Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку для 1 класса "Адрес. Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса"

Урок по русскому языку для 1 класса "Адрес. Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

лицей № 10 города Белгорода








Система учебников

«Начальная школа XXI века»

1 класс

Русский язык


Адрес.

Ситуации, в которых необходимо

знание точного адреса

(город, улица, дом, номер квартиры)







Подготовила

учитель начальных классов

Шишкина Марина Сергеевна






Белгород, 2014 г.




Тип урока.

Урок формирования первоначальных предметных навыков и универсальных учебных действий, овладения новыми предметными умениями.


Целевое назначение урока.

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач.


Тема урока.

Адрес. Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры).


Цель: создание условий по формированию умения обсуждать текст с неполной информацией.

Учебные задачи:

1. Создать условия для возникновения ситуации общения, в которой необходимо указывать адрес.

2. Создать условия для применения алгоритма списывания.

3. Создать условия для применения алгоритма написания имён собственных.

4. Способствовать формированию умения решать орфографические задачи по правописанию имён собственных.


Организация деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:

- самоопределение;

- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;

регулятивных УУД:

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД ( общеучебных):

- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- умение ставить, формулировать и решать проблемы

познавательных УУД (информационных):

- обучение работе с разными видами информации

познавательных УУД (логических):

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

коммуникативных УУД:

- инициативное сотрудничество;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей в коллективной работе).


Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

- в области познавательных (общеучебных) УУД обучающийся научится: ориентироваться в учебной книге - читать язык условных обозначений; находить фрагмент текста.

- в области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) обучающийся научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

- в области коммуникативных УУД обучающийся научится планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы.

- в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.


На уроке были использованы следующие организационные формы обучения:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.


По виду передачи и восприятию учебной информации были использованы следующие методы:

- методы словесной передачи и слухового восприятия (опрос, объяснение, фронтальный опрос и беседа);

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ образца выполнения);

- практические методы обучения (устное и письменное выполнение упражнений).

Характер учебно – познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно – поисковый.

На уроке использованы методы опосредованного управления учебно – познавательной деятельностью обучающихся (с помощью источников информации).

Для решения дидактических задач, реализуемых на этапах учебного занятия, применены следующие методы:

- методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.



Учебно – методическое обеспечение урока:

- учебник «Русский язык» 1 класс, автор С.В. Иванов, 2009 г.;

- орфографический словарь Ожегова;

- индивидуальные карточки с адресами учеников.


Ход урока:


  1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.


У: - Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа может занимать своё место.


  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с оглавлением учебника.


1. Работа по учебнику. Рубрика «Давай подумаем»,с.43

У: - Ребята, найдите страницу в учебнике, на которой будем сегодня работать.

- Назовите номер страницы?

Д: - Страница 43

У: - Ребята, назовите номер урока?

Д: - Урок номер 13.

У: - Правильно. Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Нам предстоит интересная и увлекательная работа.

У: - Кто знает, какая рубрика начинает наш урок?

Д: - Рубрика «Давай подумаем».

У: - Правильно.

- Тоня написала ребятам из класса приглашение на свой день рождения. Прочитайте его (1 ученик читает вслух).

У: - Но многие ребята не знали, где живёт Тоня.


2.Работа в группах.

У: - Сейчас вы в своей группе обсудите, что нужно дописать Тоне в приглашениях, чтобы ребята оказались у неё в гостях?

(по 1 ученику от группы )

Д: - Тоне нужно дописать свой адрес.

У: - Правильно, нужно указать адрес.

У: - Как вы понимаете значение слова «адрес»? (мнения 2-3 учеников)

У: - Ребята, вы согласны?

Д: - Да.


3. Словарная работа.

У: - Прочитает значение этого слова в словаре Ожегова ….

(Карточка со словом «адрес» висит на доске)

У: - Ребята, давайте все вместе прочитаем это слово так, как оно пишется. Приготовились, читаем.

Д: - Адрес.

У: - Теперь прочитаем это слово, выделяя ударный звук, так, как оно произносится.

Д: - Адр[и]с.

У: - Что вы замечаете?

Д: - Слышим звук и, а пишем букву е.

У: - Правильно, поэтому мы должны запомнить написание этого слова.

У: - Давайте ещё раз прочитаем слово «адрес» так, как оно пишется (дети читают хором).

У: - Теперь запишем это слово в тетради.

У: - Откройте тетради, найдите сегодняшнее число. Какое сегодня число?

Д: - 28 февраля.


Подготовка руки к письму. Выполнение упражнений для кистей рук.

У: - Подготовим руку к письму.

Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо; упражнения с прищепкой: в свободную руку от письма берём прищепку и массируем (слегка зажимаем прищепкой) каждый пальчик другой руки, повторить 3 раза).


У: - Положите правильно тетрадь.

Покажите, как правильно нужно сидеть при письме.

У: - Возьмите ручку. Ещё раз найдите в тетради сегодняшнее число. На следующей строчке, по середине, запишите слово «адрес» с маленькой буквы.

У: - Давайте его произнесём так, как оно пишется.

Произносят все вместе.

У: - Поставим ударение. Какая буква обозначает ударный звук?

Д: - Буква а обозначает ударный звук.

У: - Написание какой буквы нужно запомнить?

Д: - Нужно запомнить написание буквы е.

У: - Подчеркните её простым карандашом.


Физкультминутка.

«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

У: - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).

  1. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

У: - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

У: - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).


  1. Этап усвоения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста (выражается в речи детей)


1. Работа по учебнику, упражнение 1 , стр.43

У: - Ребята, найдите в учебнике на стр.43 упражнение 1. Прочитайте его (1 ученик читает вслух).

У: - Ребята, давайте поможем Алёше. Вспомним, какие слова пишутся с заглавной буквы?

Д: - Имена людей, фамилии, клички животных, названия стран, городов, деревень, рек, морей пишем с заглавной буквы.

У: - Правильно, все эти слова – имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.

У: - Ребята, кто прочитает адрес Алёши? ( читает 1 ученик вслух).

У: - Подчеркните в учебнике простым карандашом ту букву, которую нужно писать.

У: - Какие слова будем писать с заглавной буквы?

Д: - Петрозаводск, Сосновая.

У: - Ребята, посмотрите внимательно на адрес Алёши и назовите ещё одно слово, которое будем писать с заглавной буквы.

Д: - Слово «город» будем писать с большой буквы.

У: - Почему вы так считаете? Объясните свой ответ.

Д: - Слово «город» стоит в начале предложения. Начало предложения пишем с заглавной буквы.

У: - Запишем адрес Алёши в тетрадь. Откройте памятку «Алгоритм списывания предложения» ( читает 1 ученик).

- Положите правильно тетрадь.

- Покажите, как правильно нужно сидеть при письме.

- Возьмите ручку. На следующей строке, с красной строки, запишите адрес мальчика:


Город Петрозаводск, улица Сосновая, дом 5, квартира 12.


У: - Ребята, теперь поменяйтесь тетрадками, выполните взаимопроверку по образцу на доске:

Город Петрозаводск, улица Сосновая, дом 5, квартира 12.


У: - Если найдёте ошибку, исправьте простым карандашом.

У: - Какие слова в адресе Алёши написали с большой буквы?

Д: - Название города, название улицы – имена собственные. Слово «Город» написали с заглавной буквы – начало предложения.


Физкультминутка.

Коррегирующая гимнастика для глаз (направлена на снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта).

  1. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часо­вой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

  2. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем - впра­во, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.

  3. «Письмо носом» снижает напряжение в области глаз: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.


IV. Применение полученных знаний.

Цель: воспроизведение обучающимися способов выполнения упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов.


У: - Ребята, кто может назвать свой домашний адрес? Назовите свой адрес.

(2 ученика самостоятельно на доске пишут свой адрес)

У: - (по 1 человеку от группы) Запишите свой домашний адрес в тетради по образцу, который у вас на парте, на следующей строке, с красной строки.

У: - Кто не пишет, давайте вспомним:

1. Какие слова относятся к именам собственным?

2. Какие имена собственные встречаются в адресе?

3. В каком порядке будем указывать данные в адресе?

Д: - Названия стран, городов, деревень, посёлков, станций, улиц встречаются в адресе.

Сначала пишем название города, далее название улицы, потом номер дома номер квартиры. Модель адреса на доске выстраивают обучающиеся:


Адрес

Название города

Название улицы

Номер дома

Номер квартиры


Проверка записи своего адреса.

У: - Прочитай свой адрес. (Читает первый ученик, работающий на доске. затем второй. Класс проверяет.)

У: - Ребята, которые записывали свой адрес в тетради, прочитайте его своей группе.



Физкультминутка, направленная на все группы мышц.


У: - В сегодняшнем исследовании нам поможет рубрика «Обрати внимание». Найдите её в учебнике на странице 44. Прочитайте текст (читает 1 ученик вслух).

У: - Ребята, что важно, для того, чтобы письма и поздравления правильно дошли до адресата?

Д: - Важно правильно указать адрес того, кому пишем письмо.

У: - Что нужно указывать, чтобы тебе могли ответить?

Д: - Для того, чтобы нам ответили, надо указывать свой адрес.


V. Закрепление полученных знаний.

Цель: проконтролировать умения учеников использовать правила в новых условиях.


Работа по учебнику упражнение 3, стр.44

У: - Ребята, найдите и прочитайте на странице 44 упражнение 3 (1 ученик читает вслух)

У: - Кто написал это письмо?

Д: - Колибри.

У: - Ребята, кому пишет Колибри?

Д: - Колибри пишет кузнечику Кузе.

У: - Найдите в тексте и прочитайте адрес кузнечика Кузи (1 ученик читает вслух)

Д: - Васильковый луг, возле станции Одуванчики.

У: - Дойдёт ли письмо с таким адресом?

Д: - Нет.

У: - А в сказочной ситуации может такое быть?

Д: - Да

У: - Ребята, какие слова в адресе кузнечика Кузи написаны с большой буквы?

Д: - Васильковый, Одуванчики написаны с большой буквы.

У: - Правильно, так как это названия луга и станции.


VI. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности


У: - Выполнение какого задания вызвало затруднение?

У: - Ребята, какое задание выполнили без труда?

У: - Ребята, какое задание было самым интересным на уроке?

У: - Поднимите руку, кто из вас теперь знает, как правильно писать адрес?

У: - Продолжите предложения!

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…


VII. Итог урока

Цель: контроль за результатами деятельности.


У: - Ребята, что мы сегодня исследовали?

Д: - Сегодня на уроке мы исследовали адрес.

У: - Какие результаты мы получили?

Д: - Для того, чтобы письмо или приглашение дошли до адресата, нужно указывать адрес. При написании адреса используем имена собственные.

У: - Дети, достигли ли мы цели урока?

Д: - Да.




Урок по русскому языку для 1 класса "Адрес. Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса"
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Тема урока: Адрес. Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры).

Целевое назначение урока в применении усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач.

Цели:

1.  Создание условия для формирования умений обсуждать текст с неполной информацией, устанавливать ситуацию общения, в которой необходимо указывать адрес.

2. Создание условий для применения алгоритма списывания, написания имён собственных.

Задачи:

1. Способствовать развитию умения решать орфографические задачи по правописанию имён собственных.

 

2. Организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

- в области познавательных (общеучебных) УУД обучающийся научится: ориентироваться в учебной книге -  читать язык условных обозначений; находить фрагмент текста.

- в области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) обучающийся научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

- в области коммуникативных УУД  обучающийся научится планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- в  рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы.

- в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

На уроке были использованы следующие организационные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

По виду передачи и восприятию учебной информации были следующие методы:

- методы словесной передачи и слухового восприятия(опрос, объяснение, фронт опрос и беседа);

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия(показ образца выполнения);

-  практические методы обучения (выполнение упражнений).

 

Характер учебно – познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно – поисковый.

На уроке использовала методы опосредованного управления учебно – познавательной деятельностью обучающихся (с помощью источников информации)

Для решения дидактических задач, реализуемых на этапах учебного занятия, использовала следующие методы:

- методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;

 

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.

Автор Шишкина Марина Сергеевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 862
Номер материала 1639
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓