Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова "Московский дворик"

Урок по русскому языку в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова "Московский дворик"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Подготовка к сочинению по картине В.pptx

Скачать материал "Урок по русскому языку в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова "Московский дворик""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Учитель русского языка и литературы
Валентина Александровна ПоталайПодготовка...

    1 слайд

    Учитель русского языка и литературы
    Валентина Александровна Поталай
    Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

  • Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927)Известный русский художник конца XIX –...

    2 слайд

    Василий Дмитриевич Поленов
    (1844–1927)
    Известный русский художник конца XIX – начала XX века. Когда он представил свою картину «Московский дворик» на выставку, то извинялся за неё как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. На самом деле эта картина стала настоящим шедевром русского искусства.

  • Натурой для создания пейзажа - типичного уголка старой Москвы в ясный, солнеч...

    3 слайд

    Натурой для создания пейзажа - типичного уголка старой Москвы в ясный, солнечный день – послужил дворик в Трубниковском переулке у Арбата, который открывался из окон московской квартиры художника.

  • - Что изображено на первом плане картины?- Какими эпитетами вы охарактеризов...

    4 слайд

    - Что изображено на первом плане картины?
    - Какими эпитетами вы охарактеризовали бы изображённый на первом плане слева сад?

  • - Какие детали большого особняка из белого камня обращают на себя внимание?-...

    5 слайд

    - Какие детали большого особняка из белого камня обращают на себя внимание?
    - Опишите сарай, который виднеется за особняком?

  • На первом плане слева изображён пышный разросшийся сад, за которым виднеется...

    6 слайд

    На первом плане слева изображён пышный разросшийся сад, за которым виднеется фасад большого особняка из белого камня, выходящего боковой стороной во двор. Длинные прямоугольные окна здания украшены лепными наличниками. Сквозь ветви деревьев белеют круглые колонны и фронтон этого дома
    (треугольник между скатами крыш). За нарядным особняком – длинный низкий дощатый сарай. Сарай покосился от времени, доски старой крыши просели, поэтому его поддерживают бревенчатые подпорки.

  • -Что изображено на заднем плане картины? Опишите церковь. Постарайтесь описат...

    7 слайд

    -Что изображено на заднем плане картины? Опишите церковь. Постарайтесь описать колокольню.

  • На заднем плане видна панорама Москвы: крыши невысоких светлых домов, церкви,...

    8 слайд

    На заднем плане видна панорама Москвы: крыши невысоких светлых домов, церкви, колокольни. Вдали слева возвышается величественная белокаменная церковь. Строгие грани её стен заканчиваются вверху полукружьями. На высокой платформе-крыше высятся пять столпов с куполами. Центральный столп увенчан золотым куполом, который ярко блестит в солнечных лучах. Справа возносится к небу пирамидальная колокольня, украшенная тремя ярусами узких длинных окон и увенчанная золотым куполом-луковкой. Пространство дворика поросло местами выжженной солнцем травой, в которой белеют ромашки, и пересечено тропинками.

  • - Опишите детали, которые оживляют картину.  Создают представление о повседне...

    9 слайд

    - Опишите детали, которые оживляют картину. Создают представление о повседневной жизни.
    - Опишите детей на первом плане картины.
    - Изображены ли на картине взрослые люди?
    - Каких животных можно было бы увидеть в московском дворике 19 века?

  • На первом плане картины изображены дети. Белоголовая девочка в белой рубашке...

    10 слайд

    На первом плане картины изображены дети. Белоголовая девочка в белой рубашке и холщовой юбке рассматривает сорванный цветок. В сторонке сидит прямо в траве и плачет малышка, а чуть дальше возятся в траве ребятишки постарше. В глубине двора от колодца с полным ведром идёт женщина. Она отвела левую руку в сторону, стараясь сохранить равновесие. Около сарая копошатся в земле куры. Запряжённая в телегу лошадь ожидает своего хозяина.

  • Мастерство художника

    11 слайд

    Мастерство художника

  • Составление плана:1.Сюжет картины В.Д.Поленова «Московский дворик».
2.Общий...

    12 слайд

    Составление плана:

    1.Сюжет картины В.Д.Поленова «Московский дворик».
    2.Общий вид дворика.
    - Лужайка, сад, особняк, сарай на первом и втором планах.
    - Городские дома, церковь, колокольня на заднем плане.
    - Небо, солнечный свет.
    3. Мои впечатления от картины Поленова

  • Словарная работаУголок старой Москвы; пышный разросшийся сад; фасад особняка;...

    13 слайд

    Словарная работа
    Уголок старой Москвы; пышный разросшийся сад; фасад особняка; лепные наличники; покосившийся дощатый сарай; бревенчатые подпорки; панорама Москвы; белокаменная церковь; столпы с куполами; пирамидальная колокольня; золотой купол-луковка; повседневная жизнь; копошатся в земле; гармоничная связь жизни человека с жизнью природы; благословение; прозрачное небо; белоснежные облачка; тишина и безмятежность; ослепительность ясного летнего дня; настроение спокойствия, умиротворённости, светлой радости бытия.

  • Домашнее задание:сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

    14 слайд

    Домашнее задание:
    сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 5 классе.docx

Урок русского языка в 5 классе

Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Цель урока: формировать умение описывать произведение живописи, имеющее предметом изображения местность.

I Описание картины В.Д.Поленова «Московский дворик»

1.      История создания картины. Основные законы создания описания местности (слово учителя) – слайд 2

Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) – известный русский художник конца XIX – начала XX века. Когда он представил свою картину «Московский дворик» на выставку, то извинялся за неё как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. На самом деле эта картина стала настоящим шедевром русского искусства. В ней можно увидеть зарисовку из жизни простого народа, а можно – глубокую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным. Поленов как бы безмятежно наблюдает за окружающим миром. Этот мир залит солнцем. Поражают свет и воздух, великолепно переданные художником. Именно этот эффект живой жизни так притягателен для всех тех, кто видит эту картину.

Слайд 3: Натурой для создания пейзажа - типичного уголка старой Москвы в ясный, солнечный день – послужил дворик в Трубниковском переулке у Арбата, который открывался из окон московской квартиры художника. «Это тургеневский уголок», - говорил Поленов, имея в виду, что действие одного из романов Тургенева – «Дым – начиналось именно здесь, недалеко от Арбата и Девичьего поля. Художник подарил Тургеневу один из этюдов картины, и этот пейзаж стал для писателя, жившего во Франции, дорогим воспоминанием о родине, об устремлённых в небо золотых куполах церквей, о простоте русского быта.

Сегодня, ребята, нам предстоит описать эту картину. Но вы должны иметь в виду, что сочинение-описание местности, написание которого нам предстоит, строится по своим законам. Сначала даётся общий план – указывается, какая именно местность (деревня, улица, двор) будет являться предметом описания, и говорится о её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых эти особенности создаются. Отметим также, что любая местность выглядит по-особому в разное время суток. Это связано и с освещением, и с тем, как изменяют свой общий вид любой местности люди, которые оживляют пейзаж и привносят своё настроение.

2.      Описание московского дворика (беседа по картине)

- Ребята, опишите  сначала непосредственно дворик, минуя людей и животных.

(Построим беседу по следующим вопросам)

Слайд 4:

- Что изображено на первом плане картины?

- Какими эпитетами вы охарактеризовали бы изображённый на первом плане слева сад?

Слайд 5:

- Какие детали большого особняка из белого камня обращают на себя внимание?

- Опишите сарай, который виднеется за особняком?

Слайд 6: (На первом плане слева изображён пышный разросшийся сад, за которым виднеется фасад большого особняка из белого камня, выходящего боковой стороной во двор. Длинные прямоугольные окна здания украшены лепными наличниками. Сквозь ветви деревьев белеют круглые колонны и фронтон этого дома ( треугольник между скатами крыш). За нарядным особняком – длинный низкий дощатый сарай. Сарай покосился от времени, доски старой крыши просели, поэтому его поддерживают бревенчатые подпорки.)

Слайд 7:

-Что изображено на заднем плане картины? Опишите церковь. Постарайтесь описать колокольню.

Слайд 8: (На заднем плане видна панорама Москвы: крыши невысоких светлых домов, церкви, колокольни. Вдали слева возвышается величественная белокаменная церковь. Строгие грани её стен  заканчиваются вверху полукружьями. На высокой платформе-крыше высятся пять столпов с куполами. Центральный столп увенчан золотым куполом, который ярко блестит в солнечных лучах. Справа возносится к небу пирамидальная колокольня, украшенная тремя ярусами узких длинных окон и увенчанная золотым куполом-луковкой. Пространство дворика поросло местами выжженной солнцем травой, в которой белеют ромашки, и пересечено тропинками.)

В ясный солнечный день дворик живёт своей обычной жизнью.

Слайд 9:

- Опишите детали, которые оживляют картину.  Создают представление о повседневной жизни.

- Опишите детей на первом плане картины.

- Изображены ли на картине взрослые люди?

- Каких животных можно было бы увидеть в московском дворике 19 века?

Слайд 10: ( На первом плане картины изображены дети. Белоголовая девочка в белой рубашке и холщовой юбке рассматривает сорванный цветок. В сторонке сидит прямо в траве и плачет малышка, а чуть дальше возятся в траве ребятишки постарше. В глубине двора от колодца с полным ведром идёт женщина. Она отвела левую руку в сторону, стараясь сохранить равновесие. Около сарая копошатся в земле куры. Запряжённая в телегу лошадь ожидает своего хозяина.)

3.      Мастерство художника (слово учителя) – слайд 11

Художник изобразил один из многочисленных уголков Москвы, который сохранил прелесть деревенской жизни, хотя совсем рядом проходят шумные улицы, стоят большие храмы, принимающие по праздникам много людей.

Мастерство художника проявилось в том, что он сумел передать гармоничную связь жизни человека с жизнью природы, связь будничной, повседневной жизни с вечным и непреходящим. Над низенькими домиками, над разросшимися садами, как благословение, сверкают купола белокаменных церквей, сияет прозрачное небо, по которому скользят лёгкие белоснежные облачка. Весь дворик, всё вокруг освещено и согрето солнцем. Тишина и безмятежность разлиты в пейзаже.

Картина наполнена воздухом, солнечным светом и теплом. Ещё никому из художников до Поленова не удавалось передать с такой простотой и вместе с тем поэтичностью ослепительность ясного летнего дня. Солнечные лучи играют на стенах домов, на заборах, на сараях, озаряют купола церквей; вся лужайка кажется прогретой, воздух – пропитанным солнцем.

Картина В.Д. Поленова «Московский дворик» создаёт у зрителя настроение спокойствия, умиротворённости, светлой радости бытия.

II Составление плана – слайд 12

1.      Сюжет картины В.Д.Поленова «Московский дворик».

2.      Общий вид дворика.

- Лужайка, сад, особняк, сарай на первом и  втором планах.

-  Городские дома, церковь, колокольня на заднем плане.

- Небо, солнечный свет.

3. Мои впечатления от картины Поленова

III Словарная работа – слайд 13

Запишите под диктовку и объясните написание опорных словосочетаний.

Уголок старой Москвы; пышный разросшийся сад; фасад особняка; лепные наличники; покосившийся дощатый сарай; бревенчатые подпорки; панорама Москвы; белокаменная церковь; столпы с куполами; пирамидальная колокольня; золотой купол-луковка; повседневная жизнь; копошатся в земле; гармоничная связь жизни человека с жизнью природы; благословение; прозрачное небо; белоснежные облачка; тишина и безмятежность; ослепительность ясного летнего дня; настроение спокойствия, умиротворённости, светлой радости бытия.

Слайд 14:

Домашнее задание: сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова "Московский дворик""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе по подготовке к сочинению по картине В.Д.Поленова "Московский дворик". 

Цель урока: формировать умение описывать произведение живописи, имеющее предметом изображения местность.

План урока:

I Описание картины В.Д.Поленова «Московский дворик»

 

1.      История создания картины. Основные законы создания описания местности (слово учителя) 

1.      Описание московского дворика (беседа по картине)

М   Мастерство художника (слово учителя) 

II IIСоставление плана

 IIIII Словарная работа

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 700
  • 35
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 583
    • RAR 298.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Поталай Валентина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 4114
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 321 человек из 64 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе