Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему

Урок по русскому языку на тему

Тема: Правописание гласных в окончаниях прилагательных 5 класс


Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) умения согласовывать прилагательные с существительными;

б) способности к написанию гласных в окончаниях прилагательных, используя вопросы от определяемого слова;

- развитие:

 орфографической зоркости;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: раздаточный материал (карточка с текстом),

Необходимое оборудование: учебник, проектор.


                          Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Каждый новый урок – это открытие, и я рада видеть вас на уроке. Начнем наш урок с небольшого блиц-опроса.


- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

- Какие части речи вы знаете? (самостоятельные и служебные

-Какие части речи являются самостоятельными? (Существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, наречие)

- Какие части речи являются служебными (союз, предлог, частица)

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Прилагательные качественные, относительные, притяжательные).

- Вы хотите расширить свои знания о наречиях? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы много знать, чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

 

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения того, что знаем по теме: «Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»)

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение проверочной работы).

-Предлагаю для  проверочной работы: часть учащихся выполняют самостоятельно задание, а остальные работают с текстом:


Манюня – комнатн… собачка. Она стала больш…, крепк…собачкой. Морда у нее была хорош…: на золотист… шерсти красиво выделялись черн… глаза, и уши были длин… завит…, словно их завил искусн… парикмахер

(один учащийся работает у доски, остальные  - в тетрадях).

- Учащиеся по цепочке работают по тексту, комментируют изученную на прошлом уроке тему: «Прилагательные качественные, относительные и притяжательные».

(Комнатная – относительное, поскольку не может иметь признака в большей или в меньшей степени

Большой – качественное, поскольку можно образовать сложное прилагательное путем повтора и т.д.)


-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»? (Материал усвоен на достаточном уровне)

-Посмотрим, как справились наши одноклассники с заданием. Весь класс проверяет выполнение и определяет: «разряды прилагательных указаны верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Прилагательные качественные, относительные, притяжательные»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все ли орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием гласных в окончаниях имен прилагательных).

- Попробуйте объяснить, какие буквы вы вставили в окончаниях имен прилагательных (Учащиеся пытаются самостоятельно определить, какие буквы нужно поставить на месте пропуска)

III. Выявление места и причины затруднения.

-Какова же проблема? (выбор букв в окончаниях).

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (научиться выбирать написание букв в окончаниях прилагательных)

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Гласные в окончаниях имен прилагательных)

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

комнатн…

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В слове пишется окончание -ая, потому что оно относится к существительному собачка , отвечает на вопрос какая? и употребляется в именительном падеже ).

-Еще какие наблюдения  вы провели? (существительное и прилагательное употребляется в одних и тех же формах(единственное число, женский род, именительный падеж))

- Отчего же зависит написание окончаний в прилагательных? Можно сделать вывод? ( От вопроса, от существительного, к которому оно относится, от падежа).

 - Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  эталон. Кто попробует?

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. Слова больш…, крепк.. имеют окончание –ой, так как отвечают на вопрос какой?, употребляется в творительном падеже, слово хорош… имеет окончание –а, поскольку отвечает на вопрос какова? ...)

-Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске пример: тяжел… ношей, пожарн… собаки, об удивительн… животном.

Что  вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

(В слове тяжел… напишем окончание – ой, потому что оно относится к слову ношей отвечает на вопрос какой и употребляется в творительном падеже, в слове пожарн… напишем окончание –ые, потому что относится к слову собаки, отвечает на вопрос какие? И употребляется в именительном падеже, в слове об удивительн… напишем окончание –ом, потому что относится к слову животном , отвечает на вопрос коком? И употреблено в предложном падеже)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной буквы в окончании имен прилагательных)

  V1. Первичное закрепление во внешней речи.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Работать будем с текстом в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Первые два слова разберем все  вместе для образца

Часто в больш… и маленьк… городах во время пожара остаются в домах дети. Их нельзя вытащить, потому что они от испуга прячутся и молчат, а густ… дым мешает их рассмотреть. Поэтому в Лондоне пожарные держат собак, которые приучены спасать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей. Ее звали Боб.

Однажды загорелся дом. Когда пожарные подъехали к дому, из него выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетн… девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что маленьк… дочь была жива. Пожарные ласкали собаку, но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь жив…. Они пустили собаку. Боб побежал в дом и скоро принес что-то в зубах. Это оказалась больш… кукла. Все расхохотались.

(Больш… и маленьк… - в словах пишется окончание –их, так как они относятся к существительному городах и отвечают на вопрос каких? И употребляется в творительном падеже)

Дальше продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: вставить пропущенные буквы в упражнении. Кто закончит раньше, придумает и запишет 2-4 предложения с данной орфограммой (На работу 5- 6 минут.)6 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:

  1. Найти существительное, с которым связано прилагательное;

  2. Задать вопрос от существительного к прилагательному;

  3. Определить падеж существительного

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

  V111. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласных букв в окончаниях имен прилагательных)

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  учащиеся работают с текстом, предложенным учителем, выполняя следующие задания : списать текст, вставить буквы в окончания прилагательных, для этого определив существительные, с которыми они связаны, задать вопрос и определить падеж.

На доске:

  1. Найди существительное, к которому относится прилагательное

  2. Задай вопрос

  3. Определи падеж


В вестибюле станции метро "Менделеевская" находится памятник бродяч… собаке, который называется «Сочувствие». Бронзов… пес, который лежит на постаменте, почесывая задн… лапой ухо, призван напомнить людям, что в этом мире они в ответе за всех жив… существ, и особенно за тех, кто слабее и зависит от них. Появлению бронзов… дворняги предшествовала нашумевшая история, в переходе станции "Менделеевская" был жестоко убит пес Мальчик, который там, при станции метро, и жил.

Его хорошо знали и любили пассажиры, опекали работники подземки. По рассказам очевидцев происшествия, молоденькая девушка, фотомодель Юлия Романова, шла по переходу со своим стаффордширск… терьером. Увидев спящего Мальчика, она вдруг попыталась натравить на бродягу своего любимца, а потом достала нож и нанесла собаке шесть ударов в грудь, спину и область паха. Спасти Мальчика не удалось. Экспертиза признала Романову невменяемой.

(на проекторе показать памятник «Сочувствие»)


hello_html_518def99.jpg

Работа по тексту:

  1. Какая проблема поднята в данном тексте? (бездушное отношение к животным)

  2. А можете ли вы назвать примеры бездушного отношения людей к собакам? (да, это брошенные людьми и ставшие бродячими собаки)

  3. А знаете ли вы, какую пользу приносят собаки? (собаки – спасатели в горах или на воде, сторожевые собаки, которые охраняют хозяев и нашу страну от врагов и непрошенных гостей, собаки – поводыри, которые специально обучены для того, чтобы слепые с их помощью могла передвигаться по улице, еще есть собаки, на которых проводят опыты, это жестокость со стороны людей по отношению к братьям нашим меньшим)


Выполнение работы проходит по эталону, записанному на доске.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию гласных в окончаниях имен прилагательных).

- В чем суть правописания данных корней? (написание гласных в окончаниях имен прилагательных зависит от существительных, к которым они относятся, от вопроса, на который они отвечают и от падежа)).

-Какие затруднения мы испытали? (не всегда правильно определяли существительное, к которому прилагательное относится)

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  гласных в окончаниях имен прилагательных).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 ?

 Научился выбирать гласную в падежных окончаниях прилагательных, но остались вопросы по теме

 

    !

 Научился проверять написание падежной гласной в окончаниях прилагательных. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился проверять написание гласной в падежных окончаниях прилагательных и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять написание гласных в окончаниях прилагательных , но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. 673

2 Кто научился проверять написание гласных в окончаниях имен прилагательных, то скажите себе «Я работал хорошо!» и составьте несколько предложений о любимом животном.

3. Кто научился проверять написание гласных в окончаниях прилагательных и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите пословицы о собаках.

4. Задания для умников и умниц!

По толковому и этимологическому словарям узнайте, что означает слово сенбернар. Найдите легенды, связанные с этим словом (1 группа) .

Найдите информацию о памятниках собакам(2 группа)

-Оценка учебной деятельности класса.

-Молодцы, сегодня вы прекрасно справились с заданием.







Урок по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок "Правописание гласных в окончаниях прилагательных"  входит в систему уроков в 5 классе по теме «Имя прилагательное».

Целью данного урока является :

-формирование:

а) умения согласовывать прилагательные с существительными;

б) способности к написанию гласных в окончаниях прилагательных, используя вопросы от определяемого слова;

- развитие:

 орфографической зоркости;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

При переходе на ФГОС второго поколения важно научить детей "добывать" самостоятельно материал, необходимо, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс обучения.

Автор Ильина Светлана Геннадьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 502
Номер материала 16553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓