Урок по русскому языку 5 класс
Тема: «Повторение имени прилагательного».
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы заканчиваем путешествие по
удивительному городу Имя Прилагательное (Слайды 1-2). Долгое время мы
знакомились с его достопримечательностями: разнообразными интересными
качествами и свойствами. Это очень крупный город в государстве Морфология.
Достаточно сказать, что по количеству жителей (употребляемых слов) он занимает
третье место (после Существительного и Глагола).
Так что же это за город такой Имя Прилагательное?
Давайте перейдём к научному языку. Я начинаю фразу, а
вы продолжаете (Слайды 3-6):
Имя прилагательное – это…, которая обозначает…,
отвечает на вопросы…, в предложении является….
- Давайте попробуем разобрать предложение и вспомним
морфологический разбор имени прилагательного (Слайд 7). Запись на доске
и в тетрадях:
Вода в горной3 речке холодна4.
3. К нам в гости пришли герои из комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» (Слайды 8-9). Митрофанушка покажет нам свои знания.
Послушайте его внимательно. Согласны ли вы с его утверждениями?
Сценка.
Учитель: …Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Учитель: дверь, например, какое имя существительное
или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Учитель: Котора дверь? Вот эта!
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот
у чулана неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.
Учитель: Так поэтому у тебя слово «дурак»
прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
- Итак, прилагательное (Слайды 10-11). Почему у него такое
странное название? К чему оно «прилагается»? Кто его вечный спутник?
4. Как имена прилагательные согласуются с существительными?
Запишите словосочетания, определите род, число и падеж прилагательных:
Мягким снегом, от ласковых лучей, прекрасная
погода, хорошему другу, в большой корзине.
5. Какими по форме бывают имена прилагательные?
На слайде стихотворение (слайды 12-13), найдите в нём краткие
прилагательные.
-Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь.
- Как изменяются краткие прилагательные?
- Как пишутся прилагательные с основой на шипящую?
- Что вы можете сказать об особенностях постановки знаков препинания
в этом стихотворении?
6. А теперь поиграем. Я называю вам полные прилагательные,
образуйте их краткие формы:
Близкий, узкий, красивый, могучий, колючий,
белый, свежий, горячий, богатый.
7. Оказывается, прилагательные очень часто
используются в одном из видов устного народного творчества – загадках. Сейчас «загадочная
пауза» (Слайды 14-17).
1. Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик.
(Иголка с ниткой)
2.Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зелёный,
Бархатный.
(Арбуз)
3. Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие.
(Книга)
8. А сейчас посмотрите на записанный на доске и слайде
(Слайд 18) эпиграф. Какая часть речи подразумевается в этом
стихотворении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо
знать, беречь! (В.В. Волина)
- Верно, имя прилагательное. Представьте себе ровную
асфальтированную дорогу (Слайды 19-21) и летнюю лесную поляну. Как
утомительно смотреть долгое время на серое однообразие дороги, а как радует
глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёная трава,
высокие деревья, голубое небо, красные ягоды земляники…
Всё это разнообразие передаётся с помощью
прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. А как часто мы
используем прилагательные сейчас, когда наступает весна и просыпается после
зимнего сна природа. Каждый день мы замечаем в ней какие-то новые краски (Слайды
22-23).
9. А поскольку так незаметно мы с вами заговорили о
весне, то сейчас я вас попрошу написать сочинение-миниатюру по данному началу (Слайд
24).
Сочинение-миниатюра.
Первое дыхание весны.
Наступила весна. Оглянитесь вокруг. Вы
увидите…
А вот то, что вы можете увидеть весной, вам нужно написать в своём
сочинении, используя самые разнообразные имена прилагательные.
10. Итак, сегодня на уроке мы с вами закончили
изучение темы «Имя прилагательное». Давайте ещё раз вспомним, что это за часть
речи?
11.(Слайд 25) Домашнее задание:
упражнение № 584 (устно). Подготовиться к словарному диктанту. Найти и записать
в тетради пословицы и поговорки о весне.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.