Предложения
с вводными конструкциями (продолжение темы). 8 класс
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний (урок-практикум).
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать в ходе урока знания по
теме « Вводные конструкции»
2. Закрепление умения ставить знаки препинания при
вводных словах.
3. Определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся
по данной теме.
Развивающие:
1. Развивать
у учащихся умение логически мыслить и обобщать факты.
2. Формирование
умения находить в тексте, определить роль вводных слов.
3. Развивать
умение грамотно пользоваться вводными конструкциями в своей устной и письменной
речи
4.Формировать
умение правильно пользоваться справочными пособиями и раздаточными материалами.
5. Обогащать
активный словарный запас школьников.
Воспитывающие.
1. Воспитывать
любовь к родному русскому языку.
2. Формировать
навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Форма урока: урок-практикум.
Структура урока:
1.
Организационный момент.
2.
Лингвистическая разминка.
3. Проверка
усвоения знаний по теме:
1)
устный
опрос учащихся;
2)
вопросы по
теме, составленные учащимися;
3)
орфографическая
работа;
4)
решение
теста.
4.
Закрепление и обобщения материала.
1) выборочный объяснительный диктант;
2) разноуровневая работа;
3) составление предложений;
4) составление текста с вводными словами.
5.
Заключительная часть:
а). подведение итогов
урока;
б). выставление
оценок учащимся;
6. Объяснение
домашнего задания.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку,
раздаточный материал,
Ход урока
1. Организация начала урока.
2.
Лингвистическая разминка.
СЛАЙД 1.
Комплексный анализ текста.
Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?
(
К. Бальмонт)
- Выразительно прочитать отрывок.
- Какаие синтаксические средства придают особую
выразительность авторскому тексту?
(
синтаксический параллелизм, одинаковый синтаксис ( построение) 4
предложений:
анафора( греч.единоначалие) — вводные слова, метафоры, вопросительные
предложения)
- К какой смысловой группе относятся вводные слова?
(
степень достоверности сообщения — меньшая степень уверенности, предположение)
- В чем фонетическая особенность слова вся?
(
буквы «с», «я» - [ с'а])
- В чем морфемная особенность слова различность?
(
нулевое окончание, Ь в окончание не входит)
- Лексическое значение слова мозаика
- Орфографический анализ слова лишь?
( частица)
3.
Проверка усвоения знаний по теме:
1)
Устный опрос по теме.
Дайте определение: Какие слова называются вводными?
Вводные слова имеют несколько значений .Назовите их.
2)
Опрос по вопросам к теме, составленным учащимися, по
цепочке.
( ответивший на вопрос сам выбирает того, кто будет отвечать следующим )
3)
Сгруппируйте вводные слова по орфограммам:
СЛАЙД 2
-с удвоенной согласной
-тся/ться в глаголах
-употребление дефиса в словах
-существительное в предлогах.
К
счастью, кажется, по-моему, бесспорно, по-видимому, разумеется, естественно,
без сомнения, к сожалению, помнится, несомненно, во-вторых, признаться, в-
третьих, к несчастью.
Вывод: нужно помнить о правописании вводных слов.
Как вводные слова выделяются на письме? Какие знаки
препинания используются для выделения на письме вводных слов?
4)
Решение
теста:
Раздаются на парты тесты двух вариантов.
4. Закрепление, тренировка и
отработка умений
1)Выборочный
объяснительный диктант.
Записать под диктовку предложения, поставить знаки
препинания, найти соответствующие схемы.
1.Мы, по его мнению, неплохо потрудились,
и он , к нашей радости, объявил привал.
2.Пожар в лесу, по словам очевидцев,
страшное зрелище.
3.Дождь, как мне показалось, не только
не утихает, но и усиливается.
4.Подморозило, и , как утверждают старожилы,
к утру болотца покроются льдом.
2) - Если вводные слова выделить из предложения и прочитать его без них? (грамматическая
связь слов останется неизменной, немного изменится смысл)
- А знаки препинания?
( исчезнут запятые)
- Запишите 2-е предложение без
вводного слова:
Пожар
в лесу — страшное зрелище.
СЛАЙД 3.
( повторение постановка тире между подлежащим и
сказуемым в простом предложении)
2)Разноуровневая работа (одновременно):
1
вариант – учащиеся с высшими учебными возможностями;
2
вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями;
3
вариант – учащиеся со средними и низкими учебными возможностями.
а)
Творческая работа "Три минутки для шутки" (для
сильных учащихся – I вариант)
Задание распечатано на карточках
для индивидуальной работы.
Задание: Прочитайте этот "рассказ". Можно ли понять
его содержание? Добавьте недостающие с вашей точки зрения слова, чтобы
получился рассказ на весеннюю тему (или на школьную). Условие – не выбрасывать
и не переставлять указанные вводные слова и словосочетания. У вас все
получится!
Признаться, надо сказать, без
всякого сомнения, к страшной моей досаде, по словам очевидцев, мягко выражаясь,
согласитесь, по слухам.
б)
Самостоятельное составление предложений к каждой смысловой группе вводных слов.
(II вариант – см. таблицу в учебнике)
в)(III
вариант – каждому учащемуся по 1 предложению)
СЛАЙД
4.
Совместная
работа по опознаванию вводных слов и сочетаний, постановка знаков
препинания, обозначение графически
3)
Составление предложений
СЛАЙД 5
1 вариант — кажется;
2 вариант — видно;
3 вариант — возможно.
Чтобы в одном случае они были членами предложения, а в
другом — вводными словами.
Проверка
4)
Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя
материал для справок.
СЛАЙД 6
Чем
хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он
быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые,
легковые, пожарные.
Все
это,
,
хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не
прокашляешься.
Есть
у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть
в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________,
без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них
и вреда.
______________,
где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
Слова
для справок:
значит, во-первых, с одной стороны, в-третьих, с другой, конечно, во-вторых
5.
Итоги. Оценки за урок.
(5-7 классных тетрадей на проверку)
СЛАЙД 7
- Что на уроке было главным?
– Добились ли мы поставленных целей?
– Имеются ли у вас вопросы по данной теме?
– Что было интересным?
– Чему научились?
6. Домашнее
задание по выбору учащегося:
СЛАЙД 8
1 вариант: Составить предложения со словами, которые
могут быть и вводными, и членами предложения – в зависимости от контекста.
Найти слова, не являющиеся вводными, но похожие на них (исключительно, притом и
др.)
2 вариант: Разработать словарный диктант по теме
"Вводные конструкции".
3 вариант: Выполнить упражнение № 217.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.