Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку " Глаголы прошедшего времени " ( 3 класс )

Урок по русскому языку " Глаголы прошедшего времени " ( 3 класс )

Урок: Глаголы прошедшего времени.

3 класс

Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна


Тип урока: открытие нового материала

Цель: формирование представления учащихся о глаголах прошедшего времени.

Задачи:

Обучающая:

- научить находить в тексте глаголы по вопросу, упражняться в правильной постановке вопроса,

- познакомить с суффиксом глаголов прошедшего времени.

Развивающая:

- продолжить развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

-воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку,

- способствовать обогощению словарного запаса.

Оснащение урока: таблица “ Изменение глаголов прошедшего времени ”, карточки со всеми возможными вопросами глаголов прошедшего времени, карточки с заданиями на каждого ученика.


Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Актуализация знаний.

1) Словарная работа. Игра “ Составь слово ”.

На доске слова: Самолёт, гладкий, улететь, белизна.

1-я буква слова находится в сложном слове, является соединительной гласной ( о ).

2-я буква находится в существительном женского рода, она обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук ( б ).

3-я буква является проверяемой безударной гласной в корне у глагола ( е ).

4-я – сомнительная согласная в корне у прилагательного ( д ).

Новое словарное слово ОБЕД

Задания:

1) Записать в транскрипции, определить количество букв, звуков, слогов, поставить ударение, определить, где произношение расходится с написанием, какую орфограмму можно проверить, какую нужно запомнить. ( Ученик у доски, остальные самостоятельно, проверка ).

2) Лексическое значение слова (толковый словарь ).

3) Записать предложение под диктовку. ( Один ученик у доски, остальные самостоятельно ).

Дорога ложка к обеду. ( Выделить и объяснить орфограммы, объяснить смысл сказанного ).

4) (к)обеду – разобрать, как часть речи ( ученик у доски комментирует ).

5) образовать однокоренной глагол: Обедать – выделить корень. Правило.

2) Повторение о глаголах настоящего времени.

Доска: У ю ишь ешь ит ет ем им ите ете ат ят

- Что за буквенные сочетания?

- Что значит настоящее время? На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

- Как изменяются глаголы настоящего времени?

- От какой формы глагола не образуется настоящего времени?

Устно. Произнесите глагол обедать в форме настоящего времени: 1-го лица, ед.числа, 2-го лица ед. числа ( особенность написания ) и т.д.

Самоопределение к деятельности.

1) Доска: Зеленеет, светит, говорил, поют, кричали, летишь, засвистела, осветило.

Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?

2) Записать глаголы прошедшего времени ( взаимопроверка ).

3) Какая теме урока? О чём будем говорить?


3. Изучение нового материала.

1) Поставить вопросы к глаголам. ( Таблицы с вопросами ).

2) Разобрать по составу.

3) Какую особенность заметили? ( суффикс л ).


1) Учебник с.66. Сообщение профессора Ивана Ивановича.

Как вы думаете, достаточно ли одного суффикса Л, чтобы определить глагол прошедшего времени? А что нужно сделать?

1. Определить часть речи.

2. Поставить вопрос – во всех вопросах есть суффикс Л.

2) Карточка. Задание 1. Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.


Автор? ( Называют дети и подписывают, орфограмма? )

А) Прочитать. Что прочитали? Литературный жанр? Кто автор?

Б) Работа в паре – подчеркнуть глаголы, определить время, выделить суффикс Л.

В) Проверяем по цепочке, предварительно поставив вопрос. Везде есть суффикс Л.

3) Игра “ Не ошибись ” Карточка.

Щегол, устал, пришёл, крокодил, возил, осёл, присел, весло, тело, пила, верила, дружила, качели, копали, думали.

- Прочитайте. Я говорю: “ Во всех словах есть –л-. Могу ли я утверждать, что это все глаголы прошедшего времени? Вы со мной согласны?

- Тогда на какие группы можно разделить? ( работа в парах ).

- Что поможет определить? Тогда вперёд сыщики, подчеркните глаголы прошедшего времени. Проверка.

- Какие слова попали в две группы?

- Составить устно предложение со словом “пила “ : 1 вариант с существительным, 2вариант с глаголом.


Физкультминутка.


Продолжение работы по теме.

Рабочая тетрадь стр. 67-68.

1) Прочитать. Автор: В.Жуковский “ Жаворонок ” – лирическое стихотворение – гимн весне. В каких строчках это особенно видно?

2) Работа со словами: Зардел – назвать синонимы. Лазурь?

3) Найди глаголы прошедшего времени.

- Что помогло найти?

- В каком времени употреблены другие глаголы?

- Найдите сложное предложение. Докажите.

4) Вычленим из сложного простое предложение по схеме: ( схема на доске ).

- Подготовимся написать его по памяти.

- Выделить орфограммы, объяснить, запомнить текст. Записать. Проверка по эталону.

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

- Подчеркнуть основу. Установить связь слов в предложении, назвать и подчеркнуть второстепенные члены предложения. Указать части речи. Определить падежи у имен существительных, указать время глагола. ( Коллективная проверка ).

5) ( Доска ) Подпрыгнул, прикрикнул, намокнуть, задернуть, потухнуть.

- Прочитать. Образовать глаголы прошедшего времени ( устно ).

- У каких глаголов форма прошедшего времени образуется не так как у остальных? Намок, потух, … ваши примеры. Чего нет у этих глаголов? Как быть? ( Ставить вопрос ).


4. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Глаголы какого времени учились находить и образовывать?

- Что значит прошедшее время?

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

- Большинство из них, какую имеют особенность?

Рефлексия.

- Карточка. – Белый зайчик прыгает по темному полю, следы оставляет. Дети их читают, а потом стирают.

- Прочитать. Определить время глагола.

- Записать в тетрадь, заменив глаголы настоящего времени, глаголами прошедшего времени.

- Оцените свою работу на шкале успеха.


Домашнее задание: Составить 5 предложений на тему “ Весна пришла ”, употребив глаголы в прошедшем времени.


Список использованной литературы:

1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс/ Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. – М.: ВАКО. – 2013.

2. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть./ Л.ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.: “”росвещение . – 2012.

3. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс: учебник, 2 часть./ Л.Ф.Климанова – М.: “ Просвещение ”. – 2012.

4. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, курсу “ Окружающий мир ”/ Т.Н.Максимова. – М.: ВАКО. – 2009.


Урок по русскому языку " Глаголы прошедшего времени " ( 3 класс )
  • Начальные классы
Описание:

Урок: Глаголы прошедшего времени.

3 класс

Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна

 

Тип урока: открытие нового материала

Цель: формирование представления учащихся о глаголах прошедшего времени.

Задачи:

Обучающая:

- научить находить в тексте глаголы по вопросу, упражняться в правильной постановке вопроса,

- познакомить с суффиксом глаголов прошедшего времени.

Развивающая:

- продолжить развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

-воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку,

- способствовать  обогощению словарного запаса.

Оснащение урока: таблица “ Изменение  глаголов прошедшего времени ”, карточки со всеми возможными вопросами глаголов прошедшего времени, карточки с заданиями на каждого ученика.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

 

2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Актуализация знаний.

1) Словарная работа. Игра “ Составь слово ”.

На доске слова: Самолёт, гладкий, улететь, белизна.

1-я буква слова находится в сложном слове, является соединительной гласной ( о ).

2-я буква находится в существительном женского рода, она обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук ( б ).

3-я буква является проверяемой безударной гласной в корне у глагола ( е ).

4-я – сомнительная согласная в корне у прилагательного ( д ).

Новое словарное слово ОБЕД

Задания:

1) Записать в транскрипции, определить количество букв, звуков, слогов, поставить ударение, определить, где произношение  расходится с написанием, какую орфограмму можно проверить, какую нужно запомнить. ( Ученик у доски, остальные самостоятельно, проверка ).

2)  Лексическое значение слова (толковый словарь ).

3) Записать предложение под диктовку. ( Один ученик у доски, остальные самостоятельно ).

Дорога ложка к обеду. ( Выделить  и объяснить орфограммы, объяснить смысл сказанного ).

4) (к)обеду – разобрать, как часть речи ( ученик у доски комментирует ).

5) образовать однокоренной глагол: Обедать – выделить корень. Правило.

2) Повторение о глаголах настоящего времени.

Доска: У ю ишь ешь ит ет ем им ите ете ат ят

- Что за буквенные сочетания?

- Что значит настоящее время? На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

- Как изменяются глаголы настоящего времени?

- От какой формы глагола не образуется настоящего времени?

Устно. Произнесите глагол обедать в форме настоящего времени: 1-го лица, ед.числа, 2-го лица ед. числа ( особенность написания ) и т.д.

Самоопределение к деятельности.

1) Доска: Зеленеет, светит, говорил, поют, кричали, летишь, засвистела, осветило.

Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?

2) Записать глаголы прошедшего времени ( взаимопроверка ).

3) Какая теме урока? О чём будем говорить?

 

3. Изучение нового материала.

1) Поставить вопросы к глаголам. ( Таблицы с вопросами ).

2) Разобрать по составу.

3) Какую особенность заметили? ( суффикс л ).

 

1) Учебник с.66. Сообщение профессора Ивана Ивановича.

Как вы думаете, достаточно ли одного суффикса Л, чтобы определить глагол прошедшего времени? А что нужно сделать?

1. Определить часть речи.

2. Поставить вопрос – во всех вопросах есть суффикс Л.

2) Карточка. Задание 1. Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.

 

Автор? ( Называют дети и подписывают, орфограмма? )

А) Прочитать. Что прочитали? Литературный жанр? Кто автор?

Б) Работа в паре – подчеркнуть глаголы, определить время, выделить суффикс Л.

В) Проверяем по цепочке, предварительно поставив вопрос. Везде есть суффикс Л.

3) Игра “ Не ошибись ” Карточка.

Щегол, устал, пришёл, крокодил, возил, осёл, присел, весло, тело, пила, верила, дружила, качели, копали, думали.

- Прочитайте. Я говорю: “ Во всех словах есть –л-. Могу ли я утверждать, что это все глаголы прошедшего времени? Вы со мной согласны?

- Тогда на какие группы можно разделить? ( работа в парах ).

- Что поможет определить? Тогда вперёд сыщики, подчеркните глаголы прошедшего времени. Проверка.

- Какие слова попали в две группы?

- Составить устно предложение со словом “пила “ : 1 вариант с существительным, 2вариант с глаголом.

 

Физкультминутка.

 

Продолжение работы по теме.

Рабочая тетрадь стр. 67-68.

1) Прочитать. Автор: В.Жуковский “ Жаворонок ” – лирическое стихотворение – гимн весне. В каких строчках это особенно видно?

2) Работа со словами:  Зардел – назвать синонимы. Лазурь?

3) Найди глаголы прошедшего времени.

- Что помогло найти?

- В каком времени употреблены другие глаголы?

- Найдите сложное предложение. Докажите.

4) Вычленим из сложного простое предложение по схеме: ( схема на доске ).

- Подготовимся написать его по памяти.

- Выделить орфограммы, объяснить, запомнить текст. Записать. Проверка по  эталону.

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

- Подчеркнуть основу. Установить связь слов в предложении, назвать и подчеркнуть второстепенные члены предложения. Указать части речи. Определить падежи у имен существительных, указать время глагола. ( Коллективная проверка ).

5) ( Доска ) Подпрыгнул, прикрикнул, намокнуть, задернуть, потухнуть.

- Прочитать. Образовать глаголы прошедшего времени ( устно ).

- У каких глаголов форма прошедшего времени образуется не так как у остальных? Намок, потух, … ваши примеры. Чего нет у этих глаголов? Как быть? ( Ставить вопрос ).

 

4. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Глаголы  какого времени учились находить и образовывать?

- Что значит прошедшее время?

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

- Большинство из них, какую имеют особенность?

Рефлексия.

- Карточка. – Белый зайчик прыгает по темному полю, следы оставляет. Дети их читают, а потом стирают.

- Прочитать. Определить время глагола.

- Записать в тетрадь, заменив глаголы настоящего времени, глаголами прошедшего времени.

- Оцените свою работу на шкале успеха.

 

Домашнее задание: Составить 5 предложений на тему “ Весна пришла ”, употребив глаголы в прошедшем времени.

 

Список использованной литературы:

1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс/ Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. – М.: ВАКО. – 2013.

2. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть./ Л.ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.: “”росвещение . – 2012.

3. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс: учебник, 2 часть./ Л.Ф.Климанова – М.: “ Просвещение ”. – 2012.

4. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, курсу “ Окружающий мир ”/ Т.Н.Максимова. – М.: ВАКО. – 2009.

Автор Яруллина Ольга Николаевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3596
Номер материала 3836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓