Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку для 10 класса «Фразеологизмы»

Урок по русскому языку для 10 класса «Фразеологизмы»

hello_html_m2caa03e5.gifhello_html_m56356771.gifhello_html_620ae1b8.gifhello_html_a4c60fc.gifhello_html_m76fb6070.gifhello_html_7115e965.gifhello_html_1a92cdc1.gifПовествовательные, вопросительные и побудительные предложения

( 5 класс).

Кабдирова А.К. город Атырау, сш №2

*познакомить с предложениями по цели высказывания;

*развитие умения интонационно правильно произносить предложения и правильно оформлять на письме; ( большая буква в начале предложения, точка, вопросительный и восклицательный знак в конце)

Развитие умения правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте;

  • Воспитывать любовь к природе;

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

Метод: частично- поисковый

Материал: таблица, интерактивная доска

Ход урока : 1. Организационный момент. 2. Этап проверки знаний:

Игра « Да- нет».

- Сейчас я вам предлагаю игру « Да- нет». Я буду вам читать утверждение , а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите

« Да», либо не согласитесь и ответите « нет». Затем по ключу мы проверим , насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

  1. Неопределённая форма глагола – начальная форма глагола?

  2. Глагол имеет два времени?

  3. Сидит- глагол настоящего времени?

  4. Глагол играл- будущего времени?

  5. Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

1

2

3

4

5

баллы

да

нет

да

нет

да


3. Работа над новым материалом

Учитель читает текст:

Маленькая Света посмотрела в окно и удивилась: « Весна наступила?» Она вышла на улицу и радостно закричала: « Весна наступила! Весна наступила!»

Вечером она сообщила своей подруге: « Весна наступила».

- Сравните как произносится предложение : весна наступила. Почему по- разному? ( Первое предложение содержит вопрос. Второе выражает сильное чувство, радость. Третье - спокойное сообщение.)

Вывод:

- Предложения употребляются в речи с разной целью: а)Чтобы узнать о чём- то, спросить; б) Сообщить о чём- то; в) Побудить к действию. Поэтому предложения по цели высказывания бывают вопросительные, повествовательные, побудительные.

Виды простых предложений по цели высказывания







Повествовательные Вопросительные Побудительные

4. Составление кластера

ручьи

Весна

птицы солнце





подснежники

  1. Работа с учебником

Упр. 386. Прочитайте выразительно стихотворение. Почему в речи мы используем разные предложения?

Работа со словами овраг, солнце

Работа по развитию речи :

Какие типы речи вы знаете? Описание, повествование, рассуждение

Поработаем с таблицей « Типы речи».



Описание

Повествование

Рассуждение

Текст описывает признаки предмета, явлений, животных, состояние среды человека

Отвечает на вопрос: какой? Что?

Текст рассказывает о событиях, о действиях в определённой последовательности.

Отвечает на вопрос: что происходит?

Текст говорит о причинах явлений, о причинах событий, объясняет понятия.

Отвечает на вопрос:

Почему?

Упр.387. Прочитайте текст. Сколько в нём повествовательных предложений? Докажите, что это текст- описание?

7.Синтаксический разбор предложений:

1. Сегодня был тёплый день.

2. Я отправился в лес.

3. Солнце слепит глаза.

8.Графический диктант.

Задание: вписать в табличку номера предложений:

1.Рано утром проснулось солнце.

2. По долине побежал весёлый ручеёк.

3. Знаешь ли ты эту птицу?

4. Ребята, не разоряйте птичьи гнёзда!

5. Дети, не ломайте ветки молодых деревьев!

Повествовательные предложения

Вопросительные предложения

Восклицательные предложения

1,2

3

4,5

7.Подведение итогов урока

8. Дом задание: написать эссе « Весна»















Фразеологизмы (10 класс).

Цель:

*углубить знания о фразеологизмах, отработать умения правильно употреблять их в речи;

*Развивать связную речь учащихся, уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы;

* формировать активность, самостоятельно добывать знания;

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков

Метод: поисковый, практический

Наглядность: фразеологический словарь, интерактивная доска

Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие учителя. Рапорт дежурного. Проверка готовности класса к уроку.2. Этап проверки знаний:

а) Что вы знаете о фразеологизмах? (Это устойчивые сочетание слов).

б) В каком разделе языка изучаются фразеологизмы?(Лексика и фразеология).

в)Чем отличаются фразеологизмы от словосочетаний? (Фразеологизмы лексически и синтаксически неделимые единицы).

г) Приведите примеры фразеологизмов.( Ни свет ни заря, как снег на голову и т.д.).

3.Слово учителя: Итак, ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания по теме

« Фразеологизмы».

На уроке мы будем показывать свои знания, высказывать мнение, слушать и дополнять друг друга.

4. История происхождения фразеологизмов. Я читаю историю происхождения фразеологизмов, ваша задача назвать их.

Это выражение произошло оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялось длиною башмака

Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного.( жить на широкую ногу).

История этого выражения такова: Очень давно, в 16- 17 веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле. Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь. ( во всю Ивановскую).

5.Замените фразеологические обороты словами- синонимами.

В час по чайной ложке- ( медленно).

Рукой подать- ( близко).

Кривить душой- ( лгать).

Себе на уме – ( хитрый).

Гонять лодыря- ( бездельничать).

Раз, два и обчёлся- ( быстро).

Кожа да кости- ( худой).

6.Выполнение заданий ( работа с фразеологическим словарём).

Найдите фразеологизмы к словам глаза, ухо.

Пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз смотреть другими глазами, открыть глаза, мозолить глаза.

Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши

7.Игра «Кто быстрее?» К данным словам подберите фразеологизмы.

Дать ( дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке).

Выйти ( выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти в люди, выйти из себя).

Дом задание: « Мой любимый фразеологизм».( написать историю из жизни).

В. Путилина «Вишнёвая ветка»

Цель:

  • Познакомить с рассказом В. Путилиной;

  • Развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся, выразительное чтение, логическое мышление;

  • Воспитывать у учащихся внимательное и доброжелательное отношение к людям;

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрация цветущей вишни

Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие учителя. Рапорт дежурного.2. Опрос домашнего задания: пересказ рассказа Л.Н.Андреева « Петька на даче». 3. Пробуждение : составление кластера к слову учитель.4.Работа над новым материалом:

  • Чтение текста «Вишнёвая ветка».

  • Словарная работа: багровый, перепёлка, гроздь

  • Произношение слов: дробно пожелтели, бегунья, застенчивая, вишнёвая веточка и т. д.

  • Ответить на вопросы:

5. Закрепление изученного материала:

Работа в группах. Первое задание:

  1. Группа – составить пятистишье к слову учитель.

  2. Группа-Составить диаграмму Венн.( Оля и другие ученики).

  3. Группа-Прочитать диалог Лены с Лидией Алексеевной. Прокомментировать.

Второе задание: написать эссе по данному началу:

1 Группа- Я узнал…

2 Группа- Меня поразило в Лене…

  1. Группа-Меня удивило…

6.Рефлексия

*возврат к кластеру

* Что бы вы ещё добавили к нему после прочтения рассказа Путилиной?

- Какие ассоциации совпадают с темой урока?

Завершением урока становится чтение наизусть стихотворение Андрея Дементьева « Не смейте забывать учителей»

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей

Им не хватает этих встреч нечастых.

И, сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:

Под Новый год не шлем им поздравлений

И в суете иль попросту из лени

Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где-то выдержал экзамен

На мужество, на честность, на успех.

7.Д. зад: написать мини сочинение «Мой первый учитель».

8.Подведение итогов урока.

Урок по русскому языку для 10 класса «Фразеологизмы»
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по русскому языку для 10  класса

«Фразеологизмы»

Цель:

*углубить знания о фразеологизмах, отработать умения правильно употреблять их в речи;

*Развивать связную речь учащихся, уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы;

* формировать активность, самостоятельно добывать знания;

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков

Метод: поисковый, практический

Наглядность: фразеологический словарь, интерактивная доска

Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие учителя. Рапорт дежурного. Проверка готовности класса к уроку.2. Этап проверки знаний:

а) Что вы знаете о фразеологизмах? (Это устойчивые сочетание слов).

б) В каком разделе языка изучаются фразеологизмы?(Лексика и фразеология).

в)Чем отличаются фразеологизмы от словосочетаний? (Фразеологизмы лексически и синтаксически неделимые единицы).

г) Приведите примеры фразеологизмов.( Ни свет ни заря, как снег на голову и т.д.).

3.Слово учителя: Итак, ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания по теме

« Фразеологизмы».

На уроке мы будем показывать свои знания, высказывать мнение, слушать и дополнять друг друга.

4. История происхождения фразеологизмов. Я читаю историю происхождения фразеологизмов, ваша задача назвать их.

Это выражение произошло оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялось длиною башмака

Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного.( жить на широкую ногу).

История этого выражения такова: Очень давно, в 16- 17 веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле. Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь. ( во всю Ивановскую).

5.Замените фразеологические обороты словами- синонимами.

В час по чайной ложке- ( медленно).

Рукой подать- ( близко).

Кривить душой- ( лгать).

Себе на уме – ( хитрый).

Гонять лодыря- ( бездельничать).

Раз, два и обчёлся- ( быстро).

Кожа да кости- ( худой).

6.Выполнение заданий ( работа с фразеологическим словарём).

Найдите фразеологизмы к словам глаза, ухо.

Пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз смотреть другими глазами, открыть глаза, мозолить глаза.

Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши

7.Игра «Кто быстрее?» К данным словам подберите фразеологизмы.

Дать ( дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке).

Выйти ( выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти в люди, выйти из себя).

 

Дом задание: « Мой любимый фразеологизм».( написать историю из жизни).

Автор Кабдирова Алмагул Камидоллакызы
Дата добавления 24.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 527
Номер материала 58559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы