План
урока русского языка по теме:
«Деепричастие как особая форма глагола»
7 класс
Цель урока:
познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия.
Задачи урока:
1.Отработка
навыка отличия основного и добавочного действия.
2. Создание
мотивационной основы для восприятия учебного материала.
3. Воспитание
культуры общения, уважения к собеседнику.
4. Развитие
устной и письменной речи учащихся.
Ход урока.
I.
Орфографическая
пятиминутка.
Веселье, объявление, птичьи, белье, объехать, необъятный, соловьиный,
сагитировать, сэкономить, съесть, добьемся, предъюбилейный.
II.
Выполнение тестовых
заданий с дальнейшей самопроверкой.
III.
Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и
цели урока.
2.Сопоставительный
анализ предложений.
Деревья радостно
трепещут, купаются в голубом небе.
Деревья радостно
трепещут, купаясь в небе голубом.
-Подчеркнуть
подлежащее и сказуемое в обоих предложениях.
- В каком
предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные?
- Во втором
предложении глагол трепещут выполняет основное действие, а
какое слово выполняет добавочное действие? Это и
есть деепричастие.
- Так что же
обозначает деепричастие?
- От какой части
речи оно образовано?
- Задайте вопрос к
деепричастию.
- Чем оно будет
являться в предложении?
- Можно ли его
изменить?
- Сформулируйте
правило о деепричастии самостоятельно.
- Прочитайте
правило в учебнике на странице 82.
Деепричастие
произошло от двух слов дее (деятель, деятельный) + причастие, то есть
причастность к действию. Деепричастие украшает глагол, дополняет его другими
действиями, как бы «дорисовывает» движение.
3.
Конструирование
предложений. Изменить предложение таким образом, чтобы одно слово обозначало
основное действие, а другое добавочное.
Белочка распушила
хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и
покрывал ее пушистым ковром.
Фонарь мигал и тускло
освещал улицу.
4.
Признаки глагола и наречия
у деепричастия. Составление схемы.
Деепричастие
Глагол Наречие
Вид неизменяемость
Возвратность синтаксическая роль
переходность
5.
Выполнение упражнения 179.
Определение синтаксической роли деепричастия.
6.
Творческая работа
(продолжить предложение)
Под голубыми небесами великолепными коврами, (блестя на солнце, снег
лежит.)
Раз царевна молодая, (милых братьев поджидая, пряла, сидя у окна.)
Волк ночью, (думая залезть в овчарню, попал на псарню).
IV.
Подведение итогов урока.
Создание генеалогического древа деепричастия
V.
Рефлексия.
VI.
Домашнее задание: упр.
180 или выписать из повести «Тарас Бульба» 6 предложений с деепричастиями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.