Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему: «Письмо» (9 класс)

Урок по русскому языку на тему: «Письмо» (9 класс)









План-конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: «Письмо»









Автор: Рымша Н.Ю., учитель русского языка и литературы

высшей категории



























Тема урока: Письмо.

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, видами писем и композицией письма;

  2. научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики;

  3. развивать культуру речевого творчества;

  4. способствовать воспитанию интереса к материалу личной переписки.

Ученики должны:

  1. усвоить, что такое эпистолярный жанр, виды и структуру писем;

  2. формировать навыки самостоятельного составления текста письма;

  3. закрепить орфографические и пунктуационные знания;

  4. активизировать заинтересованность к письму.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: эпистолярный жанр, письмо, композиция, виды писем, речевой этикет.

Оборудование:

  • раздаточный материал (таблицы)

  • презентация в форме Power Point

  • мультимедиапроектор, ноутбук

Оформление доски:

Дата ……………….

Тема урока: «Письмо»

Рисунки с конвертом Описание: пакет с гербом

Эпиграф: «Сложу, вложу, за море пущу - там будет говорить?» (загадка)

План урока.

1. Оргмомент. (1 мин.)

2. Актуализация интереса и внимания. Выступление учащихся с сообщениями. (4 мин.)

3. Работа с презентацией. Фронтальная беседа с учащимися. (3 мин.)

4. Работа с презентацией. Практическая часть. (5-6 мин.)

5. Изучение нового материала. (7-8 мин.)

5.1. Работа с презентацией. Знакомство с этимологией слова. (1 мин.)

5.2. Обсуждение видов писем. (2-3 мин.)

5.3. Определение структуры письма. (4 мин.)

6. Закрепление изученного материала. (4-5 мин.)

7. Самоанализ и самооценка. (3 мин.)

8. Подведение итогов урока. (2 мин.)

9. Домашнее задание. (1 мин.)



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, дети!

Ученики:

- Здравствуйте, Надежда Юрьевна!

2. Актуализация интереса и внимания. Выступление учащихся с сообщениями.

Учитель:

- Сегодняшний урок посвящён ПИСЬМУ. А что такое письмо? Когда и для чего оно появилось? Какими особенностями обладает? На эти и другие вопросы мы найдём ответы в течение урока. Но сначала послушаем доклады учеников.

Ученик: «Из истории письма»

- За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Надписи на скалах, каменных плитах, вырезали на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, писали на берёсте. Позже применяли папирус-тропический тростник, затем – пергамент (специально выделанная кожа молодых животных). Бумага появилась в 5 веке в Китае, в 12-17 в. – в Европе.

Ученик: «Удивительная почта»

- «Письма» стали отправляться, когда ещё и письменности не было. Люди обменивались информацией «на словах»: кто-нибудь передавал близким весточку, снаряжали гонцов, которые могли по пути погибнуть; затем наладили регулярную почту: передвижение гонцов от станции к станции, сменяя друг друга («испорченный телефон»). Появилась письменность – возникла почта. От польского слова «пошта» - остановка, станция, где меняли почтовых лошадей.

3. Работа с презентацией. Фронтальная беседа с учащимися.

1 слайд: «Ассоциации»

Какие ассоциации возникают у вас со словом письмо?

Почта – почтальон – адрес – марка – конверт – бумага – адресат – адресант


Учитель:

- Что такое письмо?

Примерные ответы учащихся:

- Писать письма – традиция давняя. Письма несут богатейшую информацию, они непосредственные и неподкупные свидетели ушедших эпох.

- Письма несут материал о нравах, вкусах и устремлениях людей прошлого и настоящего. Они описывают как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба, но всё-таки прежде всего и ярче всего они повествуют о душе человеческой, о бурях, разыгрывающихся в ней.

- Письма во все времена были актуальны. Неслучайно фольклор содержит много пословиц, поговорок, загадок.

4. Работа с презентацией. Практическая часть (учащиеся знакомятся с текстом, выделяют главное, записывают; учитель комментирует материал).

Учитель:

Задание: Дать определение слову «письмо», записать в тетрадь.

Примерные записи учащихся:

- Текст, который пишем кому-то.

- Письмо – «манера писать».

Учитель показывает следующий слайд, ученики сравнивают свои записи и дописывают материал.

2 слайд: «Что такое письмо»

Описание: i

ПИСЬМО

  • 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. Написать письмо родным. Заказное письмо.

  • 2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.

  • 3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое письмо. Иероглифическое письмо.

  • 4. Манера художественного изображения. Реалистическое письмо. Икона старинного письма.

  • Таким образом, слово «письмо» многозначно. Предлагаю остановиться на определении, в котором отмечено, что письмо составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение. Это и есть особый (эпистолярный) жанр речи.

Работа с текстом. Задание: списать с доски стихотворение, вставить пропущенные орфограммы, сделать пунктуационный анализ предложений.

Письмо пр…знание душ…

Я сер…цу дверцу открываю

Тебе х…ч… ск…зать пиш…

Себя к ответу пр…зываю (Н.Вершинин)

Анализ текста:

Письмо - признание души,

Я сердцу дверцу открываю.

Тебе хочу сказать: «Пиши!»

Себя к ответу призываю. (Н.Вершинин)

Учащиеся приходят к выводу:

  • Пропущенные орфограммы: безударные гласные и непроверяемые гласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова, гласные и – е в приставках пре - при.

  • Пунктуационный анализ: тире между подлежащим и сказуемым, знаки конца предложения, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

5. Изучение нового материала.

5.1. Работа с презентацией. Знакомство с этимологией слова.

3 слайд: «Эпистолярный жанр»

Эпистолярный жанр.

Эпистолярный жанр – один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

От греч. Эпистола – послание, письмо. Возник этот жанр во времена античности.

Историкам известны послания Горация к братьям Пизонам о науке поэзии.

По Аристотелю, « эпистолярная форма позволяет автору остаться самим собой».

В средние века эта форма развивается как публицистический жанр (высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени).

Особо любима форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяла раскрыть внутренний мир человека, его чувства.




5.2. Обсуждение видов писем.

4 слайд: «Виды писем»

Виды писем!

Описание: i

  • Деловые

  • Дружеские

  • Поздравительные

  • Письма в газету

  • Письмо-благодарность

  • Письмо-ответ на благодарность

  • Письма от частных лиц в учреждения

  • Информационные (сообщение)

5.3. Определение структуры письма.

5 слайд: «Структура письма»

Структура письма!

  • Письмо состоит из 3 частей:

  • Зачин

  • Информационная часть

  • Концовка

6 слайд: «Зачин»

Зачин

  • Приветствие, обращение:

Здравствуйте! Добрый день!

Приветствую тебя! Дорогой (милый, любимый, родной)

7 слайд: «Информационная часть»

Информационная часть.

  • Основная информация, которую нужно изложить: хочется сообщить, рассказать, вот некоторые новости…

8 слайд: «Концовка»

Концовка.

  • Итоговые фразы:

* просьба писать

благодарность

прощание

С глубоким уважением, всегда Ваш, до свидания, всего хорошего

  • Подпись (Ф.И. пишущего, число, месяц, год)

  • P.S. («после написанного»- информация, которую забыли написать в письме.


6. Закрепление изученного материала.

Учитель:

- Выберите из таблицы адресата, напишите письмо, выдержав в одном стиле и в рамках одной тематики, сохранив правильную композицию при написании.

9 слайд: «Кому писать письмо»

Кому писать письмо?

  • Родным

  • Близким

  • Знакомым

  • Друзьям

  • Официальным лицам

10 слайд: «О чём писать?»

О чём писать?

  • Важно знать, как живёт ваш собеседник, чем занимается, интересно знать его мнение о том, что волнует…

  • В письмах советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем…

11 слайд: «Правила написания писем»

Правила написания писем. Некоторые советы.

  • Указывайте дату и место написания письма;

  • Избегайте грубых слов, выражений, кличек, бранных слов;

  • Не употреблять обороты: «Жду ответа, как соловей лета», «Лети с ответом, вернись с приветом»…


* Бумага чистая, почерк разборчивый;

* Писать от руки, грамотно;

* Отвечать на письмо незамедлительно (5-10 дней, не более);

* Хранить старые письма;

* Не писать без обратного адреса

7. Самоанализ и самооценка.

Учитель:

- Сравнить свои письма с примерным образцом письма. Исправить ошибки.

12 слайд: «Образец письма»

Образец письма!

Здравствуй, мой друг Серёжа!

Ты просишь одолжить тебе книгу. Извини, не могу, так как сейчас сам её читаю. Как

закончу, с удовольствием дам тебе.

До скорого свидания!

P.S.

Извини, забыл тебя пригласить в субботу в лес.

Мы с ребятами собираемся за ягодами, грибами. Быть может, и ты пойдёшь с нами? Приходи в субботу ко мне к девяти часам утра. Буду ждать.

12 июля 2009 г. Твой друг Коля.

8. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Итак, ребята, на сегодняшнем занятии мы ответили на многие вопросы: что такое письмо, как и когда оно возникло, когда были написаны первые письма? Посмотрели презентацию на данную тему. Записали основные моменты. Выяснили особенности письма. Давайте перечислим их ещё раз.

Ученики:

- Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний.

- Письма не однородны. По цели, адресату и адресанту можно выделить несколько видов писем (личное, любовное, дружеское…)

- Письмо – это память. (И другие ответы детей)

9. Домашнее задание.

Учитель:

- Допишите письмо, исправив ошибки. Те, у кого получилось сразу же всё правильно, напишите письмо президенту.

Учащимся раздаётся таблица «Структура письма и речевые формы, используемые в них».



Приложение

Таблица. Структура письма и речевые формы, используемые в них.

Основные части письма

Содержание

Речевые формы


Зачин


1.Место и дата написания

2.Приветствие

3.Обращение

Здравствуйте!

Добрый день!

Приветствую тебя! …

Информационная часть


Основная информация, которую нужно изложить

Хочется сообщить…

Я хотел бы рассказать…

Вот некоторые новости…

Концовка


1.Итоговые фразы:

просьба писать;

предложение, что переписка будет регулярной;

благодарность;

прощание

2.Подпись

3.P.S.


С (глубоким, искренним) уважением…

Уважающий Вас…

Любящий тебя…

До свидания!

Всего хорошего!





11



Урок по русскому языку на тему: «Письмо» (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Знакомство учащихся с особенностями эпистолярного жанра, видами писем и композицией письма. Урок предполагает различные формы деятельности: объяснение учителя, самостоятельная работа детей, фронтальная беседа, работа с презентацией и др.

План урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация интереса и внимания. Выступление учащихся с сообщениями
3. Работа с презентацией. Фронтальная беседа с учащимися.
4. Работа с презентацией. Практическая часть.
5. Изучение нового материала.
5.1. Работа с презентацией. Знакомство с этимологией слова.
5.2. Обсуждение видов писем.
5.3. Определение структуры письма.
6. Закрепление изученного материала.
7. Самоанализ и самооценка.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.

 

Автор Рымша Надежда Юрьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1394
Номер материала 2934
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓