Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку 7 класс «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари».

Урок по русскому языку 7 класс «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари».

Документы в архиве:

281.04 КБ урок 7 класс.docx

Название документа урок 7 класс.docx


Тема: «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари».


Цели:

1) Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся.

2) Научить школьников находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок.

3) Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.

4) Расширить представления о фразеологизмах, их происхождении и значениях.

Ход занятия.

- Откройте тетради и запишите тему занятия.

- Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы на уроке не будем, а вспомним, что изучает фразеология.


Фразеология – особый раздел лингвистической науки.

Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – «оборот», logos – «учение». Этим термином называют весь состав устойчивых словосочетаний в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.


- Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф):

http://festival.1september.ru/articles/565794/img1.gif

Вода + не разлить = водой не разольешь

Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь.


- Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологизмов различные. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями , другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями , третьи вышли из песен, загадок, литературных произведений .

- Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

hello_html_m61269044.png

hello_html_772d63d2.png

hello_html_6d94a16f.png

hello_html_91ab7d1.png

hello_html_m3e0fd859.png

hello_html_m5152c244.png

hello_html_m75b15b77.png

И т.п.




- Каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.

  • Спустя рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.         После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

  • Время истекло.

Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.
Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).


-
Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.


 ( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

- А теперь поработайте самостоятельно. Найдите и выделите фразеологизмы.
Текст для чтения:

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим ,поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим-пальчики оближешь. Мы, конечно ,обрадовались ,уши развесили, слушаем .Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем ,костер разложим ,из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдем! Говорит ,он так мастер рыбу ловить ,собаку на этом деле съел». Не знаю, каких он собак ел ,а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. –Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,-растерялись мы. –Вот пустомеля,-возмутился дед,-все время кому-нибудь морочит голову! У братишки слезы в три ручья. Я, конечно ,тоже не в своей тарелке. – Ничего, ребятишки, -успокоил нас дед,- со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была-ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.

- А сейчас работаем в тетради. Я читаю вам начало фразеологизма, а вы должны нарисовать в тетради его продолжение.

Итак, завершите фразеологизмы:

  1. Делать из мухи…

  2. Смотреть сквозь…

  3. Делу время…

  4. Вопрос жизни и …

  5. Сматывать…

  6. Сдвинуть с мертвой…

  7. Дело в …

  8. Пропускать мимо…


- Пословицы и поговорки также являются фразеологизмами, обогащающими нашу речь, делающими ее яркой, меткой и выразительной.

- А сейчас я предлагаю немного размяться и поиграть в игру «Закончи пословицу». Задание следующее: вы должны найти пару своей пословицы: 1 – зачитывает её, 2 – объясняет смысл.

Какова пряха, такова и рубаха.

Ум - хорошо, а два лучше.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба дружбой, служба службой.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Маслом каши не испортишь.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

С миру по нитке – голому рубашка.

Делу время – потехе час.

Поспешишь — людей насмешишь.

- А теперь работаем все вместе:


Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не ...


Мы исходили городок Буквально вдоль и ...

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ...


Наш сосед не знает скуки,

У него ведь золотые ...


Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ...


Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто ...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши ...


Ежатки - детки хоть куда,

И что же здесь дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых ...


Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней ...

Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю ...

О чем же думал он вчера, Когда баклуши … с утра?


Говорил товарищ мой с утра,

Что в кино давно сходить пора.

Только я хотел уж собираться,

Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

- Что ты, - закричал я, - в самом деле!

У тебя семь пятниц ...!

«Загадки-шутки».

Что это?

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивое и легкомысленные.

в) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез ; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.


- Назовите литературные произведения, авторов, а также раскройте значение фразеологических оборотов.


1- У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки– французы тут как тут!

(Кто-либо насторожен, внимателен, готов к чему-либо неожиданному)

М.Ю. Лермонтов «Бородино».


2 - Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать.

(Бездельничать)

А.П. Чехов «Каштанка».


3 –Слушай, брат Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол.

(Страшно беден, ничего не имеет)

А.С. Пушкин «Дубровский».


- ( Можно дать слово библиотекарю) Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение. Как и слова, фразеологизмы и их значения мы должны помнить. Богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках.

Около четырех тысяч фразеологизмов содержит «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. В нем объясняются значения фразеологизмов, показано их употребление в речи, иногда приводятся синонимы и антонимы, даются этимологические справки о некоторых фразеологизмах.

Специально для учащихся издан «Школьный фразеологический словарь русского языка». В нем раскрываются значения фразеологизмов, указываются их морфологические и синтаксические свойства, а также особенности стилистического употребления.

Кроме словарей, есть книги, которые можно назвать справочниками по фразеологии. Их цель – познакомить с историей фразеологического выражения. Книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова» не просто интересно читать, но и познавательно. А «Мифологический словарь», составленный М. Ботвинником и другими, поможет понять историю возникновения, значение фразеологизмов.


- Начало урока я начала словами: « гонять лодыря и сидеть сложа руки» .

гонять лодыря – бездельничать.

- Можно данные фразеологизмы применить к нашей работе?


Обобщение. Подведение итогов.

Мы сегодня убедились, что именно во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной литературы многим обязаны фразеологии, этим “перлам, самородкам и самоцветам родного языка”, по образному выражению профессора А.И.Ефимова. “Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск”,– отмечал Т.А.Арсирий. Совершенно очевидно, что знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Даже обладая сравнительно большим запасом слов, мы можем оказаться в жалком и смешном положении, напрасно пытаясь выразить более сложную мысль (это самое, так сказать).

Сегодняшний урок, надеюсь, обогатил ваш фразеологический запас, научил лучше, свободнее пользоваться этим богатством в речи. Только в таком случае наша речь станет яркой, образной.

Д.з. : дома написать несколько фразеологизмов на тему: « Вода»



















Урок по русскому языку 7 класс «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари».
  • Русский язык и литература
Описание:

Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся.

 

Научить школьников находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок.

 

Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.

Расширить представления о фразеологизмах, их происхождении и значениях.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологизмов различные. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями , другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями , третьи вышли из песен, загадок, литературных произведений .

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологизмов различные. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями , другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями , третьи вышли из песен, загадок, литературных произведений .

 

Автор Сорокина Ирина Алексеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2503
Номер материала 1722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы