Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему:

Урок по русскому языку на тему:

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: ОНЗ, базовый уровень

Учитель Дударева Марина Михайловна

Вступление

Урок русского языка в 3 классе по теме «Устойчивые выражения». Урок составлен по УМК ПНШ, базовый уровень.

Цель данного раздела- сформировать у детей представление, что такое «устойчивое выражение», выяснить как они вошли в нашу речь. Предметом нашего исследования стали устойчивые выражения, которые часто используются в современном русском языке, детской литературе. На уроке учащиеся активно использовали фразеологизмы в своей речи. Сначала ученики обращаются к словарю фразеологизмов, чтобы узнать значение выражения «Собачий холод», « Кот наплакал», «Спустя рукава». В произведениях детской литературы, в русских народных сказках, сказках А.С. Пушкина и некоторых других произведениях часто встречаются такие выражения, как «умыть руки», «белены объелся», « бить баклуши», « белая ворона», «глухая тетеря», «горе луковое». В чем же смысл подобных не всегда понятных выражений? И как они появились? Итак, предметам нашего исследования стали устойчивые выражения, которые часто используются в современном русском языке, детской литературе.

При дальнейшем знакомстве с устойчивыми выражениями удалось выяснить, что они относятся не только к человеку, а также могут характеризовать его действия и поступки, описывать его труд или сравнивать какие-либо события. Устойчивые выражения делают нашу речь намного разнообразней, богаче. Красоту языка можно понять и оценить, только зная их настоящий смысл.




Тема-

Цель:

Дать понятие «устойчивые выражения»; обогатить речь учащихся устойчивыми выражениями.


Устойчивые выражения

Задачи:

Образовательные: ввести термин «устойчивые выражения», учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и антонимах

Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся.

Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.

Формировать УУД:

Личностные:

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу

  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку

Коммуникативные УУД:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)

  • Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации


Познавательные УУД:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Развивать умение работать с разными видами учебной информации.

  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания

Планируемый результат

Личностные:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)

  • Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

  • Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
    Метапредметные:

Регулятивные УУД : Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию;

Предметные: учащиеся научатся находить устойчивые выражения и объяснять их смысл; заменять устойчивые выражения одним словом.

Основные понятия: устойчивые выражения

Ресурсы: основные и дополнительные

1)Русский язык. I часть, 3 класс, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова

2)Русский язык2часть,3класс ,М.Л.Каленчук,О.В.Малаховская,Н.А.Чуракова

3)Карточки с заданиями

Организация пространства: Коллективные способы обучения


Технология проведения

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

2.Деятельность учеников Психологический настрой к учебной деятельности

3Деятельность учителя Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация

4.Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Ребята, сегодня на уроке русского языка мы продолжаем путешествовать в мире «Слов», а сейчас пожелаем друг - другу успехов, хорошего настроения, удачи. А теперь начинаем работать

5.Планируемые результаты: Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

2.Деятельность учеников-Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

3Деятельность учителя-Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

4. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.

Орфографическая работа.

- А теперь слушайте внимательно загадку, а отгадку пишем в тетрадях, подчеркиваем орфограммы.

а) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор,врач)

- Как можно назвать слова врач и доктор? (Эти слова синонимы, потому что близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос, но разные по звучанию и написанию)

- Какую роль играют синонимы в речи? (Делают нашу речь точной, выразительной) Где мы можем искать синонимы? (есть словари синонимов)

5. Планируемые результаты: Предметные Актуализируются знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез для сравнения., выбор оснований

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

III Совместное открытие нового знания

Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока

2. Деятельность учеников Участие в беседе после прослушивания истории. Вместе с учителем формулируют тему и цели урока.

. 3Деятельность учителя Организация диалога




4.Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Организация открытия нового знания.


1) - А сейчас послушайте историю.

Недавно Миша пришёл на занятие клуба после игры в футбол – уставший, возбуждённый. Он никак не мог успокоиться, вертелся и всем мешал. Анишит Йокоповна сказала:

- Миша, возьми себя в руки.

Миша обхватил себе руками, постоял так минуточку и разочарованно протянул:

- Не помогает…

Анишит Йокоповна рассмеялась:

- Ты меня неправильно понял. Есть такое выражение: «взять себя в руки». Это значит контролировать свои чувства и поступки. В нашем языке есть такие особые выражения, которые нельзя понимать буквально. Они употребляются в переносных значениях, делая нашу речь яркой и точной.

2)- Ребята,вспомните,что сказала Анишит Йокоповна Мише?

- Что интересного вы заметили?

- Как понять выражение «взять себя в руки?»

-Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости


- Давайте вместе назовём тему нашего сегодняшнего урока. (Что такое устойчивые выражения)

- Чему мы должны научиться на этом уроке?

- Уметь понимать смысл устойчивых выражений, применять их в речи.

- Для этого напишем столбиком три выражения и вместе заменим одним словом каждое из них:

Душа в пятки ушла –

Витать в облаках-

Зарубить на носу-



Вывод:

Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости.

- Всегда ли просто подбирать устойчивые выражения?

-Для этого имеется «Словарь устойчивых выражений» в учебнике «Русский язык», часть 2 с.157.

5. Планируемые результаты: Предметные Умение слушать, отвечать на вопросы,ознакомление с термином «устойчивые выражения»

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

2. Деятельность учеников Объясняют смысл устойчивых выражений, пишут слова парами

3Деятельность учителя Организует и корректирует объяснение

4. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Организация работу по учебнику

- А сейчас поработаем по учебнику. Открыли учебники, нашли упражнение 103 на с.113.. Прочитайте предложение и найдите в нём устойчивое выражение (работа в парах)

Пятёрок у него в дневнике - кот наплакал.

- Как ты понимаешь смысл выражения «кот наплакал»: пятёрок много или мало?

5. Планируемые результаты Умение объяснять значение устойчивых выражений

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме


V. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: Организовать с самостоятельное выполнение учащимися



2. Деятельность учеников Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой


3Деятельность учителя.Организация самостоятельной работы по карточкам

4. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Организация работу по карточкам с последующей самопроверкой

- У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – устойчивые выражения из второго столбика и провести между ними соединительную линию. Часто меняет решения . Мухи не обидит

Ничему не верят Язык без костей

Безобидный человек 7 пятниц на неделе

Очень болтливый Фома неверующий



5 Планируемые результаты.Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли


Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI.Включение в систему знаний и повторений



2. Деятельность учеников Слушают, читают, отвечают на вопросы, находят устойчивые выражения

Составляют текст


Цель: повторить и закрепить знания о синонимах, антонимах

3Деятельность учителя.Организация учебного диалога

4.Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Работа со словарём устойчивых выражений

1)Упр.105 с.114

Найдите в словаре выражение, противоположное по значению выражению «кот наплакал».

2)Найдите в словаре устойчивые выражения с близкими значениями




3) Упр.104 Творческое задание. Придумайте небольшой рассказ ,в который вошли бы выражения «кот наплакал» и «собачий холод».

5 Планируемые результаты..Уметь находить антонимы и синонимы в словаре, уметь объяснять роль устойчивых выражений в речи

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли


Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

3Деятельность учителя.Организует фиксирование темы и цели урока. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности





2. Деятельность учеников.Отвечают на вопросы, самооценка

4. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов И так, скажите тему урока?

- Что такое устойчивые выражения? Какую роль играют они в нашей речи?

Что у вас на уроке получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

5. Планируемые результаты Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .


Список используемой литературы:

1.Бархин К.Б.;.Культура слова, К.Б. Бархин-М Работник просвещения

2. Вострикова Т.И.- Астрахань: Изд.дом «Астраханский ук-т; 2010г

Профессионально-педагогический диалог на уроке русского языка : структурно-содержательные особенности и речевая организация: монография

3. Культура письменной речи «Русский язык». Словарь фразеологизмов

4. Курганов С.Ю.-М: Просвещение, 2010 г.Ребенок и взрослый в учебном диалоге/

5.Литература учителю





Урок по русскому языку на тему:
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Устойчивые выражения». Урок составлен по УМК ПНШ, базовый уровень.

Цель данного раздела- сформировать у детей представление, что такое «устойчивое выражение», выяснить как они вошли в нашу речь.  Предметом нашего исследования стали устойчивые выражения, которые часто используются в современном русском языке, детской литературе. 

Сначала ученики обращаются к словарю фразеологизмов, чтобы узнать значение выражения «Собачий холод», « Кот наплакал», «Спустя рукава». В произведениях детской литературы, в русских народных сказках, сказках А.С. Пушкина и некоторых других произведениях часто встречаются такие выражения, как «умыть руки», «белены объелся», « бить баклуши», « белая ворона», «глухая тетеря», «горе луковое». В чем же смысл подобных не всегда понятных выражений?  И как они появились?  Итак, предметам нашего исследования стали устойчивые выражения, которые часто используются в современном русском языке, детской литературе. 

Автор Дударева Марина Михайловна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1139
Номер материала 12493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓