Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку для 3 класса "Знакомство с понятием сложные слова"

Урок по русскому языку для 3 класса "Знакомство с понятием сложные слова"

Русский язык

3 класс

Автор: Роман Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №58 г. Пензы Пензенской области.

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»

УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык», 3 класс, в 2-х частях -

М.: Баласс, 2012; Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» - М.: Баласс, 2013; Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» для 3 класса – М.: Баласс, 2013.

Цель:

путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение

сложного слова, развивать чувство языка, обогащать словарный запас;

- выявлять характер букв соединительных гласных в сложных словах;

- развитие умений писать сложные слова с орфограммой-буквой соединительного гласного, объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.

- развивать любознательность, интерес к родному языку.

Оборудование:

карточки с заданиями для работы в группах, презентация к уроку, интерактивная доска, проектор, сигнальные круги красного, зеленого, желтого цвета для оценивания учащимися своих знаний, умений.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


I. Организационный момент.

Слайд 1

- Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

А кто из вас всегда готов

Сам раскрыть секреты слов?

Значит, на уроке вам нужно быть внимательными, наблюдательными, активными и … (дружными).



II. Актуализация знаний.










Откройте тетрадь.

Комментированная запись числа и слов «Классная работа» (с проговариванием орфограмм.)

Слайд 2

1. Повторение.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.

Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.

На слайде появляются таблички:


Безударные согласные удвоенные непроизносимые

Вспомните полные названия этих орфограмм.

- Что у них общего? (Орфограммы в корне слова)

Слайд 3

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Назовите способ проверки данных орфограмм.

2. Словарная работа.

Работа в парах.

Взаимодиктант (подготовка ведется дома).

Ученики диктуют по 3 слова друг другу, выделяют орфограммы.

Взаимопроверка.

Слайд 4

Одновременно идет индивидуальная работа у интерактивной доски (1 ученик).

-Вставь пропущенные буквы в слова:

Мес_ный, ус_ный, х_л_дный, оре_ки, л_сной, _гурец, в_южный, к_ льцо, а_ _уратный.

Выдели орфограммы.

Коллективная проверка.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

Открытие нового знания.








3. Проблемный вопрос.

- Составьте из первых букв новое слово (мухоловка).

- Кто это? (Птица)

Слайд 5

- Выделите орфограммы в этом слове.

Что для этого надо сделать? (Поставить ударение, выделить корень)

Я увидела в тетрадях учеников следующее:

Слайд 6

Проблема!hello_html_593ade80.gif

Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)

4. Решение проблемы.

Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)

Слайд 7

мухоловка – ловит мух.

Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.

Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

Есть ли корни -мух- и -лов- в слове мухоловка?

Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)

Выделение орфограммы (буквы парного согласного).

- А какова же роль буквы о между корнями? (Она соединяет два корня.)

Это тоже орфограмма, она называется соединительная гласная. Подчеркнем ее.

- Как же образовалось это слово? (С помощью сложения двух корней.)

- Кто встречался в нашей речи с такими словами?

Предположите, как они называются? (Сложные)

5. Формулирование темы и цели урока.

- Какова же будет тема нашего урока?

Слайд 8

Сравнение с темой в учебнике (с. 104)

- Запишите тему урока.

- Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Правильно писать сложные слова, отличать их от других слов, понимать их значение.)

- А еще на уроке мы попытаемся выяснить, нужны ли в речи сложные слова, определим их роль.

6. Планирование деятельности.

7. Открытие нового знания.

а) Знакомство с определением (с.106)

- Прочитайте определение и сравните с нашей формулировкой. Приведите свои примеры сложных слов.

б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных (работа в парах).

Слайд 9

Разделить слова на группы: водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка.

Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода. В третьей группе слова с корнем –пад-.

В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.)

Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)

В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем -вод- и с корнем -пад-.)

8. Физминутка.

Дети поднимают над головой руки, полусогнутые, как два корня, если слышат сложное слово.

Слова: летает, вертолет, водопад, водный, вход, выход, вездеход, добрый, добродушный, сладкий, сладенький, сладкоежка, лежит, лежебока.

9. Проблемная ситуация.

Слайд 10

а) Упр. 125 – развивается умение находить букву соединительного гласного, объяснять характер звука для выбора нужной буквы.

водопад мореход

долгоносик камнепад

глазомер пешеход

Почему слова записаны в два столбика?

Сделай предположение, почему в 1-м столбике – буква гласного о, а во 2-м – буква гласного е. (Подсказка: определи характер предшествующего согласного.)

10. Решение проблемы.

Как можно назвать букву между двумя корнями, которая их соединяет?

Сделайте вывод, как соединяются корни сложных слов и от чего зависит выбор соединительной буквы.

11. Открытие нового знания.

б) Работа над определением.

Слайд 11

- Чтение определения в учебнике (с. 106).

- Ответ на вопрос после определения.

- Сравнение с выводом, который звучал ранее на уроке: подтвердились ли предположения?

Что нового вы узнали из определения?

Как обозначается орфограмма?

Вывод: в сложных словах есть соединительные гласные, чаще всего о или е. Гласная о пишется после твердых согласных, е – после мягких согласных. После букв ж и ш пишется е.

- Какое умение мы сейчас формировали? (Умение работать с информацией.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникатив

ные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



IV. Развитие умений – применение знания.

12. Составление алгоритма действий.

Попробуйте самостоятельно составить алгоритм: что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании сложного слова.

Сравнение с алгоритмом в учебнике. (Слайд 12)

13. Комментированное письмо.

Задание формирует представление о роли сложных слов в нашей речи.

- Какими словами можно заменить эти предложения? Запишите слова, выделите корни, объясните выбор соединительной гласной.

Слайды 13-15

1. Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы (носорог).

2. Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа (утконос).

3. Птица – вестник бури на море (буревестник).

- Что изменилось в предложениях?

(Они сократились, смысл целого предложения уместился в одном слове.)

- Какую же роль играют в речи сложные слова?

(Сложные слова делают нашу речь точнее, понятнее, богаче, красивее.)

14. Работа в группах. (Слайд 16)

Развивается умение составлять из двух корней сложные слова, правильно определять соединительную гласную (задания на карточках).

Слова подобраны из одной тематической группы, дается название группе. Делается вывод

о разнообразии сложных слов.

1 набор

2 набор

3 набор

лес

ход

сам

воз

звезд

ход

вод

вод

пар

ход

лед

пад

мор

руб

лед

лет

гол

пад

пчел

лаз

тепл

кол

лист

лед







V. Итог урока.








VI. Рефлексия.

Слайд 17

О каких словах вы сегодня узнали?

Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

Кто из героев прав?

- Какая пословица подходит к теме нашего урока? Почему? (Слайд 18)

Живое слово дороже мертвой буквы.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Говорить не устать, было бы что сказать.

- Что вас заинтересовало, удивило сегодня на уроке?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

- Оцените, как вы поняли тему урока с помощью сигнальных кругов красного, желтого и зеленого цвета.






Домашнее задание.


Слайд 19

Предлагаются задания на выбор разного уровня сложности: необходимый (Н), повышенный (П) и максимальный (М).

1) Упр. 1, стр. 115 (Н)

2) Упр. 5, стр. 117 (П)

3) Упр. 2, стр. 115 (М)

Правила, алгоритм стр. 106-107




Урок по русскому языку для 3 класса "Знакомство с понятием сложные слова"
  • Начальные классы
Описание:

Урок по русскому языку "Знакомство с понятием сложные слова" (3 класс, ОС "Школа 2100") дан в качестве открытого урока в рамках Методического Дня школы "Новые акценты нашей образовательной карты". Данный урок разработан в соответствии с требованиями новых государственных стандартов начального общего образования. Дидактическая цель: формирование общеучебных компетенций младших школьников (поиск информации, ее творческая переработка, осмысление; самостоятельное открытие учащимися нового знания в ходе определения и решения проблемных ситуаций; практическое применение полученных знаний; умение оценить сформированные на уроке знания и умения). Ведущей технологией, которая использовалась на уроке, является технология проблемного обучения, а основным методом - поисково-исследовательский. 

Автор Роман Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1445
Номер материала 6473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓