Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Дополнение памятки анализа имени существительного как части речи сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении». ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Дополнение памятки анализа имени существительного как части речи сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении». ( 4 класс)

МОБУ « СОШ №54»

Урок русского языка.

УМК « Гармония»

4 класс


Тема урока: « Дополнение памятки анализа имени

существительного как части речи сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении».

Тип урока: комбинированный, (дополнение новых знаний на основе ранее изученного)




Урок разработан учителем начальных классов

Беспомощновой Анной Петровной





Технологическая карта

Тема урока

Дополнение памятки анализа имени существительного как части речи сведениями о склонении и роли части речи в предложении

Цель урока

образовательная – научить более детально делать разбор имени существительного, как части речи, закрепить , систематизировать знания об имени существительном, учить самоконтролю и самооценке ;

развивающая - развивать зрительную память, орфографическую зоркость, способность к анализу планированию учебных действий ; воспитательная – воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.

Задачи

Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

склонение

Методы управления учебной деятельностью восприятия информации

По источнику передачи и восприятия информации – словесные ,наглядные, практические.

По логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные.

По степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно – поисковые.

По степени управления учебной деятельностью – организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником, тетрадью на печатной основе.


Ресурсы:

-основные

- дополнительные


Соловейчик М.С . Русский язык. 4 класс

Компьютер, индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя


I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.


Мотивирует учащихся на работу.

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Приветствуют учителя.

Кто с учебой дружен

Нам сегодня нужен?

- Нужен !

С орфографией кто дружен

Нам сегодня нужен?

- Нужен!

Кто любит родной язык,

Кто трудиться привык

Таким ребятам хвала и честь!

Такие ребята в классе есть?

- Есть!

- присаживайтесь на свои места, начинаем наш урок русского языка.

Психологический настрой на успешность урока.


Внутренняя позиция школьника.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в форме подводящего диалога ,подводит учащихся к формулированию темы урока.

Повторяют изученный ранее материал.

Работая в группах-



Индивидуальная работа по карточкам

( 3 учащихся получают индивидуальные карточки, для проверки усвоения пройденного материала)

- Почему каждому человеку нужно научиться писать правильно и без ошибок?

(ответы учеников)

Вывод : стыдно на родном языке писать неграмотно, с ошибками.

Слайд 2( « Не испорти слова ошибками»)

-Какую работу необходимо проводить, что бы писать без ошибок?

Орфографическая работа(работают по очереди на доске, контролируют правильность карточками):

Объясни вставленную букву:

б*реза, д*рога, вправ*, меб*ль, справ*,ве*ть, скор*

Найди лишнее слово; раздели слова на группы.

- Над какой частью речи мы с вами работаем на протяжении уже нескольких уроков? (им. Сущ. )

-Давайте вспомним характеристику этой части речи заполнив таблицу .

Слайд 3

- Что мы уже знаем об этой части речи?

- самостоятельная часть речи

- отвечает на вопрос Кто? Что?

- обозначает предмет

- имеет постоянный признак – род

- изменяется по числам, падежам.

- выделяется три склонения,

Что из перечисленного мы изучили совсем недавно? ( склонение)

Составьте кластер.

Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их.

Знать словарные слова.

Знать признаки имени существительного как части речи.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением писуществительных на три группы .

В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.

Анализируют существительные существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.

- Ребята, мы с вами не случайно вспомнили все признаки имени существительного. Как Вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

( анализу им.сущ. –как части речи)

Слайд 4( тема урока)

Работа по учебниус.91 №190

Слайд №5 На полянке еще недавно я гриб нашел. А теперь она вся белая . Большой пень кто – то накрыл белой скатертью. А красная рябина морозом напудрилась.

- Назовите основу каждого предложения. Подчеркните.

- Есть ли предложение , где имя существительное входит в основу. Назовите, каким членом предложения является сущ.?

- Какими членами предложения являются другие им.сущ.

- Обобщите какими членами предложения могут быть им.существительные

- Разберите любое существительное из первого предложения как часть речи.

( на полянке)

- Какие новые характеристики добавились в наш анализ? (

склонение и член предложения)


Уметь анализировать имена существительные как часть речи.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

физминутка


Выполняют физические задания

Слайд №6



V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении склонения.


Проводит инструктаж обучающихся.

Работа по учебнику. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.

С. 94 упр. № 194 ( знакомство с образцом письменного анализа имени существительного)

-Найдите в предложениях имена существительные и проведите их анализ как части речи.

-Запишите характеристику последнего.


Уметь определять склонение имени существительного.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.


Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения.

С.92 упр. № 193( тетрадь на печатной основе)

Самостоятельно прочтите памятку .

Заполните ее.

-Какую еще характеристику вы теперь можете дать именам существительным?

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач ;

использование знаково-символических средств ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;


VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала








Резерв

( самостоятельная работа)

















Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.




Формулируют задание для групповой работы, выполняют взаимопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.







Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют взаимопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Слайд 7.

- Какое задание можно выполнить с данными словами?

Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном.

(Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения.

Проверка. Сайд 8.

С.93упр. № 195

-Что общего между зимой и летом?

А между этими словами? А чем различны слова? Проведите самостоятельный анализ этих слов( 1вариант-лето,2 вариант-зима). Взаимопроверка( 2 учащихся у доски)

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

осуществление взаимоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия





осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.




- Вернемся к девизу нашего урока. Найдите имена существительные. Определите их склонение

А давайте сейчас оценим свою работу и работу своих товарищей.

Учащиеся оценивают свою деятельность.

Сайд 9.

Уметь применять изученные правила.

смысловое чтение, извлечение необходимой информации;

использование общих приемов решения задач;

построение речевых высказываний;

подведение под понятие

IX. Д/з.



- Дополните таблицу, которую составили в начале урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что нужно ещё раз объяснить?

-Что запомнили быстро, что с трудом?

-Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует?

-Как вы это сделаете (кратко)?

Сайд 8.


адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


X



Выучить правило Упр.197


































Урок по русскому языку на тему "Дополнение памятки анализа имени существительного как части речи сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении». ( 4 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка.

  УМК « Гармония»      4 класс

 

Тема урока: « Дополнение памятки анализа имени

существительного как части речи сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении».Цель:

образовательная – научить более детально  делать разбор имени существительного, как части речи, закрепить , систематизировать знания об имени существительном,  учить самоконтролю и самооценке ;

 развивающая -  развивать зрительную память,  орфографическую зоркость, способность к анализу планированию учебных действий ;    воспитательная – воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.

Автор Беспомощнова Анна Петровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1291
Номер материала 2490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓