Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему

Урок по русскому языку на тему

Скачать материал

                                            Урок русского языка.

9 класс

Тема: «Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.

Задачи урока

Обучающая  – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

Развивающая  – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;

Воспитательная – воспитание любви к родному языку, литературе;

 

На уроке, который является интегрированным, поскольку основан на межпредметных связях (русский язык и литература), учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений, совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, на этом уроке используются мультимедийные средства обучения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Воспроизведение теоретической части по блоку (методика «полетного» повторения по В.Ф. Шаталову).(3м.)

1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...
2.  Сложносочиненные предложения  – это такие предложения, в которых...
3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...

4. Сложная  синтаксическая  конструкция – это такое предложение, в котором...
3. Создание проблемной ситуации.(1м.)

- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?

4. Работа с текстом (3м.)

Задание: прочитайте текст, который видите на слайде

Тихо было все на небе и на  земле,  как  в  сердце  человека  в  минуту

утренней  молитвы;  только  изредка  набегал  прохладный  ветер  с  востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись  в  путь;  с  трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из  сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть,  она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера  отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел  под  ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала  в  голову,   но   со   всем   тем   какое-то   отрадное   чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то  весело,  что  я  так высоко над миром:  чувство  детское,  не  спорю,  но,  удаляясь  от  условий общества и  приближаясь  к  природе,  мы  невольно  становимся  детьми;  все приобретенное отпадает от души, и  она  делается  вновь  такою,  какой  была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

 Ответьте на вопросы:

- каков стиль речи данного текста?

- определите автора и название произведения;

- какие синтаксические конструкции используются в тексте?

 

(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи).

 

- Почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

5. Сообщение темы урока и его цели. (2м.)

-Предлагаю вам самим  сформулировать тему нашего урока. Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”.

Цель нашего урока - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Работа с эпиграфом к уроку.

Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Это не случайно (текст эпиграфа на доске).

 Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”.

Последуем же совету писателя: поучимся.

 

 

 

 

6. Схематический диктант.(3-5м.)

Ø Прочитайте предложения, назовите произведение, (повесть “Бэла”).

Ø  Найдите соответствие схем к  данным предложениям.

Ø Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор?

Ученики читают предложения. Проверка на интерактивной доске.

     1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать   Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.

           [ ] , (когда…), (что…) ;  [ ] ;  [ ] - [ ] .

2. Тут   открылась   картина   довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша  опиралась  на  два  закопченные столба, была полна народа.

 [ ] : […,  (которой…), … ].

         3. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.

(Когда…), [ ] : [ ].

Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.

7.  Игра “Домино” 5-7м.

Слово учителя.

Дальше нас ждет занимательная игра “Домино”. У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема.  Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Один ученик читает предложение вслух, в это время другой представитель группы чертит на доске схему.

-  Какого литературного героя вы узнали по этой характеристике?

- Какую роль при составлении этих характеристик и словесных портретов сыграли сложноподчиненные предложения?

Можно предложить каждой группе по 2 предложения: ССК и СПП.

 

 

 

 

 

8 . Конструирование текста.(15-17м.)

Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представит себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.

Ученики работают самостоятельно, в группах.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.

 

Проверка: представитель группы  читает восстановленный  текст, затем на экране появляется оригинал (слайд), комментируют знаки, указывают тип предложения.

- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор,   изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном  небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой  листок не шевелился, и  весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное  побрякивание русского колокольчика.

 

Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.

9. Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”5-7м.

Задание: выпишите из романа Лермонтова по одному предложению подобного вида, составьте схему. ( можно поработать в парах)

Учащиеся работают самостоятельно, вслух зачитывают предложения, указывают вид связи.

 

10. Подведение итогов урока (2м.)

Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (эпиграф на интерактивной доске)

(Ученик читает вслух)

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?

(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи)

 

11. Домашнее задание (1м.)

Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но  не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроке, который является интегрированным,поскольку основан на межпредметных связях(Русский язык и литература) учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений,совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Также систематизируются знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора  и постановке знаков препинания между частями сложных синтаксических конструкций .

Развитие образного и логического мышления, овладение приемами учебной деятельности. Воспитание любви к родному языку и литературе, к родному краю. Любовь к прекрасному.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 990 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2467
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 486
    • DOCX 30 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бурова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бурова Ольга Александровна
    Бурова Ольга Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1733
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе