Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему " Фразеология" ( 5 класс)

Урок по русскому языку на тему " Фразеология" ( 5 класс)

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Фразеологизмы.»

Цели урока

Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.

Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

УУД: - предметные: совершенствовать приемы распознавания фразеологизмов. Выявить их эмоциональные, выразительные достоинства;

 -метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с  предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные) совершенствовать  умение  анализировать текст с фразеологическими оборотами; (коммуникативные) ;умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с различными источниками информации;

  -воспитательные: воспитывать способность к самоорганизации

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Постановка темы и цели урока

3. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы вспомним с вами материал из темы « Лексика». Что изучает « Лексика»?

Давайте вспомним, что такое прямое значение и переносное значение слов(ответы учащихся).

-Ребята, посмотрите на доску. На доске написаны слова: золотой, седая, волчий, железный.

Задание: составьте словосочетания с этими словами, чтобы у вас слова золотой, седая, волчий, железный были в прямом и переносном значении.

-Давайте проверим, что у нас получилось (ребята с места называют словосочетания, несколько словосочетаний записываем на доске и объясняем их значение).

-Скажите, а для чего мы в своей речи используем переносное значение?

4. Объяснение нового материала.

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Ну а теперь посмотрите кто пришел к нам сегодня на урок.

В роли «словаря» заранее подготовленный ученик

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

- Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа. В фразеологических оборотах запечатлен исторический опыт народа. Большая часть фразеологизмов была создана в непринужденных разговорах, а затем, повторяясь, фразеологические обороты закрепились в переносном значении в языке. Некоторые фразеологизмы пришли из речи профессионалов – ремесленников, например: без сучка, без задоринки, довести до белого каления. Некоторые фразеологизмы пришли из Библии и церковных книг: глас вопиющего в пустыни, на сон грядущий. Другие вошли в язык из переводов древнегреческих мифов: ахиллесова пята, сизифов труд. Фразеологизмов очень много и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно. Только я могу знать все значения фразеологических оборотов.

Фразеологический словарь рассказывает о происхождении следующих фразеологизмов:

зубы заговаривать ( стр.100)

из-под земли достать (стр.105)

назубок знать (стр.149)

5. Этап усвоения новых знаний.


- Что такое фразеология?


      Ребята, так что же такое фразеологизм?  (.Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов)

А как называется раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению (Фразеология) Записываем в тетрадь для орфограмм.

         Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Что мы узнаем ? Для чего нам это нужно в повседневной жизни? ( На уроке мы обобщим и систематизируем материал по данной теме. Изучение фразеологизмов поможет обогатить вашу речь.)   

Хорошо, мы повторили теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части.     

- Сегодня мы работаем в группах, выберите, пожалуйста, ответственного.

        - Прежде чем приступить к работе, вспомним правила для учащихся, работающих в группах.


«Правила работы в группах» .

        Правила для учащихся, работающих в группах.

         1. Критикуй идеи, но не человека.

        2. Поощряй участие каждого в обсуждении

        3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

        4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

        5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.

         6. Ищи рациональное в высказываниях других. 




 Задание 1.

         1 группа.  Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами. Распределите в два столбика.

        1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.


        2 группа. Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

        Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

        Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

        

3 группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

        (Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).       

   

        - Итак, закончили работу. Проверим. (…) Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание?

                (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний)        

         - Чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

(Ответ учеников)


Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

1. Любое слово можно заменить другими словами.

1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию.

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3. Не создаются в процессе речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

    


  Задание для всех групп. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

         лед тронулся, проглотить язык, перегибать палку.



Задание 2

И снова в путь. Для  того чтобы мы научились и овладели навыками рифмовки, нам необходимо  подобрать нужные слова и добавить их в загадки.


Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
 Водой не разольёшь.


Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле
волочили ноги.


Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу,
Окажешь
медвежью услугу.


Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши вянут.


Ну а сейчас самое интересное. Вы должны нарисовать рисунки подсказки  по данным фразеологизмам. С помощью рисунков – подсказок другая группа должна отгадать фразеологизм.


( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши,

язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую,)



Задание 3.



Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.


Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 ( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)


Задание 4.



Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.


О том кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Ответы:
У него семь пятниц на неделе.
Фома неверующий.
Мухи не обидит.
Китайские церемонии.
У него язык без костей.
Между двух огней.




Напишите мини- сочинение по одному из фразеологизмов.


Фразеологизмов сегодня было названо много- проинсценируйте один из фразеологизмов.

Другая команда должна угадать ваш фразеологизм.



6. Рефлексия

Задания мы все выполнили. Ответственные каждой группы, охарактеризуйте работу своих товарищей, выставите им за активность оценки.

        - Итак, вспомните,  какова была цель нашего урока. (…)

        -Достигли ли мы этой цели?

                (Да, мы систематизировали наши знания по теме «Фразеологизмы, их роль в речи». Урок прошел интересно).

7. Домашнее задание

Творческое задание. Попробуйте с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования.



Урок по русскому языку на тему " Фразеология" ( 5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5  классе

по теме «Фразеологизмы.»

Цели урока

Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.

Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

УУД: - предметные: совершенствовать приемы распознавания фразеологизмов. Выявить их эмоциональные, выразительные достоинства;

 -метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с  предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные) совершенствовать  умение  анализировать текст с фразеологическими оборотами; (коммуникативные) ;умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с различными источниками информации;

  -воспитательные:  воспитывать способность к самоорганизации

 

Автор Державина Ирина Константиновна
Дата добавления 02.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1305
Номер материала 55490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓