Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»
Цель урока: закрепить знания о грамматических признаках
глагола.
Задачи:
- обретение
учащимися деятельностного освоения и целостного осознания глагола как части
речи;
-развивать мыслительные операции, речь, умение работать в группе;
-формирование познавательного интереса к предмету через использование
нестандартных форм обучения.
Тип урока: урок- обобщение.
Технология: критическое мышление.
Приемы
критического мышления:
синквейн, кластер, верные и неверные утверждения.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Технологическая карта
урока
1.Стадия вызова
|
2. Стадия
осмысления
|
3. Стадия
рефлексии
|
Ход урока:
Организационный
момент.
1 минута
I.
Стадия вызова.
Актуализация знаний
1. -Масленица, масленица, развесёлый
праздник!
Шуток, песен, танцев очень много разных.
На целую неделю веселье завела
И на русский язык к нам пришла.
- Один из древнейших праздников
русского народа – Масленица. Масленица празднуется в конце
февраля. Всю масленичную неделю веселится народ, провожая зиму, встречая весну.
2.
Постановка цели.
У каждого дня масленичной недели
своё название, свой обычай, с которыми мы с вами сегодня познакомимся. Проводим
Зимушку, встретим Весну-красну.
Музыкальная иллюстрация .
- Что можно делать под эту музыку? (Петь, танцевать,
веселиться…)
-Запишите
в тетрадь слова. Что они обозначают? (Действие предмета)
-Какая
часть речи обозначает действие предмета? (Глагол)
-
Сегодня на уроке мы закрепим тему «Глагол».
(Разворачиваю свиток, читаю)
Дети, велено до вас
Довести такой указ.
Заготовленный самой
Нашей матушкой-зимой.
Лени воли не давайте!
Всё о глаголах повторяйте!
Все получше отвечайте
И пятёрки получайте!
2. Стадия осмысления
-Открываем календарь Масленичной
недели.
В понедельник – встретенье.
На площади народ
Наряжает чучело
И водит хоровод.
-А мы знакомимся с первым заданием
нашего урока. “Верные и неверные утверждения”. (Индивидуальная работа учащихся)
- На доске написаны верные и
неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является
верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак - :
Глагол – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает?
Глаголы II
спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, –ите.
В глаголах гон..т, сине..т,
люб..т, перевод..т пишется окончание –ит.
Изменение глаголов по лицам и
числам называется склонением.
Глаголы несовершенного вида
обозначают законченность действия.
Глагол делится является возвратным глаголом.
(Работа в группах)
-Теперь поработайте в группах и сверьте свои индивидуальные
предположения с предположениями других ребят.
-Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений?
Сколько неверных?
-А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно
высказывание и доказывает его верность или неверность. (По одному человеку от
группы)
- Кто знает, без чего не
бывает Масленицы?
- Правильно, без блинов! Почему?
- Прочтите предложение. Найдите в нём
глагол.
На то и печь, чтобы блины печь.
Охарактеризуйте глагол.
- Что можно сказать о словах печь
и печь?
- Встретили Масленку, а теперь дальше
листаем масленичный календарь.
Вторник- ярмарка
Какой же праздник без коробейников?
В их коробах бывает много разного товара. А что есть для нас?
Подходите, приценяйтесь!
Покупайте, не стесняйтесь!
Только у нас, только для вас
Звонкая, весёлая ярмарка!
Из коробки представитель группы
берет карточку с заданием. (Вставить окончания глаголов)
1 группа.
- Интересная часть речи
В русском языке жив…т.
Кто что дела…т, расскаж…т:
Черт…т, пиш…т, иль по…т,
Вышива…т, или паш…т,
Или забива…т гол,
Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т —
Все расскаж…т нам ….. (глагол)
2 группа . Кто вперёд смотр…, тот
далеко вид… . Скаж…шь – (не) ворот…, напиш… - (не) сотрёшь. Чего (не) зна…,
того (не) говори. Родную мать никем (не) замен… .
- А сейчас вы узнаете, что же
происходит в остальные дни недели.
( Раздаются задания : произвести
морфологический разбор).
1 группа - Среда-лакомка.
Самый лучший день – среда.
Называют – лакомка.
2 группа - Четверток-
Разгуляй
Где песня поётся,
Там легче живётся.
3 группа- Пятница – гостевой
день.
- В пятницу все ходят в гости и
встречают гостей.
Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью.
С радостью великою,
С милостью богатою!
4 группа-Суббота – проводы.
Всю неделю народ веселится, играет.
А когда приходит время проводить Масленицу, в старину сжигали чучело,
олицетворяющее Масленицу . А пепел рассыпали по полям, чтобы был хороший
урожай.
- Ну а я хочу пожелать, чтобы у нас
был хороший урожай пятёрок и четвёрок.
(Самостоятельная работа с последующей
проверкой)
II.
Стадия рефлексии
Проводили
масленку
Добрую красавицу
До будущего года.
А мы здесь остались.
Скажите, чем мы занимались?
Инструкция
:составление кластера по теме.
Афиширование. Оценивание.
-О каком дне недели мы забыли?
-Наступает воскресенье -
День прощенья и любви.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь
и скажите: “Прости меня”.
5. Домашнее задание.
-В народе говорят: Праздник помни, а
будни не забывай.
Откройте дневники, поставьте оценки и
запишите домашнее задание: составить 10 тестовых вопросов по теме «Глагол»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.