Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку для 6 класса "Морфология наречия"

Урок по русскому языку для 6 класса "Морфология наречия"

Речевой жанр открытого урока. Развернутый план-конспект открытого урока по морфологии наречия в 6 классе.




I. Методическое обоснование конспекта урока.


1. Значение и место темы в разделе «Морфология».

Данный урок взаимосвязан с предыдущим изучением раздела «Морфология» - «Деепричастие» и открывает серию уроков по изучению наречия, категории состояния и служебных частей речи.

2. Анализ используемого материала.

2.1. В основу урока положены материалы, задания, упражнения школьных учебников по русскому языку: Русский язык 5-6 классов под редакцией М.Т. Баранова.

2.2. Содержание теоретического материала (термины, понятия и итоговые утверждения):

- наречие буквально «приглаголие» - находится в лексико-грамматической связи с глаголом;

- наречие активно употребляется в устной и письменной речи;

- наречие почти неизменяемая часть речи;

- наречие – это знаменательная часть речи;

- наречия пишутся слитно или через дефис; раздельное написание характерно для наречных выражений.

2.3. Анализ языковых фактов. Он направлен на интерес к языку, осуществляется с позиций научного подхода.

3. Выбор методов и пути освоения материала.

3.1. Главным методом освоения материала является метод беседы, применимый эвристический характер.

3.2. Степень сложности материалы Это сложная тема по морфологии.

3.3. Уровень подготовки учащихся.

3.4. Возрастные особенности учащихся (6 класс).

4. Определение объема знаний и умений:


знания

умения

Основные морфологические признаки и свойства наречия (неизменяемость)

1. определять морфологические признаки наречия;

2. определять зависимость от других частей речи;

3. комментировать происхождение и правописание наречий.

5.Анализ упражнений по теме занятия:

- стиль заданий и текстов: упражнения взяты нейтрального и книжного стилей.

- формулировка: все задания имеют четкую формулировку, отсутствие неточностей.





6. Составление системы упражнений по теме урока (рассчитано на несколько уроков по изучению темы):


Этап урока

Характер взаимодействия

Упражнения учебника и дополнительные материал

Форма работы

Ознакомление с новым материалом

Работа с классом, беседа, работа продуктивного характера

Упр. № 688

Выполнение задания с комментированным обсуждением

Закрепление

Индивидуальная работа репродуктивного характера

Задание на карточках

Выполнение задания по образцу

Закрепление

1 ученик у доски + индивидуальная работа репродуктивного характера

Дополнительный материал из методического пособия под ред. Л.Т. Григорян

Выполнение задания

по образцу


7. Освоение нового материала.


Трудности

Причины

Пути устранения

Наречие – это почти неизменяемая часть речи

Статус степеней сравнения наречий

Изучить степени сравнения наречий

Словообразование наречий

Словообразовательный статус корней и аффиксов

Исторический комментарий

Написание наречий

Традиционные признаки орфографии

Дифференциация наречий и наречных выражений


8. Формы контроля знаний и умений на разных этапах урока (рассчитано на несколько уроков по изучению темы):


Этап

Цели и задачи

Виды и формы контроля

Организующее выступление учителя

Выявить предыдущий опыт

Работа со школьными упражнениями

Осмысление материала

- развивать умение анализировать изучаемое

Опрос, беседа

Закрепление материала

Закрепить умение анализировать

Работа с материалами теста

Подведение итогов

Проверка усвоения изученного

Ответы с места, фронтальный опрос

Домашнее задание


Осуществить взаимосвязь изученного с последующим материалом

Текстовый контроль

Выставление оценок

Стимуляция учащихся к последующей активной деятельности на уроках

5-ти бальная система оценок

9. Средства обучения.


Виды средств обучения

Название средств обучения

Этапы урока

Цель применения

Учебное пособие

Карта заданий

  1. Организующее выступление учителя;

  2. Осмысление материала;

  3. Закрепление материала;

  4. Подведение итогов;

  5. Домашнее задание.

Переосмысление ранее изученного материала


10. Возможности использования межпредметных связей при изучении темы.


Учебный предмет

Какие сведения используются

С какой целью используются

Способ применения

Химия, физика

Полуслитное написания наречий

Для изучения процесса изготовления берестяных грамот.

Для изучения состава пищи

Работа с учебником или

Работа с рецептами

Музыка

Группа адвербиальных калек используемых для перевода музыкальных терминов

Для расширения словарного запаса

Работа со словарем иностранных слов



  1. Разработка урока по морфологии наречия.



Пhello_html_m635b8ffa.gifлан урока:

  1. Организующее выступление учителя. 5 мин.

  2. Осмысление материала; 20 мин.

  3. Закрепление материала; 15 мин.

  4. Подведение итогов; 2 мин.

  5. Домашнее задание. 2 мин.

  6. Выставление оценок 1 мин.









1. Организующее выступление учителя.


- Здравствуйте, ребята, садитесь. – В тетрадях отступили строчку, записали число. Классная работа. Сегодня мы приступим к изучению новой для вас темы, это тема «Наречие как часть речи». Но для начала мы проверим, какие части речи в русском языке существуют?


(В русском языке существуют следующие части речи: Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (дополнительно ученики называют особые формы глагола – причастие и деепричастие).

Задание №1: 1 Ученик у доски, остальные в тетради. Записать предложение, определить, какой частью речи является каждое слово в предложении.

сущ. прич. сущ. сущ. прил. прил. сущ. глаг. сущ.

Огнем охвачен край небес и длинный красный луч пронизывает лес.


2. Осмысление материала.

- Хорошо, молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, это наречие. И целью нашего урока закрепить полученные знания о наречии как части речи; выявить главные особенности этой части речи, узнать, каковы правили написания наречий.


Задание №2: Упражнение №688.

А. Работа по развитию речи.

- О чем текст, какова его основная мысль?

(текст об особенностях возрастов людей; передача автором мысли о привязанности доброго сердцем и душой человека к животным).

Б. Выполнение задания по образцу. Работа с классом с комментированным обсуждением.

- Попробуйте найти в тексте словосочетаний, в которых выделенные слова обозначают:

1) признак действия, 2) признак признака.


(1) признак действия: живо вообразил, умильно смотрит, днем спит, ночью ходит.

2) признак признака: необыкновенно юркий, необыкновенно почтителен, вечно смеющийся.)


- Какой частью речи являются выделенные слова?

(наречия).


3. Закрепление материала.


Задание: Индивидуальная работа на карточках.

Расставьте пропущенные знаки препинания, в каких предложениях выделенные наречия использованы для более точного выражения мысли?


КАРТОЧКА №1. Берестяную грамоту после находки нельзя развертывать немедленно: она может растрескаться и погибнуть. Ее нужно распарить в горячей воде и осторожно вымыть кистью. Расслаивание вымытой грамоты совершенно необходимое, хотя и крайне опасное действие. При высыхании разные слои берёсты ведут себя по-разному: одни сжимаются больше, другие – меньше. Берестяное письмо просушивают начерно полотенцем и помещают между стеклами, под которыми ему нужно сохнуть принимая постепенно форму плоского листа. Грамоту читают и фотографируют и тщательно перерисовывают создавая документы, способные заменить подлинник, частое обращение к которому нежелательно.


(после выполнения работы) – Ребята, какой вопрос вы задавали к наречию, выполняя задание и пытаясь ответить на вопрос задания?

(как?).

(Для более точного выражения мысли использовании наречия: совершенно, немедленно, т.к. они предают экспрессивную окраску).

- Как вы написали наречие «по-разному». (ответа аргументированного не последовало).


[УЧИТЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИНФОРМИРУЕТ УЧАЩИХСЯ О ТРАДИЦИОННОМ ВЫБОРЕ НАПИСАНИЯ НАРЕЧИЙ, И О ЧЕМ РЕЧЬ ПОЙДЕТ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ, ОСТАВЛЯЯ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ОТКРЫТЫМ.]


4. Подведение итогов.


- Итак, сегодня мы познакомились с новой частью речи – наречие. Узнали, что наречия отвечают на вопрос «как?» или «каким образом?». Тема «Наречие» очень сложная тема, и не один урок нужно ей посвятить, чтобы иметь полное представление об этой загадочной и интересной части речи. Существует еще масса вопросов, на которые нам необходимо ответить: как пишутся наречия? Какую роль выполняют в предложении? Для чего они служат, кроме как более точного выражения мысли? и т.д.



5. Домашнее задание.

§ 123. Ознакомиться. Упражнение 692 (по заданию).

Примерный текст:

Исправьте ошибки в тексте
С начала мы встали и по прежнему тихонько пошли бок о бок   в перёд . Вскоре  не в далеке мы увидели виновника шума. Медведь средней величины возился наверху скалы около большой липы. Дерево росло почти  в плотную около скалы, сплошь покрытой кустарником. Медведь нацыпочках добывал мёд. Он стоял на задних лапах и куда то как будто тянулся. Протиснуть лапы в дупло ему мешали камни. Медведь был не терпеливый, а решительный. Он тряс дерево изо всей силы, чтобы наесться  до сыта. Вокруг улья вились пчёлы и жалили его в голову. Медведь  со слепу тёр морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле с лева  на право.

Мало-помалу он утомился, сел на землю  по-человечески и, раскрыв рот, стал смотреть на дерево, по видимому  что то соображая.  За тем он  в миг залез на вершину. Взобравшись наверх, он протиснулся между скалой и деревом и, упершись передними и задними лапами в камни, начал сильно давить спиной в дерево.

Дерево подалось по немногу  в перёд. Тогда он переменил положение и, упершись спиной в скалу, стал лапами давить на дерев. Липа затрещала и рухнула наземь.



- Откроем, ваша задача озаглавить текст, списать, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначить падежи выделенных местоимений. (Рассматриваем на примере первое предложение). – Кому не понятно как выполнять домашнее упражнение?


  1. Выставление оценок.

Примерные задания в помощь учителю:


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

 

Вариант 1

 

Уж небо осенью дышало. Как стало невтерпеж, прислали ко мне. Она недавно вышла замуж. Наташа распахнула настежь окно. Несколько раз он провел рукой наотмашь. Налево - лес, направо - Енисей. Снова тучи надо мною. Стало сызнова смеркаться. Все наелись досыта. они горячо апплодировали выступавшему. Береги честь смолоду. Двор понемногу заполнялся гостями. Представители враждебной стороны вели себя вызывающе. Изредка она плеснет легонько волной в берег и замолчит.

 

Вариант 2

Сказал по-немецки, по-осеннему холодный дождь, по осеннему небу, мало помалу стемнело, все-таки поступил по-своему, где-то, когда-то, давным-давно, запомнить крепко-накрепко, хлопотать по-пустому, говорить с глазу на глаз, согласиться в конце концов, приехать нежданно-негаданно, оделся шиворот-навыворот, двигаться осторожно, шаг за шагом, тратить время попусту, точь-в-точь.

Вариант 3

Друзья навеки, встретимся послезавтра, схватить в охапку, нагрубить с горяча, упал замертво, напротив дома, простились до завтра, яйца вкрутую, биться врукопашную, вплотную к стене, успокоились понемногу, говорили наперебой, выставить напоказ, возвратиться вовремя, сыграть вничью, вдвое больше, свести на нет, брать на ура, уйти восвояси, попасть впросак, смотреть вперед и вверх, раскинуться вширь и вдаль, наконец добрались до реки, смотреть в упор, затвор щелкал впустую, сначала подумай, в начале осени, во время поездки, настолько красиво, все собрались вовремя, пить чай вприкуску, расстроившись вконец, говорить вполголоса, отказать наотрез, наполовину завядшие, разбить в пух и в прах, поднять насмех, танцевать до упаду.



 

  Преподавателю: Данный диктант проводится с учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль степени освоения учащимися правил правописания наречий.





Урок по русскому языку для 6 класса "Морфология наречия"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка представляет собой сценарий урока, в котором учащиеся не только познакомятся с частью речи НАРЕЧИЕ, но и будут учиться видеть его в тексте, слышать в речи.

Этот урок стоит в центре всего курса 6 класса, занимает значительное место в ряду уроков, обучающих морфологии частей речи. 

Данный урок взаимосвязан с предыдущим изучением раздела «Морфология» - «Деепричастие» и открывает серию уроков по изучению наречия, категории состояния и служебных частей речи.

Содержание теоретического материала (термины, понятия и итоговые утверждения):

            - наречие буквально «приглаголие» - находится в лексико-грамматической            связи с глаголом;

            - наречие активно употребляется в устной и письменной речи;

            - наречие почти неизменяемая часть речи;

            - наречие – это знаменательная часть речи;

 

            - наречия пишутся слитно или через дефис; раздельное написание характерно для наречных выражений.

Автор Савельев Владимир Сергеевич
Дата добавления 31.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1447
Номер материала 55333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓