Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему: «Действительные и страдательные причастия»

Урок по русскому языку на тему: «Действительные и страдательные причастия»

Разработка урока по русскому языку на тему: «Действительные и страдательные причастия»

Цель: познакомить учащихся со значением действительных и страдательных причастий;

Задачи:

  • научиться различать действительные и страдательные причастия;

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

  • прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: листочки с кроссвордом.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Сегодняшний урок начинаем с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания.

- Что такое литературный портрет?

- Что такое деловое описание внешности человека?

- Какое описание вы дали в домашнем упражнении?

- Какими причастиями воспользовались?

3. Синтаксический разбор предложения.

- Записываем предложение (один ученик у доски)

Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав.

- Выполняем синтаксический разбор данного предложения. (простое, невосклицательное, распространённое, осложнено причастным оборотом)

(оценка)

- А теперь выпишите из предложения словосочетание «определяемое слово + причастие» (увешанную избушку)

- Замените его сочетанием со словом который (избушку, которую увешал…)

- Кто увешал её сухими травами? (Калиныч)

- Составьте словосочетание, где Калиныч выполняет роль определяемого слова (Калиныч увешавший)

- В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действовал сам? (Калиныч увешавший). Это действительное причастие. В каком – признак того предмета, который испытывает на себе действие, с которым что-то делают (сделали)? (избушку, которую увешал) Это страдательное причастие.

4. Запись темы урока.

- Запишем тему сегодняшнего урока: «Действительные и страдательные причастия».

5. Работа по учебнику.

- Откроем учебник на странице 38.

-Давайте рассмотрим рисунок и прочитаем существительные вместе с причастными оборотами:

Девочка, одевающая куклу

Кукла, одеваемая девочкой

- Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия самого предмета, носителя признака? (одевающая) Это действительное причастие.

- А какое причастие обозначает признак, который создаётся действиями, направленными на предмет извне? (одеваемая) Это страдательное причастие.

- Итак, прочитаем правило и познакомимся с порядком рассуждения. (сначала читает учитель, затем ребята читают самостоятельно)

6. Тренировочные упражнения.

- А теперь посмотрим, как вы усвоили данный материал.

- Итак, первое задание. Запишите в столбик словосочетания. Один ученик у доски остальные все в тетради.

Сделавший работу мастер, написавший картину художник, выполняющий задание ученик, решающий задачу пятиклассник, прочитавший книгу друг, ребёнок, открывший дверь.

- Определите действительные здесь причастия или страдательные (действительные).

- Как вы рассуждали?

- Обозначьте определяемые и зависимые слова

- А теперь я предлагаю вам перестроить сочетания слов, заменив действительное причастие страдательным. Зависимое слово становится определяемым, а определяемое – зависимым.

Работа, сделанная мастером, картина, написанная художником, задание, выполняемое учеником, задача, решаемая пятиклассником, книга, прочитанная другом, дверь, открытая ребёнком.

- Молодцы! Справились с заданием (оценка)

7. Самостоятельная работа

- А сейчас поработаем самостоятельно.

- Итак, упражнение 83, прочитаем задание к нему (читает ученик).

- Будем работать по вариантам (1 вариант выписывает предложения с действительными причастиями, 2 вариант – со страдательными).

- А теперь, проверим: 1 вариант проверяет у 2, 2 вариант – у 1.

- Много ли ошибок допустили? (Если есть ошибки, то анализируем их)

8. Устная работа.

- Следующее наше задание. Выполняем его устно . Определите, какие причастия действительные (один хлопок), какие – страдательные(два хлопка).

Провожающие – провожаемые, отправляющие – отправляемые, отправившие – отправленные, засеявшие – засеянные, разрисовавшие – разрисованные, уважающие – уважаемые.

9. Работа по группам

- А сейчас, мы с вами будем выполнять интересное задание - разгадаем кроссворд. (Работа проходит по группам А и Б). (Приложение 2). (Оценки)

10. Подведение итогов урока:

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- Что обозначают действительные причастия?

- А страдательные?

- Было ли вам трудно?

(объявляю оценки за урок)

11.Домашнее задание

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: группа А – страница 38 правило, упражнение 85 (по заданию), группа Б – страница 38 правило, упражнение 85 (по заданию и обозначьте причастный оборот как член предложения).





Урок по русскому языку на тему: «Действительные и страдательные причастия»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока : познакомить учащихся со значением действительных и страдательных причастий;

Задачи: 

  • научиться различать действительные и страдательные причастия;
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • прививать любовь к русскому языку.
  1. Структура урока:
  2. Организационный момент.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Синтаксический разбор предложения.

  5. Работа по учебнику.

  6. Тренировочные упражнения.
  7. Устная работа.
  8. .Работа по группам
  9. Подведение итогов урока

  10. Домашнее задание

     

     

Автор Козлова Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 47921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓