Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку для 6 класса "Местоимение"

Урок по русскому языку для 6 класса "Местоимение"

Урок по русскому языку в 6 классе. «Местоимение»


Тип урока: комбинированный.

Тема: Местоимение как часть речи.

Аннотация: На тему «Местоимение как часть речи» отводится 2 часа. Этот урок второй по теме, ее определяют следующие цели:

  • закрепить полученные знания о местоимении как части речи;

  • научиться находить местоимения в тексте (определять их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении), правильно употреблять их в речи;

  • способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

На уроке, как и на предыдущем, отрабатываются общие принципы характеристики данной части речи, органически сочетается изучение нового с повторением изученного материала (правописание местоимений). Благодаря этому продолжаем формировать речевые умения и навыки, навыки грамотного письма.

Для решения поставленных целей используются следующие методы и приемы: сравнение и сопоставления (местоимения и существительные), самостоятельная работа, сопутствующее повторение. Используемые методы и приемы воспитывают способность активно мыслить, выводят ребят из состояния пассивного участия в учебной работе, повышает творческий потенциал. В конечном итоге, все это способствует вовлечению учеников в конструктивный диалог, созданию творческого союза «учитель – ученик».

Оборудование: Учебник «Русский язык. 6 класс» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, раздаточный материал (фрагмент сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес», текст с речевыми ошибками).

hello_html_m80b1b71.gif

План урока:

  1. Организационный момент. 3 мин.

  2. Опрос правил. 4 мин.

  3. Закрепление. Работа с карточкой №1. 10 мин.

  4. Частичный синтаксический разбор предложения. 3 мин.

  5. Задание на определение формы местоимения. 5 мин.

  6. Устное упражнение-разминка. 5 мин.

  7. Работа с карточкой №2. 4 мин.

  8. Комментированный диктант. 5 мин.

  9. Домашнее задание § 68, упр.392. 4 мин.

  10. Подведение итогов урока. 1 мин.

  11. Выставление оценок. 1 мин.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. – В тетрадях отступили строчку, записали число. Классная работа. Местоимение как часть речи. Сегодня мы продолжаем изучение новой большой темы. И цель наша закрепить полученные знания о местоимении как части речи, научиться находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи;

II. Опрос правил.

Вызвать одного ученика к доске для ответа, другие ученики с места задают вопросы по теме местоимение.

Например: Что такое местоимение?

(М. – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).


Как изменяется местоимение?

(М., как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам).

Какова синтаксическая роль в предложении?

(В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями).

Какие бывают местоимения по значению и грамматическим особенностям?

(Личные, возвратные, вопросительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные).

(Оценка).


III. Закрепление.


- У вас на партах лежит карточка с фрагментом из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Это стихотворение состоит из одних местоимений.

- Сначала я прочитаю его.


Я знаю, с ней ты говорил

И с ним, конечно, тоже.

Она сказала: «Очень мил,

Но плавать он не может».


Там побывали та и тот

(Что знают все на свете).

Но, если б делу дали ход,

Вы были бы в ответе.


Я дал им три, они нам – пять,

Вы шесть им посулили.

Но все вернулись к вам опять,

Хотя моими были.


Ты с нею не был вовлечен

В такое злое дело,

Хотя сказал однажды он,

Что все им надоело.


Она, конечно, сгоряча:

«Не спорь со мной напрасно».

Да, видишь ли, рубить с плеча

Не так уж безопасно.


Но он не должен знать о том,

(Не выболтай случайно).

Все остальное ни при чем,

И это наша тайна.


- Сейчас находим все местоимения, выписываем их, определяем разряд, морфологические признаки (род, число, падеж).

Контроль задания: (один ученик читает одно четверостишие и диктует написанное).

Я – лич.м., ед.ч., Им.п.

С ней – лич.м., ж.р.,ед.ч., Т.п.

Ты – лич.м. ,ед.ч., Им.п.

С ним – лич.м., м.р.,ед.ч., Т.п.

Она – лич.м., ж.р.,ед.ч., Им.п.

Он – лич.м., м.р.,ед.ч., Им.п.

Там – указ.м., Пр.п.

Та – указ.м., ж.р.,ед.ч., Им.п.

Тот – указ.м., м.р.,ед.ч., Им.п.

Все – опред.м., мн.ч. Им.п.

Вы – лич.м., мн.ч., Им.п.

Им – лич.м., мн.ч., Д.п.

Нам – лич.м., мн.ч., Д.п.

К вам – лич.м. мн.ч., Пр.п.

Моими – опред.м., мн.ч., Т.п.

Со мной – лич.м. ед.ч., Т.п.

О том – указ.м., м.р., Пр.п.

Наша – притяж.м., ж.р. Им.п.


- Последние 2 абзаца выполнить самостоятельно в тетради.


(ВЗЯТЬ 2-3 ТЕТРАДИ, ПРОВЕРИТЬ, ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКИ).


IV. Синтаксический разбор предложения (частичный).


- Следующее задание: Определить синтаксическую роль местоимений в предложении

(у доски).


Да, и такой, моя Россия,


Ты всех краев дороже мне.

А.А. Блок.


(ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ ПО РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫМ ТЕМАМ, ОЦЕНКА)


V. Задание на определение формы местоимения (на доске):


Нет (она, в Род.п.) – получил (она, в Род.п.)

Дал (он, в Д.п.) – пошел (он, в Д.п.)

Доволен (они, в Т.п.) – встретился (они, в Т.п.)


- Поставьте данные местоимения в нужную форму, обозначьте падежи и сравните падежные формы слева и справа (1 человек у доски).


Нет ее (Р.п.) – получил от нее (Р.п.)

Дал ему (Д.п.) – пошел к нему (Д.п.)

Доволен ими (Т.п.) – встретился с ними (Т.п.)


- Какой вывод напрашивается? (Звук Н появляется, если перед местоимением есть предлог).





VI. Устное упражнение-разминка. (Чтобы ученики немного отдохнули и расслабились).

Кроссворд – шарада (на доске). В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.


hello_html_7488a81e.gifhello_html_7488a81e.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m9534073.gifhello_html_m9534073.gifhello_html_m59492c59.gifhello_html_m59492c59.gifhello_html_m59492c59.gifhello_html_7d227518.gifhello_html_7d227518.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_m311f0002.gifhello_html_m311f0002.gifhello_html_m311f0002.gifhello_html_m311f0002.gifhello_html_m311f0002.gif6. Ответы:

1. Ямы

1. 2. Семь.

3. Тыква.

2. 4. Ящик.

5. Ябеда.

3. 6. (гл.слово) Местоимение.


4.


5.






    1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах?

    2. Сколько личных местоимений в слове семья?

    3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

    4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

    5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе – мелкая клевета или клеветник.


- Молодцы, с этим заданием вы справились, посмотрим, справитесь ли с другой задачей.


VII. Работа с карточкой №2.


- Посмотрите на карточку №2. В ней дан текст, его необходимо исправить и записать правильный вариант в тетрадь.


В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.


(ИСПРАВЛЕННЫЙ ТЕКСТ. В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром они пришли в лес. Была чудесная погода. В такую погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла девять белых грибов. Столько же нашел и внук.)


- Какие речевые недочеты вы заметили в этом тексте? Для чего нужны местоимения? (Повторы; чтобы избежать повторов; чтобы наша речь была грамотной и красивой).



VIII. Комментированный диктант. (упражнение из сборника Бароновой М.М.).


Задание: Подчеркните местоимения как члены предложения, назовите их морфологические признаки (у доски).


1) Что ты ржешь, мой конь ретивый?

2) Ласточка с весною в сени к нам летит.

3) В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.


IX. Домашнее задание. Повторить §68, письменно упр. 392.


- Откроем, ваша задача озаглавить текст, списать, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначить падежи выделенных местоимений. (Рассматриваем на примере первое предложение). – Кому не понятно как выполнять домашнее упражнение?


X. Подведение итогов урока.


- Сегодня мы говорили о местоимении как части речи. Скажите, что вы узнали нового о личных местоимениях, а какие знания закрепили?


(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. Местоимение, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями. Бывают личные, возвратные, вопросительные, указательные, определительные местоимения. При склонении местоимений появляется звук Н, если перед местоимением есть предлог. Местоимения нужны, чтобы избежать повторов в речи, чтобы она была грамотной и красивой).


- Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали!


XI. Выставление оценок.


Урок по русскому языку для 6 класса "Местоимение"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка предполагает собой сценарий урока по теме "Местоимение".

Данный урок предусматривает отработку общих принципов характеристики рассматриваемой части речи, органически сочетается изучение нового с повторением изученного материала (правописание местоимений). Благодаря этому в рамках урока продолжается работа над формированием речевых умений и навыков, навыков грамотного письма.

В разработку урока включены различные виды деятености на уроке, распределено время на каждый из разделов конспекта. 

 

Автор Савельев Владимир Сергеевич
Дата добавления 30.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1437
Номер материала 55325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓