Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Гласные в глаголах" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Гласные в глаголах" (6 класс)



Урок 87. Тема: Гласные в суффиксах глаголов

Цели урока: научить правописанию суффиксов в глаголах, знать алгоритм действия при выборе гласной в суффиксе, уметь правильно выбирать и объяснять суффикс глаголов

Задачи: Образовательный аспект:

1)Изучение темы «Гласные в суффиксах глаголов»

2)совершенствование орфографической деятельности учащихся.

Развивающий аспект:

1)развитие умения сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу;

2) формирование навыков самостоятельной работы, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах;

3) формирование навыков самооценки и оценки знаний других;

Воспитательный аспект:

1) формирование коммуникативных качеств;

2)формирование высокий уровень мотивации;

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение составлять задания к предложенным учителем упражнениям.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал



№п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности






















Создать ситуацию мотивации к обучению

Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы :Учитель посовет…вал нам заняться спортом. Туристы заноч..вали у лесника

Какие пропущенные гласные вы вставили в словах посоветовал и заночевали? В какой части слова они пропущены? Какая это часть речи?


Значит, какую тему мы сегодня с вами будем изучать?

Полная запись темы урока «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке


Ознакомление учащихся с целью урока: научиться правописанию суффиксов в глаголах, знать алгоритм действия при выборе гласных в суффиксе, уметь правильно выбирать и объяснять суффикс глаголов(слайд1)

Ответы учащихся: Это глаголы, а пропущены гласные в суффиксах, в слове посоветовал пропущена гласная о в суффиксе -ова, в слове заночевали – е в суффиксе –ева. Но есть и другие варианты ответов








Ученики определяют тему урока –«Гласные в суффиксах глаголов»



Научиться писать правильную гласную в суффиксах глаголов







Регулятивные:

уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

3.Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.


2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Выяснить уровень освоения материала

Оцените свои знания и умения по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов» на данный момент:

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.(слайд2)

Ученики оценивают свои знания по данной теме

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование


3

Проверка домашнего задания.

Формирование умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему.


Взаимопроверка домашнего задания (упражнение 519). Спишите одну из частей рассказа, подчеркните глаголы совершенного вида





Фронтальный опрос по теоретическим понятиям, изученным на предыдущем уроке по теме «Морфологический разбор глагола»

1.Назовите постоянные признаки глагола

2. Назовите непостоянные признаки глагола(слайд3)

Красавец-тополь опять разросся, обтянулся свежей корой, зазеленел островерхой кроной.

Вот какая история произошла много лет назад в подмосковной деревне. Подчеркнутые глаголы совершенного вида, так как отвечают на вопросы: что сделал? что сделала?





1.Глагол имеет постоянные признаки: несовершенный и совершенный вид, переходность и непереходность, спряжение.

2. Непостоянные признаки : наклонение, лицо, число

1.Регулятивные:

формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности,

применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.

2.Коммуникативные:

уметь проявлять себя, давать полные ответы.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Формирование понятий и организация действий на их основе с опорой на алгоритм.

Коммуникативная:

уметь определять и помогать учащимся формулировать цели и образовательные результаты на языке компетенций.

Рефлексивная:

уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев

морфологический и морфемный разбор глагола


Алексей долго осматривал место побоища.

- какие суффиксы в разобранном вами глаголе?

- на что указывает суффикс -л- ?

Следующий пример: Сытого гостя легко потчевать(слайд4)











- от чего зависит написание гласных о – е, ы – и в суф. - ова - ева - ыва - ива - ?

- какая форма глагола помогает решить эту задачу?

исследовать -исследую

врачевать -врачую

разгадывать -разгадываю

вытачивать -вытачиваю

Попытайтесь сформулировать правило(слайд5)









Какой алгоритм можно составить?



Алгоритм: Поставь глагол в форме 1 лица настоящего или будущего времени (Я). На что оканчивается глагол?

На ую(-юю) На ывю(-иваю)

-ова-ева ыва-ива (слайд6)







объяснить правописание суффиксов в следующих глаголах с графическим обоснованием по образцу записи на доске.

-Работа «по цепочке»

обдумывать - обдумываю

улавливать - улавливаю

досадовать - досадую

рассчитывать - рассчитываю

попробовать - попробую

испытывать - испытываю

жаловаться – жалуюсь. Используем алгоритм(слайд7)

осматривал – глагол (что делал?), «осматривать», н.в., перех., 1 спр., изъяв.накл., ед.ч., пр.вр., 3 л., м.р., сказ.

Осматривал

Суффикс л указывает на прошедшее время глагола


- в этом слове есть суффикс, содержащий гласную, - это суффикс –ива-

Потчевать –глагол ( что делать).Постоянные признаки: несов.вид, непереходный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявит.наклонение,

- в этом слове есть суффикс, содержащий гласную, - это суффикс –ева-





Ответы учащихся. Неопределенная форма глагола


Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на – ую(-юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс - ова - ева –

Пример: сетовать - сетую, советовал –советую

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на – ываю(-иваю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс - ыва - ива –

Пример: опаздывать, опаздывал-опаздываю

Составление вместе с учащимися алгоритма

Алгоритм: Поставь глагол в форме 1 лица настоящего или будущего времени (Я). На что оканчивается глагол?

На ую(-юю) На ывю(-иваю)

-ова-ева ыва-ива


Учащиеся по цепочке обосновывают свой вариант ответа

Обдумывать -обдумываю (суффикс ыва, так как глагол оканчивается на ываю). Улавливать -улавливаю( глагол в форме 1 лица настоящего времени оканчивается на иваю , значит, суффикс ива)

Предметные результаты: формирование понятий и организация действий на их основе с опорой на алгоритм.

Регулятивные:

формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по орфографии и пунктуации, формирование умений определять грамматическую структуру предложения, правильно ставить ударение в словах, относящихся к различным частям речи.

Коммуникативные:

реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

5

Реализация построенного проекта

1.Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности к участию в самостоятельной и коллективной деятельности.


.2.Образовательная:

Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности

3.Коммуникативная:

установление правил продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе.

4.Организационная:

формировать умения обобщать информацию и

делать выводы.

1.Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный заигр…вать - ослаб…вать-

запазд…вать - приб…вать-

оправд…вать - вскрик…вать-

обмен…вать - повел…вать

(слайд8)


2.Из имен существительных образуйте глаголы с суффиксами ова-ева, ыва-ива. Просьба, прыжок, хлопок, испуг, атака, зависть, плевок, расчет, праздновать, танец. Объясняем по алгаритму

Заигрывать. Ставлю глагол в 1 лице ед.ч –заигрываю. Глагол оканчивается на ываю, значит пишется гласная ы, суффикс ыва.

Ослабевать. Ударение падает на суффикс ва. В 1 лице ед.ч будет ослабеваю, значит суффикс е и суффикс ва.

Запаздывать. 1 лицо ед.ч- запаздываю, глагол оканчивается на ываю, значит пишется ы , суффикс ыва





Просить, прыгать, хлопать, испугать. атаковать( в 1 лице будет атакую, глагол оканчивается на ую, значит пишем суффикс ова), зависеть, плевать, рассчитывать( в 1 лице ед.ч настоящего времени будет рассчитываю, глагол оканчивается на ываю, значит пишем суффикс ыва), праздновать, танцевать

Предметные результаты: Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности

1.Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их. 2.Познавательные:

Метапредметные результаты: уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

.Регулятивные:

формирование навыков решения практической задачи (определение суффиксов глаголов ыва-ива, ова-ева) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам


6

Самостоятельная работа

1.Образовательная:

формирование умения применять полученные знания на практике.

2.Методическая:

включать в учебную деятельность по реализации алгоритмов устного и письменного ответов учащихся.

3.Организационно-рефлексивная:

создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала.

1.Работа по карточке №1. Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса.

Дал совет, проводил беседу, подводить итог.

Карточка №2. Проводить расследование, производить расчет, произнести команду




Работа с текстом. Прочитайте текст, перескажите его. Выпишите глаголы с суффиксами ова-ева, ыва-ива.

Художник Илья Репин рассказывал, как в детстве он выпрашивал у матери огарки восковых свечей и из воска выделывал фигурки лошадок. Когда кто-то из друзей подарил мальчику краски, он обрадовался и сказал: «Теперь я сам попробую рисовать». Мальчик очень горевал, когда первый рисунок не удался.

Репин не отказался от мысли попробовать свои силы в живописи и стал настойчиво овладевать мастерством художника. Он так упорно работал и учился, что ему скоро стали заказывать портреты.(слайд9)

Объясняют по алгоритму. Карточка №1: советовать(суффикс ова. Глагол 1 лица ед.ч. настоящего времени оканчивается на ую, значит пишется суффикс ова),беседовать(суф.ова), подытоживать( суф.ива)

Карточка №2. расследавать( глагол ставлю в 1 лице ед.ч наст.времени расследую, оканчивается на ую, значит пишу суффикс -)ова; рассчитывать, командовать




Учащиеся пересказывют текст, выписывают глаголы с суффиксами ова-ева, ыва-ива. Объясняют правописание суффиксов в глаголах с помощью алгоритма

Алгоритм: Поставь глагол в форме 1 лица настоящего или будущего времени (Я). На что оканчивается глагол?

На ую(-юю) На ывю(-иваю)

-ова-ева ыва-ива

Учащиеся пытаются обосновать свой выбор ответа: рассказывал(суффикс ыва, потому что глагол в 1 лице ед.ч.наст.времени оканчивается на ываю), выпрашивал (суффикс ива, так как глагол в 1 лице оканчивается на иваю) , выделывал, горевал, обрадовался, попробовать, овладевать, заказывать. Так комментируется каждое слово

1.Предметные результаты:

формирование умения применять полученные знания на практике.

2.Регулятивные:

Формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

3.Личностные:

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

7

Включение в систему знаний и повторение

1.Образовательная:

формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала.

2.Методическая:

ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.

3.Рефлексивная:

формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования учителем достижений учащихся, пути преодоления затруднений в выполнении заданий.

Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.

Первый уровень: Упр.525.(запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам. Обозначьте суффиксы глаголов. Составьте 2-3 словосочетания «переходный глагол+сущ.)

Второй уровень. Образуйте и запишите от глаголов-синонимов, данных в рамке, формы всех трех наклонений

Для слабых. Упр.526.(списать, озаглавить текст.)


Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

Предметные результаты: формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала.

1.Регулятивные:

формирование и реализация навыков составления лингвистического портфолио с целью накопления опорного материала, помогающего в выполнении домашних и самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся. Прогнозирование.

2.Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

8

Рефлексия учебной деятельности

.Организационно-методическая:

проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных индивидуальных достижений учащихся

- Что запомнилось вам на уроке?

-Кто заслуживает, по вашему мнению, похвалы?

_Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Учащиеся обосновывают свой выбор ответа ,оценивают, дают самооценку

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Никонорова И.И

МБОУ «Сунчелеевская СОШ»



Урок по русскому языку на тему "Гласные в глаголах" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока: научить  правописанию суффиксов в глаголах, знать алгоритм действия при выборе гласной в суффиксе, уметь правильно выбирать и объяснять суффикс глаголов

Задачи: Образовательный аспект: 

1)Изучение темы «Гласные в суффиксах глаголов»

2)совершенствование орфографической  деятельности  учащихся.

Развивающий аспект:

1)развитие умения сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу;

2) формирование            навыков самостоятельной работы, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах;

3)  формирование навыков самооценки и оценки знаний других;

Воспитательный аспект:

1) формирование коммуникативных качеств;

2)формирование высокий уровень мотивации;

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать  тему и цель урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: умение ориентироваться  в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение составлять задания к предложенным учителем упражнениям.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал

 Данная технологическая карта составлена по ФГОС. На каждом этапе урока определены цели, деятельность учителя, учащихся, а также УУД. Учащимся предложено разноуровневое домашнее задание.

Автор Никонорова Ирина Ивановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1067
Номер материала 3585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓