагательного;

- закрепить умение грамотно писать падежные окончания прилагательных;

- закрепить умение определять синтаксическую роль прилагательных в предложении;

- развивать умение обобщать, выделять главные понятия, делать выводы;

- развивать память, мышление, внимание;

- воспитывать трудоспособность и активность учащихся на уроке;

- воспитывать интерес  к предмету и любовь к природе.

 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, самостоятельная и познавательная деятельность.

 

Методы развивающего обучения:

1) мозговая атака (активизация знаний по теме);

2) ассоциации (обобщение, объединение близких понятий);

3) КМД (развитие умения анализировать);

4) технология Пятистишья (развитие умения делать выводы);

5) тестирование (развитие умения применять полученные знания на практике).

 

Оборудование: перфокарты, тест «Имя прилагательное», словарные слова, слова-перевертыши, карточки падежных окончаний прилагательных, рисунки учащихся о весне.

                          

  

 

Структура урока

1. Организационный момент ( готовность к уроку, психологический настрой).

- Я приветствую вас, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

 

2. Тема, цель урока.

- Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Имя  прилагательное». Выясним знатоков этой темы. Советую вам быть на уроке внимательными, сосредоточенными  и дружелюбными.   

 

 3. Повторение

А) чистописание ( написание строчной буквы п) ,

- Послушайте слова и скажите, какую букву будем прописывать на минутке чистописания?  Пенал, пальто, пиала, погода, аппетит.   Пропишите строчную букву п, постарайтесь писать красиво, аккуратно. 

Б) словарная работа

- Составьте словосочетания:  багаж какой? по весу          -  тяжелый багаж

                                                       берег какой? по ширине    -  узкий берег

                                                       яблоко какое? по цвету      -  зеленое яблоко

                                                       ягода какая? по вкусу         -  сладкая ягода

- Из каких частей речи состоят словосочетания? Проверим словарные слова.

В) мозговая атака

- Составьте рассказ об имени прилагательном, работая в группах. Для этого выберите ведущего и расскажите ему все, что вы знаете об имени прилагательном. Участвуют все. Ответы должны быть четким и быстрыми. На подготовку 30 сек (от каждого ряда выступает ведущий)

- Ответ ___ ряда был самым полным. Спасибо. Вас можно назвать знатоками правила об имени прилагательном.

Г) аукцион

- Проводим аукцион. Я называю слово, а вы подбираете к нему подходящие по смыслу  прилагательные. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. Итак, слово весна( на стенде оформлена выставка рисунков  учащихся о весне)

- Молодцы! Яркий образ весны получился, а помогли нам слова какой части речи? Составьте предложения о весне.

- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.

 

4. Закрепление.

А) распознавание рода имен прилагательных

- Перед вами слова-перевертыши, то есть слова, в которых переставлены буквы. Прочитайте их правильно, определите род, запишите.

никподснеж                        колаоб                        качре

подснежник                        облако                        речка   

- А теперь под мою диктовку запишите к каждому существительному подходящее  по смыслу прилагательное, выделите окончание.

первый                                 пушистое                    быстрая

маленький                          весеннее                    голубая

храбрый                               крохотное                  извилистая

(работают самостоятельно в тетрадях)

- Какие прилагательные вы написали к слову подснежник?            

                                                                                      облако?

                                                                                      речка?      

-  Что вы доказали? (прилагательные изменяются по родам)

- Как определить род прилагательного? ( по роду имени существительного)

-Сделайте вывод.

Б) физминутка

- Хорошо поработали, немного отдохнем. Когда я назову прилагательные, обозначающие внешний вид, все топаем и поворачиваем голову налево и направо. А когда вы услышите прилагательные, обозначающие настроение, все весело хлопаем и киваем головой.

Ушастые, симпатичные, кудрявые, высокие.

Грустные, серьезные, радостные, спокойные.

- А еще вы все ребята какие?

- Кто заметил, какие прилагательные  прозвучали? ( мн. ч.)

- Сделайте вывод(прилагательные изменяются по числам)

В) распознавание падежных окончаний прилагательных (групповая работа)

- А сейчас работаем по группам. В течение 30 сек определите род прилагательных по падежным окончаниям. Выясните, в чем особенность их склонения (каждый ряд получает конверт с заданием)

Проверка. Выводы.

Г) работа с перфокартами с последующей проверкой

- Вставьте окончание прилагательного, определите падеж.

Д) зрительно-слуховой диктант

                                                                 Первые цветы.

Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Нежными подснежниками покрываются поляны. Радостно смотреть на чудесные цветы.

- Запишите текст под диктовку, найдите прилагательные, определите грамматические признаки прилагательных,  его синтаксическую роль в предложении.

Проверка.

(Воспитательный момент, связь с Познанием мира)

- Многие первые весенние цветы стали сегодня редкими, в том числе подснежник. Он занесен в Красную книгу. Давайте не будем срывать полевые и луговые цветы из-за нескольких дней красоты. Пусть они цветут и радуют нас. А букеты можно и нужно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

 

5. Самостоятельная работа по учебнику с.166 №632 (по заданию)

- Как вы понимаете пословицу: «Только благими делами рождается доброе имя»?

- Расскажи о своих добрых делах.

 

6. Обобщение темы

- Вы сегодня показали себя грамотными, умными, а насколько вы были внимательными покажет  тест «Имя прилагательное». Выберите правильный ответ.

Проверка.

 

7. Итоги

- Составьте пятистишье об имени прилагательном, используя свои знания об этой части речи.              

                                                   Имя прилагательное!

 Удивительное, замечательное!

                                                   Уточняет, украшает, радует!

                                                   Прилагательное дружит с существительным!

                                                   Красота!

- Что запомнили об имени прилагательном? Поделитесь своими выводами  с соседом по парте.

 

8. Домашнее задание: напишите рассказ о весне, о первых цветах, о том, что надо оберегать растения, любить природу.

- Слова какой части речи помогут вам написать рассказ о весне?

 

9. Оценки

- Всем спасибо за работу. Сегодня вы научились  еще лучше работать с прилагательными. Молодцы!

- Лучшими знатоками имен прилагательных можно назвать__________________

 

 

 

 

Автор Носова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1316
Номер материала 19750
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓