Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку 1 класс УМК "Школа России": Мягкий знак- показатель мягкости согласного. Птица красна опереньем, а человек уменьем.

Урок по русскому языку 1 класс УМК "Школа России": Мягкий знак- показатель мягкости согласного. Птица красна опереньем, а человек уменьем.

Название документа Открытый урок Мягкий знак - показатель мягкости.doc

Тема: Мягкий знак- показатель мягкости согласного. Птица красна опереньем, а человек

уменьем.


Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления.


Планируемые результаты (предметные): осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.


Личностные результаты: проявляют интерес к окружающей природе


Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель до получения результата.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву ь.

Коммуникативные: выразительно рассказывают.


Оборудование: нитка, шнурок, предметные картинки.


Ход урока


I.Оргмомент

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

II. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Часики», «Чистим зубки»


III. Актуализация опорных знаний

  1. Чтение слогов

а – ан – бон – бант

е – се – сер – серп

и – ми – мил – мила

ы – ры – рыл – рыла

2) -Сегодня я приглашаю вас на лесную поляну, в гости к красавице… А как её зовут вы догадайтесь сами. Вместе с ней живут … Кто? (гномы)

- А на какую русскую сказку Пушкина похожа сказка о Белоснежке?

(« Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Белоснежка любила всех гномов и занималась их обучением. Учила их читать.

- А чему вы научились на уроке обучения грамоте?

- Знаем буквы.

- Умеем составлять звуковые схемы.

- Умеем определять ударный слог.

- Умеем записывать слова с помощью букв.

- Сколько гномов в сказке? (7)

- Очень хорошо, тогда составьте схему к слову семь.( один у доски, остальные в тетради) У доски объяснение каждого звука.( 1- согл., мяг., глух., 2 – гл., удар., 3 – согл., мяг., зв.,)

- А если эту схему увидят гномы они смогут узнать какое слово мы записали звуками ? ( нет) Что нужно сделать? (записать буквами)

hello_html_354ea606.gif

с е м


IV. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, прочитаем слово по звуковой схеме, по буквенной. Что вы заметили? ( по буквенной звучит твёрдо, мы не можем обозначить мягко)

- Мы умеем обозначать мягкость согласного на письме? ( нет)

- Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. ) Может быть у вас есть какие то предложения? ( выслушать детей)


V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1) На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак. Его нам представит самый умный гном. По научной степени он Док.

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква… (мягкий знак)

- А давайте сами попробуем смастерить эту букву.

- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей)

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

- А есть ли слова, которые начинаются с мягкого знака. (нет)

- Сколько теперь букв в слове семь? (4)

- А сколько звуков? (3)

- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)

- Мягкий знак это буква? (да)

- Докажите. (можно написать)

2) Чтение слогов и слов с буквой ь.

Пе – те – ре – ме – се – ке – ле

Пь – ть – рь – мь – сь – кь – ль

Быт – быть угол – уголь

Дал – даль ел - ель



Физкультурная пауза.

- Это гном Соня. Он всё время хочет спать. Давайте взбодрим его, проведём физ. минутку


3)Работа по учебнику

Этот гном Тихоня предлагает вам тихо и спокойно открыть учебник на с 11.

Игра «Один – много»

Названия животных, в названиях которых есть мягкий знак, сказать во множественном числе: лебедь, рысь, глухарь, гусь, голубь, олень, медведь, снегирь, окунь, волк,


Чтение текста на с.11. Читает подготовленный ученик.

Беседа по содержанию.

- О ком говорится в рассказе?

- Чем питается лось?

- Что насыпали мальчики лосю?

- Как можно назвать рассказ? («Лось», Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам»)


VI. Закрепление знаний и способов деятельности

1) Развитие речи

- Это гном Ворчун. Он всегда ворчит и поэтому всегда один. А я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах карточки с названиями месяцев, подчеркните слова, в которых есть буква ь.

-Составьте сказочный рассказ о лосе.

- Объясните смысл пословицы.


Физкультурная пауза.

Вижу, сильно вы устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку

Всем понравится она.


По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке пробежим.

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.


  1. Развитие связной речи. Чтение рассказа на с. 12.

- А это Чихун. Он опять простудился и чихает. Он не хочет зиму. Говорит, что зимой холодно и можно заболеть. Давайте прочитаем ему интересный рассказ о зиме. Чтобы он убедился, что любое время года интересно по-своему.

- Прочитайте рассказ.

- Найдите в тексте слова с ь в середине и в конце слова.

- Как вы понимаете выражение «ударили морозы»?

- Придумайте короткий конец рассказа.


VII. Рефлексия.

- Наше путешествие завершается. Со всеми ли гномами познакомились? Этот гном Простак. И у него к вам один вопрос: - Как обозначается мягкость согласного на письме? Мягкость согласных звуков в речи мы слышим, а на письме обозначаем с помощью мягкого знака.

- Что ещё нового вы узнали?

- С каким настроением вы завершаете урок? Встаньте те, у кого настроение как у Весельчака. А теперь те, у кого настроение как у Ворчуна.

- За вашу замечательную работу гномы приготовили вам песню.

- Мне было очень приятно работать с вами. Пора попрощаться с Белоснежкой и гномами.



Урок по русскому языку 1 класс УМК "Школа России": Мягкий знак- показатель мягкости согласного. Птица красна опереньем, а человек уменьем.
  • Начальные классы
Описание:

Тема:Мягкий знак- показатель мягкости согласного. Птица красна опереньем, а человек

             уменьем.

 

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления  учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления.

 

Планируемые результаты (предметные): осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой  буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

 

Личностные результаты: проявляют интерес к окружающей природе

 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

                   Регулятивные: удерживают цель до получения результата.

                   Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву ь.

                   Коммуникативные: выразительно рассказывают.

 

Оборудование: нитка, шнурок, предметные картинки.

 

Ход урока

 

I.Оргмомент

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

  

    II. Артикуляционная гимнастика.

         Упражнения «Часики», «Чистим зубки»

 

    III. Актуализация опорных знаний

1)    Чтение слогов

а – ан – бон – бант

е – се – сер – серп

и – ми – мил – мила

      ы – ры – рыл – рыла

  2) -Сегодня я приглашаю вас на лесную поляну, в гости к красавице… А как её зовут вы догадайтесь сами. Вместе с ней живут … Кто? (гномы)

      - А на какую русскую сказку Пушкина похожа сказка о Белоснежке?

 (« Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Белоснежка любила всех гномов и занималась их обучением. Учила их читать.

- А чему вы научились на уроке обучения грамоте?

- Знаем буквы.

- Умеем составлять звуковые схемы.

- Умеем определять ударный слог.

- Умеем записывать слова с помощью букв.

- Сколько гномов в сказке? (7)

- Очень хорошо, тогда составьте схему к слову семь.( один у доски, остальные в тетради)  У доски объяснение каждого звука.( 1- согл., мяг., глух., 2 – гл., удар., 3 – согл., мяг., зв.,)

- А если эту схему увидят гномы они смогут узнать какое слово мы записали звуками ? ( нет) Что нужно сделать? (записать буквами)

  с   е    м

 

IV.  Самоопределение к деятельности.

- Ребята,  прочитаем слово по звуковой схеме, по буквенной. Что вы заметили? ( по буквенной звучит твёрдо, мы не можем обозначить мягко)

- Мы умеем обозначать мягкость согласного на письме? ( нет)

- Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. ) Может быть у вас есть какие то предложения? ( выслушать детей)

 

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

    1) На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак. Его нам представит самый умный гном. По научной степени он Док.

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква… (мягкий знак)

- А давайте сами попробуем смастерить эту букву.

- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей)

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

- А есть ли слова, которые начинаются с мягкого знака. (нет)

- Сколько теперь букв в слове семь? (4)

- А сколько звуков? (3)

- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)

- Мягкий знак это буква? (да)

- Докажите. (можно написать)

    2) Чтение слогов и слов с буквой ь.

     Пе – те – ре – ме – се – ке – ле

    Пь – ть – рь – мь – сь – кь – ль

    Быт – быть           угол – уголь

    Дал – даль           ел - ель

 

 

Физкультурная пауза.

- Это гном Соня. Он всё время хочет спать. Давайте взбодрим его, проведём физ. минутку

 

 

        3)Работа по учебнику

Этот гном Тихоня предлагает вам тихо и спокойно открыть учебник на с 11.

Игра «Один – много»

Названия животных, в названиях которых есть мягкий знак, сказать во множественном числе: лебедь, рысь, глухарь,  гусь, голубь, олень, медведь, снегирь, окунь, волк,

 

Чтение текста на с.11. Читает подготовленный ученик.

 Беседа по содержанию.

 - О ком говорится в рассказе?

  - Чем питается лось?

  - Что насыпали  мальчики лосю?

  - Как можно назвать рассказ? («Лось», Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам»)

 

VI. Закрепление знаний и способов деятельности

         1) Развитие речи

                 - Это гном Ворчун. Он всегда ворчит и поэтому всегда один. А я предлагаю вам поработать  в паре. У вас на столах карточки с названиями месяцев, подчеркните слова, в которых есть буква ь.

                  -Составьте сказочный рассказ о лосе.

                  - Объясните смысл пословицы.

 

Физкультурная пауза.

Вижу, сильно вы устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку

Всем понравится она.

 

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке пробежим.

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

 

2)    Развитие связной речи. Чтение рассказа на с. 12.

  - А это Чихун. Он опять простудился и чихает. Он не хочет зиму. Говорит, что зимой холодно и можно заболеть. Давайте прочитаем ему интересный рассказ о зиме. Чтобы он убедился, что любое время года интересно по-своему.

    - Прочитайте рассказ.

     - Найдите в тексте слова с ь в середине и в конце слова.

   - Как вы понимаете выражение «ударили морозы»?

   - Придумайте короткий конец рассказа.

 

VII. Рефлексия.

- Наше путешествие завершается. Со всеми ли гномами познакомились? Этот гном Простак. И у него к вам один вопрос: - Как обозначается мягкость согласного на письме? Мягкость согласных звуков в речи мы слышим, а на письме обозначаем с помощью мягкого знака.

- Что ещё нового вы узнали?

- С каким настроением вы завершаете урок? Встаньте те, у кого настроение как у Весельчака. А теперь те, у кого настроение как у Ворчуна.

- За вашу замечательную работу гномы приготовили вам песню.

- Мне было очень приятно работать с вами. Пора попрощаться с Белоснежкой и гномами.

 

 

 

Автор Идрисова Алиме Асановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1387
Номер материала 18656
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓