Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Деепричастие" (7 класс)

Урок по русскому языку на тему "Деепричастие" (7 класс)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25»










План-конспект урока по русскому языку в 7Г классе

по теме «Деепричастный оборот»





составила: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Ниофитова Мария Алексеевна



















город Набережные Челны

2013 год

План-конспект урока по русскому языку в 7Г классе

по теме «Деепричастный оборот»

Тема урока: «Деепричастный оборот»

Возраст детей: 11-12 лет.

Продолжительность урока: 45минут.

  • Цель урока: продолжить формировать у учащихся понятие о деепричастном обороте.

  • Учить использовать деепричастный оборот в устной и письменной речи.

  • Правильно ставить знаки препинания при наличии деепричастного оборота в предложении.

  • Использовать технологии деятельностного обучения с целью вовлечения всех учащихся в образовательный процесс.

Задачи:

1. обучающие:

  • учить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми.

  • использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи;

2. развивающие:

  • развивать речь учащихся;

  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение друг к другу и любовь к родному языку.

4 мотивационные:

  • формировать у детей интерес к изучению русского языка;

5. управленческие:

  • обеспечить организацию учебного занятия с помощью приёмов сингапурской методики.

Материально-техническое обеспечение урока:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран,

- листы бумаги;

- учебник,

- доска,

-парты стоят в три ряда, так как учащиеся работают в парах, с партнёром по плечу.

Тип урока: повторение и обобщение.

Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная; приёмы сингапурской методики согласно проекту «Преобразование обучения для XXI века».





Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Приемы, рекомендуемые в сингапурской системе обучения

Ожидаемые умения


1.Организация начала урока.


Приветствовать учащихся, создавать положительный настрой.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на уроке русского языка. Желаю вам успешной работы. Быть успешнее на уроке вам поможет совместная работа в парах (соседи по парте, партнёры по плечу)

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
А слушаем внимательно.

Думаю, у нас всё получится.

Ответное приветствие учителю (Встают, проверяют свою готовность к уроку)

Слово учителя.

Хай файв!

Хай файв!

Учащиеся призывают друг друга с помощью поднятой руки к тишине.

2. Определение темы и целей урока

Создавать мотивацию у учащихся. Организовать работу учащихся


Тема нашего урока «Деепричастный оборот». Сегодня на занятии мы вспомним определение «деепричастный оборот», продолжим учиться находить и правильно выделять его в предложении;

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Записывают тему урока в тетрадь.

доска, компьютер,

проектор, начало презентации



3. Повторение пройденного материала

Вспомнить отличия причастия и деепричастия. Закрепить признаки этих частей речи в памяти учащихся. Учить формулировать правило.

Обратите внимание на слайд. (Слова для игры, дополнительные вопросы для беседы. На какой вопрос отвечает причастие? Что обозначает деепричастие? На какие вопросы отвечает деепричастие?)

3.1 Игра «Четвёртый лишний».

Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди четырёх предложенных и объясните свой выбор.

1. Зависевший, умывая, подействовав, играя;

- Ребята, найдите лишнее в четвёрке слово, объясните своему соседу по парте, какое из них лишнее и почему? (Начинает тот, кто улыбается; 30 секунд. Продолжает 2 вариант, 30 секунд.)

Учитель: не забудьте поблагодарить своего партнёра по плечу за содержательный ответ.

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Читают поочерёдно предложенные слова. Находят лишнее и объясняют выбор:


презентация на экране, слово учителя

Лингвистическая разминка

(исключение лишнего)

Таймд – пэа-шеа. Каждому партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто улыбается. Сигнал – хлопок в ладоши.

Умение разграничивать причастие и деепричастие, объяснять своё мнение собеседнику, доказывать свою точку зрения.

Тренировка. Изготовление карточек, работа с карточками.

3.2 Слово учителя. Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. Сейчас учащиеся, сидящие на 1 варианте, должны взять их, согнуть пополам и ещё пополам и передать партнёру по плечу (2 вариант). Ваш партнёр по плечу должен разорвать листочки по сгибу. Каждому партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто выше ростом. Сигнал – хлопок в ладоши. У вас получатся 4 пустые карточки. Начали! (30 секунд).

Спасибо!

Слово учителя. Сейчас каждый из вас возьмёт себе 2 карточки, напишет на одном листочке по одному деепричастию, и положит листок надписью вверх на середину стола. Начали!(30 секунд)

Спасибо! Проверьте, все ли 4 ваши слова являются деепричастиями.

Слово учителя. Теперь у вас есть материал для дальнейшей работы. Давайте поработаем над ним в группах. Группа – это учащиеся 1-2 парт, 3-4 парт, 5-6 парт. Повернитесь друг к другу, передайте одноклассникам листочки со словами и пожелайте им успешной работы. Начали! Каждому партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто выше ростом. Сигнал – хлопок в ладоши. (30 секунд)

Слово учителя. А теперь – письменное задание. Составьте с полученными словами словосочетания по схеме (схема показана на слайде). Начали! (1 минута)

Спасибо! Проверьте правильность составленных словосочетаний с деепричастиями. Всё правильно?

Давайте проверим результат вашей работы: 1 ученик идёт к доске. А вы по очереди продиктуете ему свои словосочетания (по одному с парты)по цепочке.

Учащиеся сообща изготавливают карточки.

Затем учащиеся пишут на карточках примеры деепричастий (одно деепричастие на карточке) и кладут получившиеся карточки надписью вверх.

Создают временные группы из 4-х человек. Составляют словосочетания с деепричастиями на карточках.

Орфографический диктант. Учащиеся работают с заданным материалом в тетради и на доске (1 человек у доски)

Листы бумаги.

Доска. Тетради.

Тик-тэк-тоу

Наблюдение. Изготовление карточек. Каждому партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто выше ростом. Сигнал – хлопок в ладоши.

Составление словосочетаний и их проверка по образцу.

Орфографическая работа в тетрадях.


Создание ситуации успеха

Умение работать совместно с партнёром по плечу, с одноклассниками в группе.

Формулировка понятия «Деепричастный оборот». Формирование навыка выделять деепричастный оборот в предложении.

3.3 Слово учителя. Вы помните, что такое деепричастный оборот. Важно, что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, главное – правильно определить его границы.

Рассмотрим предложение на слайде:

Взглянув на золотой ключик, Буратино засмеялся. Найдите в предложении деепричастный оборот.

Перестраивая предложение, мы видим, что деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от местоположения.

Слушают.

Наблюдают за информацией на слайде.

Отвечают (деепричастный оборот – Взглянув на золотой ключик)


Доска, тетради, презентация на экране, слово учителя

Наблюдение.








умение находить деепричастие и деепричастный оборот в предложении, выделять его запятыми.


4. Приращение к знаниям: дополнительные сведения о деепричастном обороте.

Формирование умения определять ситуацию, когда словосочетания с деепричастиями не обособляются запятыми (фразеологизмы, одиночные наречные деепричастия)

4.1.Работа по использованию деепричастных оборотов (тренировочное упражнение).

Составьте одно предложение с любым словосочетанием на доске так, чтобы оно являлось в предложении деепричастным оборотом, и запишите его в тетрадь, сделайте его пунктуационный разбор. используйте алгоритм действий на слайде.

  • Какова грамматическая основа предложения? Находим основное действие, выраженное глаголом.

  • Задайте вопрос к деепричастию. Обозначьте его.

  • Есть ли у деепричастия зависимые слова? Найдите их.

  • Обозначьте деепричастный оборот.

4.2. Проблемная ситуация.

Рассмотрите слайд и определите, есть ли в данных вам предложениях деепричастия и деепричастные обороты. Предложения:

Буратино сломя голову убегал из харчевни «Трёх пискарей».

Мальвина плача вытирала грязное лицо Пьеро, счастливо избежавшего погони.

Пудель Артемон охранял друзей не смыкая глаз.

Учитель: Нужны ли запятые в данных вам предложениях? Ответьте на вопрос и расскажите свой ответ партнёру по плечу. Первым начинает 1 вариант. Начали!(30 секунд)

Спасибо! Теперь своё мнение высказывает 2 вариант. Начали! (30 секунд)

Спасибо! Спишите данные предложения к себе в тетрадь.

Возможные ответы учащихся:

-Деепричастные обороты – не смыкая глаз, сломя голову, плача, счастливо избежавшего погони.

-Правильные ответы: запятые не нужны, так как у деепричастия плача нет зависимых слов, а сочетания «сломя голову» и «не смыкая глаз» устойчивые, используются в переносном значении. Это фразеологизмы.

Учитель: А теперь давайте убедимся в том, что правило усвоено всем классом. Вы услышите сейчас 5 утверждений. Пусть встанут те учащиеся, кто посчитает утверждение правильным.

Утверждения:

  • Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

  • Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.

  • Одиночное деепричастие не выделяется в предложении запятыми.

  • Фразеологизмы могут быть похожи на деепричастия.

  • Фразеологизмы могут быть похожи на деепричастные обороты. Но они не выделяются запятыми в предложении.

Составляют предложение с деепричастным оборотом, используя одно из записанных на доске и в тетради словосочетаний.

Записывают и разбирают предложение с деепричастным оборотом.







Наблюдают.

Обсуждают не стандартные для учащихся примеры.

Формулируют примечание к правилу.

Записывают примеры к примечанию к правилу в тетради.











Проверяют правильность своих ответов путём согласия-несогласия. (Встают, если утверждение правильно)

Работа с экраном и в тетради .

Составление предложений с деепричастными оборотами.
















Таймд – пэа-шеа. Каждому партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто сидит на первом варианте. Сигнал – хлопок в ладоши.



















Тейк оф – тач даун. Учащимся предлагается 5 утверждений.

умение находить деепричастие и деепричастный оборот в предложении, выделять его запятыми.



















Умение объяснять своё мнение собеседнику, доказывать свою точку зрения.

















Учащиеся учатся вести себя в ситуации «меня видят», демонстрируют своё согласие-несогласие.

5. Закрепление изученного

Научиться распознавать деепричастие и деепричастные обороты в тексте. Определять их смысловую роль и изобразительно-выразительные возможности в тексте.


Учитель: Ребята! Давайте прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути. Какую роль играют в этом тексте деепричастия?

ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

(Перевод А.Шмульяна)

Учитель: В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)


Учитель: Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:


а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Запишите результаты своего исследования в тетрадь.(7 минут)

Проверьте правильность своей работы. (ответы демонстрируются на слайде)


Выразительно читают стихотворение, делятся созданными в воображении картинами.

Выписывают деепричастия согласно их смысловой нагрузке (а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).



Презентация на экране, слово учителя.

Тетради.

Мозговой штурм

Развитие речи через выразительное чтение и анализ поэтического отрывка.

Умение найти деепричастие в тексте, определить их смысловую роль.

6. Тематическая физкультминутка


Снятие эмоционального и физического напряжения

Игра-задание

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастный оборот:

Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.

Отдыхают, при этом хлопают, если слышат деепричастный оборот.

Слово учителя


Умение отличать на слух деепричастный оборот от других словосочетаний.

7. Стадия осмысления

Совершенствовать умение строить предложения, используя деепричастный оборот, выделять его в предложении.

«Конструктор» (работа с синтаксическими синонимами)

Учитель: Предлагаю вам выступить в роли конструктора. Замените часть предложения деепричастным оборотом. (В каждом предложении обозначьте грамматическую основу, деепричастный оборот.).

Запишите полученный вариант.

Воробей весело чирикает и прыгает по дорожке.

Тучи набирали силу и поднимались из-за леса.

(Ответ: Воробей весело чирикал, прыгая по дорожке.

Тучи набирали силу, поднимаясь из-за леса.)

Молодцы, вы заменили предложенные мною предложения синтаксическими синонимами с деепричастными оборотами.

Учитель: Ребята, какие предложения, на ваш взгляд, выразительнее: с деепричастным оборотом или без него. Почему?

(Преимущества деепричастных оборотов в их краткости и динамичности. Они делают речь более выразительной. Деепричастные обороты чаще всего используются в текстах, написанных в художественном стиле.

Конструируют предложения, заменяя часть предложения деепричастным оборотом.


(В каждом предложении обозначают грамматическую основу, деепричастный оборот.)

Во время фронтальной беседы делают вывод о функции деепричастных оборотов речи.


Презентация, доска. фронтальная беседа с классом.

использование деепричастных оборотов, выделение их в предложении.

Формирование навыков устной и письменной речи.

8. Работа над развитием речи

Умение употреблять деепричастные обороты в речи

Учитель: Самостоятельно составьте предложение с деепричастным оборотом о работе вашего соседа по парте. Запишите его на одной из ваших карточек со словосочетаниями и в свою тетрадь.

А теперь похвалите своего соседа за хорошую работу и поблагодарите его за помощь вам на уроке! Первым начинает тот, кто ниже ростом. Начали!(30 секунд)

Спасибо! Теперь своё мнение высказывает 2 вариант. Начали! (30 секунд)

Конструирование предложений на карточках (используются в качестве черновика). Обмениваются составленными предложениями.

Презентация на экране

Таймд – пэа-шеа. Каждому партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто ниже ростом. Сигнал – хлопок в ладоши.


Формирование навыков устной и письменной речи.

9. Взаимопроверка орфографической грамотности.

Развитие орфографической зоркости.

Учитель: Ребята! Сейчас вы оцените работу своего партнёра по плечу. Поменяйтесь с ним тетрадями и поставьте ему оценку за письменную работу. Критерии оценки – на слайде.

Обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки. Сдают тетради учителю (передают впереди сидящим ученикам).

Презентация на экране

Таймд – пэа-шеа. Каждому партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто сидит на 1 варианте. Сигнал – хлопок в ладоши.


Учащиеся учатся вести себя в ситуации «меня видят», демонстрируют своё согласие-несогласие.

10. Домашнее задание. Составьте и запишите 5 предложений с деепричастными оборотами на тему «Любимые литературные герои».

11. Подведение итогов, рефлексия

Проверка усвоения материала

Вопросы:

  • Что являлось целью нашего урока?

  • Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?

  • Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?

  • Над чем следует поработать еще?

Запишите непонятные для вас моменты урока в виде 3 вопросов на карточку.

«Билетик на выход» - ученики составляют три вопроса по теме урока, на которые они хотели бы получить ответ.

Отвечают на вопросы. Записывают непонятные для них вопросы на листочках (билетиках на выход). Сдают их учителю.

Ритуал прощания

«Стё зе класс?»

Формирование навыков устной и письменной речи.





Урок по русскому языку на тему "Деепричастие" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: «Деепричастный оборот»

Возраст  детей: 11-12 лет.

Продолжительность урока: 45минут.

§  Цель урока: продолжить формировать у учащихся понятие о деепричастном обороте.

§  Учить использовать деепричастный оборот в устной и письменной речи.

§  Правильно ставить знаки препинания при наличии деепричастного оборота в предложении.

§  Использовать технологии деятельностного обучения с целью вовлечения всех учащихся в образовательный процесс.

Задачи:

1. обучающие:

§  учить детей находить деепричастия и деепричастные обороты  в предложении и выделять их запятыми.

§  использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи;

2.  развивающие:

§  развивать речь учащихся;

§  развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

§  воспитывать толерантное отношение друг к другу и любовь к родному языку.

4 мотивационные:

§  формировать у детей интерес к изучению русского языка;

5. управленческие:

§  обеспечить организацию учебного занятия с помощью приёмов сингапурской методики.

Материально-техническое обеспечение урока:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран,

- листы бумаги;

- учебник,

- доска,

-парты стоят в три ряда, так как учащиеся работают в парах, с партнёром по плечу.

Тип урока: повторение и обобщение.

 

Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная; приёмы сингапурской методики согласно проекту «Преобразование обучения для XXI века».

Автор Ниофитова Мария Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1025
Номер материала 25718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓