Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему:

Урок по русскому языку на тему:

Русско –Акташская специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида

Альметьевского муниципального района РТ





Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание частицы не с глаголами».

Учитель первой квалификационной категории Гущина Р.А.



Цели урока:

  1. познакомить с отрицательной частицей НЕ;

  2. формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;

  3. познакомить с глаголами – исключениями;

  4. способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;

  5. способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

  6. воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к товарищам и бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК ( презентация), дидактические карточки, таблицы.

План урока.

  1. Организация класса

  2. Повторение ранее пройденного материала.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Сообщение темы и целей урока.

  5. Объяснение нового материала на основе наблюдений за языковым материалом.

  6. Тренировочные упражнения.

  7. Подведение итогов урока. Оценки.

  8. Домашнее задание.



Ход урока.

Организация класса.

Здравствуйте!

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Посмотрите, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

Повторение ранее пройденного материала.

Ребята, посмотрите в окно. Ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Весна одела природу в зелёный наряд. Такая красота не только радует глаз, но и улучшает настроение.

Слайд 1.( Картинка о весне.)

Вот в окно давно стучится

долгожданная весна.

Много радости и счастья

обещает нам она!

Всё вокруг преобразится,

всё распустится вокруг.

Так открой скорей окошко,

С добрым утром, милый друг!

Пусть к тебе заглянет солнце,

и исполнятся мечты.

Принесёт с собою чудо

этот тёплый день весны!

Я присоединяюсь к пожеланиям Вадима Красовицкого, автора стихотворения «С добрым утром!»

Задание. Устно определите спряжение выделенных глаголов.

Слайд 2

-Вспомните, какие глаголы относятся ко II спряжению?

- Назовите глаголы –исключения.

- Какие глаголы относятся к I спряжению?

- Назовите глаголы –исключения.

(На доске опорная таблица спряжения глаголов).

Проверка домашнего упражнения (264 с.206).



Слайд 3.

- Были ли затруднения при выполнении домашнего упражнения?

- Проверьте, верно ли вы определили спряжение у глаголов.

Почитали – почитать (2 спр.)

выходило – выходить (2 спр.)

грело – греть (1 спр.)

таяли – таять (2спр.)

уходила –уходить (2 спр.)

провожали – провожать (2спр.)

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы будем работать над правописанием частицы НЕ с глаголами.

Тема урока : «Правописание частицы НЕ с глаголами.»

Слайд 4.

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами.»

В тетрадях запишите число, классная работа, тему урока.

Объяснение нового материала.

- Ребята, вы часто ходите в лес? А все ли из вас знают , как надо вести себя в лесу? (Отвечают 2-3 ученика).

-Хорошо. Следующее задание о правилах поведения в лесу. Ребята, запомните эти правила и передайте их друзьям.

Слайд 5. (Картинка природы)

(На экране картинка природы, а ученикам раздаются дидактические карточки.)

  1. Работа по карточкам. (Фронтальная работа. Наблюдение за языковым материалом)

Прочитайте текст. (Вслух читает ученик).

Друг леса не ломает веток. Он не сдирает с деревьев кору и не подрубает корни. Друг леса не разводит костры в лесу, не разоряет гнёзда и не берёт яйца и птенцов из гнезда.

Назовите глаголы вместе с частицей НЕ.( На доску прикрепляются глаголы с этими частицами).

Как вы думаете, какой смысл глаголам придаёт частица НЕ? (Отрицательный.Частица НЕ говорит о том, что действие не совершается).

Как пишется НЕ с глаголами?(Раздельно).

Какой можно сделать вывод?

Слайд 6.

Вывод.

Частица НЕ придаёт глаголам отрицательное значение.

НЕ пишется с глаголами раздельно.

  1. Работа по учебнику.

Откройте книги на странице 206, прочитайте правила на 206 и 207 страницах.

Гимнастика для глаз.

Зажмурьте глаза. Широко откройте их.(3 раза).

Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. (3 раза).

Повращайте глазами по кругу. (3 раза).

  1. Спишите текст о правилах поведения в лесу. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Тренировочные упражнения.

  1. Выполните творческую работу. (Письменно)

Слайд 7.

1 группа. Восстановите пословицы, добавив в них подходящие по смыслу глаголы с частицей НЕ.

За двумя зайцами погонишься – ни одного … .

Слово не воробей, вылетит … .

Кто не работает, тот … .

Волков бояться – в лес … .

Семеро одного … .

Под лежачий камень вода … .

( 2 и 3 группам карточки. Задание читает учитель).

2 группа. Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами из слов для справок.

3 группа. Спишите пословицы . Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Проверка. Зачитывание пословиц.

- Ребята, вам понятен смысл пословиц? Как вы понимаете 1 пословицу? и т.д.( Если за несколько дел возьмёшься, то трудно будет довести их до конца. Прежде, чем что – сказать, подумай. Если будешь бездельничать. То ничего не добьёшься. Если не будет уверенности в себе, то трудно будет чего –то добиться. Многие не хотят ждать одного. Если ничего не делать , работа с места не сдвинется.)

Физпауза. (упражнения на дыхание и физзарядка).

  1. Работа с таблицей. ( Надоску прикрепляется таблица)

Прочитайте глаголы.

Ненавидеть

Негодовать

Нездоровится

Скажите, в чём особенность этих глаголов?( В них частица НЕ пишется слитно).

Как думаете, почему в этих глаголах частица НЕ пишется слитно? ( Потому что эти глаголы без частицы НЕ не употребляются)

Слайд 8.

  1. Подберите синонимы к глаголам:

Ненавидеть –

Негодовать –

Нездоровится –

(Повторить определение синонимов).

Слайд 9.

Запишите и запомните.

Ненавидеть – не любить, презирать

Негодовать – злиться, возмущаться

Нездоровится – болеет

Слайд 10.

  1. Творческая работа «Доскажи словечко». Попробуем рифмовать стихи. Вы должны подобрать подходящие по смыслу глаголы с частицей НЕ.

Пусть родник никогда не заглохнет,

И зелёная ветвь ------------------------ .

Я хорошим быть старался,

Я с девчонками------------------------ .

Дождь. Но я в поход собрался,

Я грозы ------------------------ .

Стрекочет сорока, стрекочет

Никто её слушать ----------------- .

- Как вы напишите в стихах глаголы с частицей НЕ? (Раздельно)

Работа выполняется устно и самостоятельно письменно.

2 гр. получает карточки с глаголами, которые надо вставить.

5. Работа по учебнику. Откройте книги на странице 207, разберём домашнее упражнение 267.

Прочитайте задание к упражнению. ( Ученик читает вслух). Прочитайте текст

упражнения.(Ученик читает). Какие глаголы передают состояние тишины и покоя?

(Дремлет, не шумит, не поёт, не кричит). Подчеркните карандашом ( 3 группа) НЕ с глаголами.

  1. группа учат стихотворение и готовятся писать его по памяти.

  2. группа учат стихотворение и готовятся писать его под диктовку.

3 группа списывают текст и подчёркивают глаголы с частицей НЕ.

Самостоятельная работа в парах по карточкам.



Составьте памятку в парах о том, как избавиться от вредных привычек.

Вставьте, где надо, частиц НЕ .

Девочек --- дёргать за косички.

---- бегать на переменах.

На роках ------ говорить с соседом.

---- перебивать старших.

---- рисовать на партах.

Проверка.

Проверим, какая памятка у вас получилась. (Устное зачитывание)

Итог урока.

Слайд 11.

Как пишется НЕ с глаголами?



НЕ с глаголами пишется слитно




НЕ с глаголами пишется раздельно

Если слова не употребляется без НЕ







Негодовал, ненавидел, нездоровится










Не спал, не бегал, не писал



Оценки комментируются.















Урок по русскому языку на тему:
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока: 1) познакомить с отрицательной частицей НЕ;

                    2) формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;

                     3) познакомить с глаголами - исключениями;

                     4) способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;

                      5) развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

                       6) воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к товарищам и бережное отношение к природе.

В урок включена презентация. Устная работа сочетается с письменной. На уроке предусмотрена фронтальная, групповая и индивидуальная работы. На основе наблюдений за языковым материалом учащиеся делают выводы по  изучаемой теме.

Автор Гущина Римма Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 360
Номер материала 52684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓