Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Повторение имени прилагательного" (5 класс)

Урок по русскому языку на тему "Повторение имени прилагательного" (5 класс)

Урок по русскому языку 5 класс

Тема: «Повторение имени прилагательного».


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя:


- Сегодня на уроке мы заканчиваем путешествие по удивительному городу Имя Прилагательное (Слайды 1-2). Долгое время мы знакомились с его достопримечательностями: разнообразными интересными качествами и свойствами. Это очень крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей (употребляемых слов) он занимает третье место (после Существительного и Глагола).

Так что же это за город такой Имя Прилагательное?

Давайте перейдём к научному языку. Я начинаю фразу, а вы продолжаете (Слайды 3-6):


Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….


- Давайте попробуем разобрать предложение и вспомним морфологический разбор имени прилагательного (Слайд 7). Запись на доске и в тетрадях:

Вода в горной3 речке холодна4.


3. К нам в гости пришли герои из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (Слайды 8-9). Митрофанушка покажет нам свои знания. Послушайте его внимательно. Согласны ли вы с его утверждениями?

Сценка.

Учитель: …Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Учитель: дверь, например, какое имя существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Учитель: Котора дверь? Вот эта!

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.

Учитель: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.


- Итак, прилагательное (Слайды 10-11). Почему у него такое странное название? К чему оно «прилагается»? Кто его вечный спутник?


4. Как имена прилагательные согласуются с существительными?

Запишите словосочетания, определите род, число и падеж прилагательных:

Мягким снегом, от ласковых лучей, прекрасная погода, хорошему другу, в большой корзине.


5. Какими по форме бывают имена прилагательные?

На слайде стихотворение (слайды 12-13), найдите в нём краткие прилагательные.

-Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь.

- Как изменяются краткие прилагательные?

- Как пишутся прилагательные с основой на шипящую?

- Что вы можете сказать об особенностях постановки знаков препинания в этом стихотворении?


6. А теперь поиграем. Я называю вам полные прилагательные, образуйте их краткие формы:

Близкий, узкий, красивый, могучий, колючий, белый, свежий, горячий, богатый.


7. Оказывается, прилагательные очень часто используются в одном из видов устного народного творчества – загадках. Сейчас «загадочная пауза» (Слайды 14-17).

1. Бежит свинка,

Железная спинка,

Льняной хвостик.

(Иголка с ниткой)

2.Сам алый,

Сахарный.

Кафтан зелёный,

Бархатный.

(Арбуз)

  1. Земля беленькая,

А птички на ней

Чёрненькие.

(Книга)

8. А сейчас посмотрите на записанный на доске и слайде (Слайд 18) эпиграф. Какая часть речи подразумевается в этом стихотворении?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (В.В. Волина)

- Верно, имя прилагательное. Представьте себе ровную асфальтированную дорогу (Слайды 19-21) и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие дороги, а как радует глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёная трава, высокие деревья, голубое небо, красные ягоды земляники…

Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. А как часто мы используем прилагательные сейчас, когда наступает весна и просыпается после зимнего сна природа. Каждый день мы замечаем в ней какие-то новые краски (Слайды 22-23).


9. А поскольку так незаметно мы с вами заговорили о весне, то сейчас я вас попрошу написать сочинение-миниатюру по данному началу (Слайд 24).


Сочинение-миниатюра.

Первое дыхание весны.

Наступила весна. Оглянитесь вокруг. Вы увидите…


А вот то, что вы можете увидеть весной, вам нужно написать в своём сочинении, используя самые разнообразные имена прилагательные.


10. Итак, сегодня на уроке мы с вами закончили изучение темы «Имя прилагательное». Давайте ещё раз вспомним, что это за часть речи?


11.(Слайд 25) Домашнее задание: упражнение № 584 (устно). Подготовиться к словарному диктанту. Найти и записать в тетради пословицы и поговорки о весне.


Урок по русскому языку на тему "Повторение имени прилагательного" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Уважаемые коллеги! Данный урок Вы можете использовать при повторении изученного материала по теме "Имя прилагательное" в 5 классе.

В доступной и увлекательной форме учащиеся вспомнят различные виды разбора, орфограммы и морфологические особенности имени прилагательного, отгадают загадки. Предлагаю также поставить сценку из комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", после просмотра которой ребята ответят на вопрос: "Согласны ли они с мнением Митрофанушки?"

В конце урока можно написать сочинение-миниатюру по предложенному началу: "Наступила весна. Оглянитесь вокруг. Вы увидите...".

Автор Сорокина Елена Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 422
Номер материала 32818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓