Русско –Акташская специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида
Альметьевского
муниципального района РТ
Урок
русского языка в 7 классе на тему: «Правописание частицы не с глаголами».
Учитель
первой квалификационной категории Гущина Р.А.
Цели
урока:
1)
познакомить
с отрицательной частицей НЕ;
2)
формировать
умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;
3)
познакомить
с глаголами – исключениями;
4)
способствовать
развитию речи учащихся, внимания, логического
мышления;
5)
способствовать
формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
6)
воспитывать
интерес к русскому языку, внимательное отношение к товарищам и бережное
отношение к природе.
Оборудование:
ПК ( презентация),
дидактические карточки, таблицы.
План
урока.
1.
Организация
класса
2.
Повторение
ранее пройденного материала.
3.
Проверка
домашнего задания.
4.
Сообщение
темы и целей урока.
5.
Объяснение
нового материала на основе наблюдений за языковым материалом.
6.
Тренировочные
упражнения.
7.
Подведение
итогов урока. Оценки.
8.
Домашнее
задание.
Ход
урока.
Организация
класса.
Здравствуйте!
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Посмотрите, всё ль в порядке: книжки, ручки и
тетрадки.
Повторение
ранее пройденного материала.
Ребята,
посмотрите в окно. Ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Весна одела
природу в зелёный наряд. Такая красота не только радует глаз, но и улучшает
настроение.
Слайд
1.( Картинка
о весне.)
Вот в окно давно стучится
долгожданная весна.
Много радости и счастья
обещает нам она!
Всё вокруг преобразится,
всё распустится вокруг.
Так открой скорей окошко,
С добрым утром, милый друг!
Пусть к тебе заглянет солнце,
и исполнятся мечты.
Принесёт с собою чудо
этот тёплый день весны!
Я
присоединяюсь к пожеланиям Вадима Красовицкого, автора стихотворения «С добрым
утром!»
Задание. Устно определите спряжение
выделенных глаголов.
Слайд
2
-Вспомните,
какие глаголы относятся ко II
спряжению?
-
Назовите глаголы –исключения.
-
Какие глаголы относятся к I спряжению?
-
Назовите глаголы –исключения.
(На
доске опорная таблица спряжения глаголов).
Проверка
домашнего упражнения (264 с.206).
Слайд
3.
-
Были ли затруднения при выполнении домашнего упражнения?
-
Проверьте, верно ли вы определили спряжение у глаголов.
Почитали
– почитать (2 спр.)
выходило
– выходить (2 спр.)
грело
– греть (1 спр.)
таяли
– таять (2спр.)
уходила
–уходить (2 спр.)
провожали
– провожать (2спр.)
Сообщение
темы и целей урока.
Сегодня
мы будем работать над правописанием частицы НЕ с глаголами.
Тема
урока : «Правописание частицы НЕ с глаголами.»
Слайд
4.
Тема:
«Правописание частицы НЕ с глаголами.»
В
тетрадях запишите число, классная работа, тему урока.
Объяснение
нового материала.
-
Ребята, вы часто ходите в лес? А все ли из вас знают , как надо вести себя в
лесу? (Отвечают 2-3 ученика).
-Хорошо.
Следующее задание о правилах поведения в лесу. Ребята, запомните эти правила и
передайте их друзьям.
Слайд
5. (Картинка
природы)
(На
экране картинка природы, а ученикам раздаются дидактические карточки.)
1.
Работа
по карточкам. (Фронтальная работа. Наблюдение за языковым материалом)
Прочитайте
текст. (Вслух
читает ученик).
Друг
леса не ломает веток. Он не сдирает с деревьев кору и не подрубает корни. Друг
леса не разводит костры в лесу, не разоряет гнёзда и не берёт яйца и птенцов из
гнезда.
Назовите
глаголы вместе с частицей НЕ.( На доску прикрепляются глаголы с этими частицами).
Как
вы думаете, какой смысл глаголам придаёт частица НЕ? (Отрицательный.Частица НЕ говорит о
том, что действие не совершается).
Как
пишется НЕ с глаголами?(Раздельно).
Какой
можно сделать вывод?
Слайд
6.
Вывод.
Частица
НЕ придаёт глаголам отрицательное значение.
НЕ
пишется с глаголами раздельно.
2.
Работа
по учебнику.
Откройте книги на странице 206, прочитайте правила на 206 и
207 страницах.
Гимнастика
для глаз.
Зажмурьте
глаза. Широко откройте их.(3 раза).
Посмотрите
вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. (3 раза).
Повращайте
глазами по кругу. (3 раза).
3.
Спишите
текст о правилах поведения в лесу. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.
Тренировочные
упражнения.
1.
Выполните
творческую работу. (Письменно)
Слайд
7.
1 группа. Восстановите пословицы,
добавив в них подходящие по смыслу глаголы с частицей НЕ.
За двумя зайцами погонишься – ни
одного … .
Слово не воробей, вылетит … .
Кто не работает, тот … .
Волков бояться – в лес … .
Семеро одного … .
Под лежачий камень вода … .
( 2 и 3 группам карточки. Задание
читает учитель).
2 группа. Дополни пословицы
подходящими по смыслу глаголами из слов для справок.
3 группа. Спишите пословицы .
Подчеркните глаголы с частицей НЕ.
Проверка. Зачитывание пословиц.
- Ребята, вам понятен смысл пословиц?
Как вы понимаете 1 пословицу? и т.д.( Если за несколько дел возьмёшься, то
трудно будет довести их до конца. Прежде, чем что – сказать, подумай. Если
будешь бездельничать. То ничего не добьёшься. Если не будет уверенности в себе,
то трудно будет чего –то добиться. Многие не хотят ждать одного. Если ничего не
делать , работа с места не сдвинется.)
Физпауза. (упражнения на дыхание и
физзарядка).
2.
Работа
с таблицей.
( Надоску прикрепляется таблица)
Прочитайте глаголы.
Ненавидеть
Негодовать
Нездоровится
Скажите, в чём особенность этих глаголов?( В них частица НЕ
пишется слитно).
Как думаете, почему в этих глаголах частица НЕ пишется
слитно? ( Потому что эти глаголы без частицы НЕ не употребляются)
Слайд 8.
3.
Подберите
синонимы к глаголам:
Ненавидеть –
Негодовать –
Нездоровится –
(Повторить определение синонимов).
Слайд
9.
Запишите
и запомните.
Ненавидеть
– не любить, презирать
Негодовать
– злиться, возмущаться
Нездоровится
– болеет
Слайд
10.
4.
Творческая
работа «Доскажи словечко». Попробуем рифмовать стихи. Вы должны подобрать подходящие по
смыслу глаголы с частицей НЕ.
Пусть родник никогда не заглохнет,
И зелёная ветвь ------------------------ .
Я хорошим быть старался,
Я с девчонками------------------------ .
Дождь. Но я в поход собрался,
Я грозы ------------------------ .
Стрекочет сорока, стрекочет –
Никто её слушать ----------------- .
- Как вы напишите в стихах глаголы с частицей НЕ? (Раздельно)
Работа выполняется устно и самостоятельно письменно.
2 гр. получает карточки с глаголами, которые надо вставить.
5. Работа по учебнику. Откройте книги на странице 207, разберём домашнее
упражнение 267.
Прочитайте
задание к упражнению. ( Ученик читает вслух). Прочитайте текст
упражнения.(Ученик
читает). Какие глаголы передают состояние тишины и покоя?
(Дремлет,
не шумит, не поёт, не кричит). Подчеркните карандашом ( 3 группа) НЕ с
глаголами.
1
группа учат стихотворение и
готовятся писать его по памяти.
2
группа учат стихотворение и
готовятся писать его под диктовку.
3 группа
списывают текст и подчёркивают глаголы с частицей НЕ.
Самостоятельная работа в парах по карточкам.
Составьте памятку в парах о том, как избавиться от вредных
привычек.
Вставьте, где надо, частиц НЕ .
Девочек --- дёргать за косички.
---- бегать на переменах.
На роках ------ говорить с соседом.
---- перебивать старших.
---- рисовать на партах.
Проверка.
Проверим, какая памятка у вас получилась. (Устное
зачитывание)
Итог урока.
Слайд 11.
Как пишется НЕ с глаголами?
НЕ с глаголами пишется слитно
|
НЕ с глаголами пишется раздельно
|
Если слова не употребляется без НЕ
Негодовал, ненавидел, нездоровится
|
Не спал, не бегал, не писал
|
Оценки
комментируются.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.