Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах" (6 класс)

Название документа Правописание -тся и -ться в глаголах.ppt

Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь вр...
[Три браца пошли купаца] ? На каком языке записано предложение?
Два братца пошли купаться, Два братца купаются, а один на берегу валяется
Как же нам быть с этим знаком, Ставить его или нет? Надо, чтобы сами глаголы ...
Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Люди ссорятся, а воеводы кормят...
Существительное болит переносица чистая водица белая курица острая спица				 ...
«Белый снег пушистый в воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится»
Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём...
Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу? «Если мягкий знак в вопросе, то...
Параграф 84. Теория. Сочинить небольшой рассказ, заключив его пословицей.
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь время
Описание слайда:

Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь время, услышать шорох, вырастить отросток, подвезти к станции, наблюдать за чижом. Грамматическая зарядка

№ слайда 3 [Три браца пошли купаца] ? На каком языке записано предложение?
Описание слайда:

[Три браца пошли купаца] ? На каком языке записано предложение?

№ слайда 4 Два братца пошли купаться, Два братца купаются, а один на берегу валяется
Описание слайда:

Два братца пошли купаться, Два братца купаются, а один на берегу валяется

№ слайда 5 Как же нам быть с этим знаком, Ставить его или нет? Надо, чтобы сами глаголы Люд
Описание слайда:

Как же нам быть с этим знаком, Ставить его или нет? Надо, чтобы сами глаголы Людям дали ответ Э.Успенский

№ слайда 6 Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Люди ссорятся, а воеводы кормятся.
Описание слайда:

Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Грамоте учиться – вперед пригодится

№ слайда 7 Существительное болит переносица чистая водица белая курица острая спица				 Гла
Описание слайда:

Существительное болит переносица чистая водица белая курица острая спица Глагол собрание переносится не стоит с ним водиться вулкан курится ему не спится

№ слайда 8 «Белый снег пушистый в воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится»
Описание слайда:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится»

№ слайда 9 Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?
Описание слайда:

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь? Дело мастера … Кто любит трудиться, тому без дела не … Тот труда не боится, кто умеет … С песней и труд … Любишь …, люби и саночки возить. Друзья … в беде. Всё хорошо, что хорошо … не сидится кататься познаются боится кончается трудиться ладится  

№ слайда 10 Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу? «Если мягкий знак в вопросе, то ег
Описание слайда:

Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу? «Если мягкий знак в вопросе, то его в глагол мы вносим»

№ слайда 11 Параграф 84. Теория. Сочинить небольшой рассказ, заключив его пословицей.
Описание слайда:

Параграф 84. Теория. Сочинить небольшой рассказ, заключив его пословицей.

№ слайда 12
Описание слайда:

Название документа Сценарий.doc

Сценарий занятия по русскому языку в проблемно- эвристическом стиле


Автор: Кулеш С.А., учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района Томской области

Курс: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах

Учебно-методическое обеспечение:

  1. В.В.Бабайцева «Русский язык. Теория» (5-9 кл.).

  2. Г.К.Лидман-Орлова «Русский язык. Практика» (6 кл.)

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: Презентация, созданная в среде Power Point (12 слайдов, линейный тип).


Цель урока: формировать умение правильного написания -тся и –ться в глаголах.


Задачи урока:

Образовательные: формирование умения правильного написания -тся и –ться в глаголах, увеличение словарного запаса учащихся.

Развивающие: развитие познавательных и творческих способностей, внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные: формирование коммуникативных и организаторских умений, воспитание уважения к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

Тип урока:

  • урок усвоения новых знаний.

Форма урока:

  • урок-исследование.

Форма обучения:

  • самостоятельная работа;

  • фронтальная работа.

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации.


Методы:

  • проблемно-эвристические;

  • частично-поисковые;

  • объяснительно-иллюстративные.
















План проведения урока:

Этапы урока

Временная

Реализация

(мин.)

I. Организационный момент

1

II. Грамматическая зарядка

III. Погружение в тему урока:

  1. Создание проблемной ситуации.

  2. Работа по теме с элементом исследования.

  3. Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и личностные восприятия.

  4. Решение грамматических задач по теме.

  5. Лингвофизминутка.

  6. Синтаксическая пятиминутка.

  7. Творческое задание.

5


2

3


5

13

2

5

7

III. Итог урока. Заключительное слово учителя.

1

IV. Задание на дом.

1


Карта занятия (целенаправленная, методически выстроенная последовательность педагогических приемов, методов, технологий для достижения педагогических целей, а также анализ этапов занятия с точки зрения воздействия на определенные качества учащихся).


Комментарий хода урока

Время

(мин)


слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Приглашаем к работе, сообщение целей урока

1

1

Внимание, Память, дисциплина


Грамматическая зарядка

5

2


Аргументированность

Системность

Создание проблемной ситуации.


2

3


Гибкость, любознательность, рассуждения

Работа по теме с элементом исследования.


3

4-6

Внимание, организованность

Исследование

Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и личностные восприятия

5


Культура поведения, внимание, организованность

Мышление, умение слушать и слышать, восприимчивость к новому

Решение грамматических задач по теме.

13

7

Внимание

Аналитичность, аргументированность,

Лингвофизминутка.

2


Внимание, культура поведения

Умение слушать и слышать

Синтаксическая пятиминутка.

5

8


Аргументированность

Системность

Творческое задание.

7

9

Культура поведения, организованность

Самостоятельность, глубина рассуждений, культура диалога

Итог урока

1

10

Внимание дисциплина


Домашнее задание

1

11, 12




Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Грамматическая зарядка (по ранее изученным правилам орфографии). Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетради:

«Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь время, услышать шорох, вырастить отросток, подвезти к станции, наблюдать за чижом».

  1. Проблемная ситуация: На доске записана затранскрибированная фраза – [три браца пошли купаца].

- На каком языке написана фраза? (на языке транскрипции).

- Запишите её в соответствии с русской орфографией

(Три братца пошли купаться)

- Почему в глаголе купаться есть Ь?

- Начало какой загадки представляет это предложение?

- Кто помнит вторую часть? Давайте опишем.

Два братца купаются, а один на берегу валяется.

- Знаете ли вы ответ? (два ведра и коромысло)

- Почему в этих глаголах Ь нет?

  1. Объявление темы урока.

Как же там быть с этим знаком,

Ставить его или нет?

Надо, чтобы сами глаголы

Людям давали совет. (Э.Успенский)

  1. Работа по теме с элементами исследования:

а) Сравните два вопроса. В какой форме глагола мы их ставим? Запишем: Что делать? Что делает? (1 вопрос – к глаголу в неопределенной форме; 2 вопрос – к глаголу в настоящем времени).

б) Текст для анализа (дети работают у доски и в тетрадях):

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Люди ссорятся, а воеводы кормятся.

Грамоте учиться – вперед пригодится».

- Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением?

- С удвоенной согласной

- Объясните правописание -тся и -ться в глаголах, поставив к ним вопросы.


  1. Проблемно-эвристическая беседа:

- Есть ли разница в произношении глаголов на –тся и –ться? (звучат они одинаково)

- Кто-нибудь догадался, по какому опознавательному признаку мы можем найти орфограмму –тся и –ться в глаголах?

- Есть ли в произношении этих слов общая особенность, на которую мы с вами могли обратить внимание? (на конце данных глаголов мы произносим звуки [ца], это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы)

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы - [ца] на конце слова?

Косы светлые венком

Под платком из ситца.

Настя месяц за станком,

А станка боится.

- Давайте запишем эти слова (ситца, боится) на доске. Есть ли в этих словах орфограмма тся и –ться в глаголах? (в слове ситца – нет, хотя слышим сочетание звуков [ца], потому что ситец – это имя существительное)

- Значит, мы не точно назвали опознавательный признак. Как его можно назвать точнее?

- Класс приходит к выводу, что приметой изучаемой орфограммы будет [ца] на конце глаголов.

  1. Решение грамматических задач:

а) Послушайте отрывки из стихотворений А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы [ца] на конце глаголов. Запишите их в тетрадь.

1) Вот-вот листва распустится,

Вот-вот придет тепло,

Ну, а пока распутица,

Дороги развезло.

2) Теперь я ученица,

Чернилами пишу.

Боюсь пошевелиться,

Сижу и не дышы

б) Обратите внимание на происхождение –тся, -ться [ца] в глаголах и не путать это с существительными на ца.

- В какой столбик вы запишете?

Существительное Глагол

болит переносица собрание переносится

чистая водица не стоит с ним водиться

белая курица вулкан курится

острая спица ему не спится

в) Вместо звука напишите нужные буквы:

- Я не люблю лечи[ц]а. Она лечи[ц]а от простуды.


  1. Лингвофизминутка. Немножко отдохнем. Закроем глазки, представим, что мы в зимнем лесу.

руки в стороны –пишем Ь хлопок над головой – Ь не пишем

нужно строиться дом строится

не стоит бояться он не боится

заливаться смехом красавцы веселятся

должны разлучиться надолго разлучаются


  1. Синтаксическая пятиминутка. Разбор предложения, составление схемы. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится».

  2. Устная работа

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?

  1. Дело мастера …

  2. Кто любит трудиться, тому без дела не …

  3. Тот труда не боится, кто умеет …

  4. С песней и труд …

  5. Любишь …, люби и саночки возить.

  6. Друзья … в беде.

  7. Всё хорошо, что хорошо …


не сидится

кататься

познаются

боится

кончается

трудиться

ладится


  1. Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу?

«Если мягкий знак в вопросе,

то его в глагол мы вносим»

  1. Домашнее задание: & 84; сочините небольшой рассказ, заключив его пословицей.



Список литературы


  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. -336с.

  2. Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К.: Русский язык. Практика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. -272с.

  3. Александрова Г. Занимательный русский язык. – СПб: Тригон, 1997. – 656с.

  4. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.

  5. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995. – 136с.

Урок по русскому языку на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стиле. Для учащихся 5-6 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету, как русский язык, возможен только тогда, когда учитель в своей работе активны применяет нестандартные формы урока. Данный урок поможет сделать уроки русского языка еще более яркими и насыщенными, пробудит активность, творчество и любознательность у учащихся.

Автор Кулеш Светлана Анисимовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1055
Номер материала 48990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓