Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее" (5 класс)

Урок по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее" (5 класс)

Название документа Главные члены предложения.docx

Главные члены предложения.

Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, отработать навыки синтаксического разбора.

1.Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку все готово.

Я рада, что вы готовы к уроку. У  вас хорошее настроение? Если да, то поднимите  руки вверх, а если вы еще не проснулись и  у вас плохое настроение, то я думаю, что к концу урока оно улучшится.

2. Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране в одной колонке расположены словосочетания, в другой предложения.

Листья разноцветные - Разноцветные листья ложатся под ноги.

Золотая осень - Наступила золотая осень.

Шуршащий ковер - Под ногами пестреет шуршащий ковер.

На экране даны две колонки слов, в какой из них словосочетания? Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Что же такое предложение?

Даны 3 группы слов:

      В конце, выпал, первый, октября.

      Птицы, привет, прощальный, родным, местам.

      Золотая, наряжает, землю, осень.

Нужно составить из них предложения. Получается? Получается только одно. Золотая осень наряжает землю. Т.к. в нем выражена законченная мысль. В первой группе слов непонятно о ком говорится, значит, мысль не закончена. Во второй группе слов непонятно, что делали птицы, значит, мысль не закончена.

(Слово или сочетание слов, связанных между собою по смыслу и грамматически).

Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения?

В конце октября выпал первый снег.

Шлют птицы прощальный привет родным местам.

Почему же без вставленных слов предложения не получались?

 - Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль. Их назвали главными членами предложения.    

3. Новая тема.

На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:

Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.


Видеоурок.

Что вам известно о главных членах предложения?

- Что такое второстепенные члены предложения?

- какова их цель в предложении?


Работа в группах.

1 группа. Знатоки. Ваша задача: вспомнить все, что вы знаете о главных членах предложения и заполнить таблицу. Составьте связный ответ “Главные члены предложения”.

Карточка 1.

Член предложения

На какой вопрос отвечает

Какой частью речи является

Пример предложения


Подлежащее




Сказуемое




 

2 группа. Исследователи. Ваша задача: заполнить таблицу “Загадки членов предложения”. Сделать вывод о способах выражения подлежащего.

 

Имя существительное

Местоимение

Имя прилагательное

Глагол

Числительное

Словосочетание

Подлежащее

 

 

 

 

 

 

Карточка 2 (исследователи)

  1. Проанализируйте предложенные предложения.

  2. Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

  3. Заполните первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”.

  4. Обобщите полученный результат.

  5. Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить – Родине служить.

4. Закрепление материала.


1. Распределите подлежащие по столбикам.



Существительное

Местоимение

Числительное

Прилагагательное

Инфинитив

Словосочетание








Наступило утро.

Мы ехали по широкому лугу.

Семеро одного не ждут.

Глухо шепчет темный лес.

Наши выиграли.

Взрослые вышли во двор.

Восемь больше пяти.

Никто не спал в эту ночь.

Учиться всегда пригодится.

Шли два приятеля вечернею порой.

Старший уехал в город.



5. Рефлексия.

Лист индивидуальных достижений:


1. Понимаю учебную задачу: определяю цель урока


2. Умею быть внимательным


3. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу


4. Умею оценивать свою деятельность


5. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)




  1. Домашнее задание (творческое)

Написать небольшое сочинение, в котором подлежащие будут выражены разными частями речи.

Название документа главные члены.pptx

Двадцать третье октября Классная работа
Листья разноцветные – Разноцветные листья ложатся под ноги. Золотая осень – Н...
1. В конце, выпал, первый, октября 2. Птицы, привет, прощальный, родным, мест...
Золотая осень наряжает землю.
1. В конце, выпал, первый, октября 2. Птицы, привет, прощальный, родным, местам
В конце октября выпал первый снег. Птицы передают прощальный привет родным ме...
Основа – внутренняя опорная часть предметов; источник; главное, на чем строит...
Из предложений выпишите подлежащее в соответствующий столбик Имя существитель...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Двадцать третье октября Классная работа
Описание слайда:

Двадцать третье октября Классная работа

№ слайда 2 Листья разноцветные – Разноцветные листья ложатся под ноги. Золотая осень – Наст
Описание слайда:

Листья разноцветные – Разноцветные листья ложатся под ноги. Золотая осень – Наступила золотая осень. Шуршащий ковер – Под ногами пестреет шуршащий ковер.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 1. В конце, выпал, первый, октября 2. Птицы, привет, прощальный, родным, местам
Описание слайда:

1. В конце, выпал, первый, октября 2. Птицы, привет, прощальный, родным, местам 3. Золотая, наряжает, землю, осень

№ слайда 5 Золотая осень наряжает землю.
Описание слайда:

Золотая осень наряжает землю.

№ слайда 6 1. В конце, выпал, первый, октября 2. Птицы, привет, прощальный, родным, местам
Описание слайда:

1. В конце, выпал, первый, октября 2. Птицы, привет, прощальный, родным, местам

№ слайда 7 В конце октября выпал первый снег. Птицы передают прощальный привет родным места
Описание слайда:

В конце октября выпал первый снег. Птицы передают прощальный привет родным местам.

№ слайда 8 Основа – внутренняя опорная часть предметов; источник; главное, на чем строится
Описание слайда:

Основа – внутренняя опорная часть предметов; источник; главное, на чем строится что-нибудь. (Из словаря С.И. Ожегова)

№ слайда 9 Из предложений выпишите подлежащее в соответствующий столбик Имя существительное
Описание слайда:

Из предложений выпишите подлежащее в соответствующий столбик Имя существительное Местоимение Сочетание слов

Урок по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее" (5 класс)

Представлен конспект урока и презентация к уроку. Используются различные виды заданий (фронтальный опрос, работа у доски, работа в группах). Тема не является новой для 5 класса, поэтому особое внимание уделяется способам выражения подлежащего.

Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, отработать навыки синтаксического разбора.

В конце урока – рефлексия. На дом дается творческое задание.

Автор Нечаева Вера Александровна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 764
Номер материала 5896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓