Главная / Русский язык и литература / Урок-практикум по русскому языку в 8 классе " Вводные конструкции".

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе " Вводные конструкции".

Предложения с вводными конструкциями (продолжение темы). 8 класс


Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-практикум).

Цели урока:

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать в ходе урока знания по теме « Вводные конструкции»

  2. Закрепление умения ставить знаки препинания при вводных словах.

  3. Определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по данной теме.


Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать факты.

2. Формирование умения находить в тексте, определить роль вводных слов.

3. Развивать умение грамотно пользоваться вводными конструкциями в своей устной и письменной речи

4.Формировать умение правильно пользоваться справочными пособиями и раздаточными материалами.

5. Обогащать активный словарный запас школьников.

Воспитывающие.

1. Воспитывать любовь к родному русскому языку.

2. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Форма урока: урок-практикум.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Лингвистическая разминка.

3. Проверка усвоения знаний по теме:



  1. устный опрос учащихся;

  2. вопросы по теме, составленные учащимися;

  1. орфографическая работа;

  2. решение теста.

4. Закрепление и обобщения материала.

  1. выборочный объяснительный диктант;

  2. разноуровневая работа;

  3. составление предложений;

  4. составление текста с вводными словами.

5. Заключительная часть:

а). подведение итогов урока;

б). выставление оценок учащимся;

6. Объяснение домашнего задания.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал,

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Лингвистическая разминка.

СЛАЙД 1.

Комплексный анализ текста.

Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

( К. Бальмонт)

- Выразительно прочитать отрывок.

- Какаие синтаксические средства придают особую выразительность авторскому тексту?

( синтаксический параллелизм, одинаковый синтаксис ( построение) 4 предложений:

анафора( греч.единоначалие) — вводные слова, метафоры, вопросительные предложения)

- К какой смысловой группе относятся вводные слова?

( степень достоверности сообщения — меньшая степень уверенности, предположение)

- В чем фонетическая особенность слова вся?

( буквы «с», «я» - [ с'а])

- В чем морфемная особенность слова различность?

( нулевое окончание, Ь в окончание не входит)

- Лексическое значение слова мозаика

- Орфографический анализ слова лишь?

( частица)


3. Проверка усвоения знаний по теме:


1) Устный опрос по теме.

Дайте определение: Какие слова называются вводными?

Вводные слова имеют несколько значений .Назовите их.

2) Опрос по вопросам к теме, составленным учащимися, по цепочке.

( ответивший на вопрос сам выбирает того, кто будет отвечать следующим )

3) Сгруппируйте вводные слова по орфограммам:

СЛАЙД 2

-с удвоенной согласной

-тся/ться в глаголах

-употребление дефиса в словах

-существительное в предлогах.

К счастью, кажется, по-моему, бесспорно, по-видимому, разумеется, естественно, без сомнения, к сожалению, помнится, несомненно, во-вторых, признаться, в- третьих, к несчастью.

Вывод: нужно помнить о правописании вводных слов.

Как вводные слова выделяются на письме? Какие знаки препинания используются для выделения на письме вводных слов?

  1. Решение теста:

Раздаются на парты тесты двух вариантов.




4. Закрепление, тренировка и отработка умений

1)Выборочный объяснительный диктант.

Записать под диктовку предложения, поставить знаки препинания, найти соответствующие схемы.

1.Мы, по его мнению, неплохо потрудились, и он , к нашей радости, объявил привал.

2.Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище.

3.Дождь, как мне показалось, не только не утихает, но и усиливается.

4.Подморозило, и , как утверждают старожилы, к утру болотца покроются льдом.

2) - Если вводные слова выделить


из предложения и прочитать его без них? (грамматическая связь слов останется неизменной, немного изменится смысл)

- А знаки препинания?

( исчезнут запятые)

- Запишите 2-е предложение без вводного слова:

Пожар в лесу — страшное зрелище.

СЛАЙД 3.

( повторение постановка тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении)



2)Разноуровневая работа (одновременно):

1 вариант – учащиеся с высшими учебными возможностями;

2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями;

3 вариант – учащиеся со средними и низкими учебными возможностями.

а) Творческая работа "Три минутки для шутки" (для сильных учащихся – I вариант)

Задание распечатано на карточках для индивидуальной работы.

Задание: Прочитайте этот "рассказ". Можно ли понять его содержание? Добавьте недостающие с вашей точки зрения слова, чтобы получился рассказ на весеннюю тему (или на школьную). Условие – не выбрасывать и не переставлять указанные вводные слова и словосочетания. У вас все получится!

Признаться, надо сказать, без всякого сомнения, к страшной моей досаде, по словам очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по слухам.

б) Самостоятельное составление предложений к каждой смысловой группе вводных слов. (II вариант – см. таблицу в учебнике)

в)(III вариант – каждому учащемуся по 1 предложению)

СЛАЙД 4.

Совместная работа по  опознаванию  вводных слов и сочетаний, постановка знаков препинания, обозначение графически

3) Составление предложений

СЛАЙД 5

1 вариант — кажется;

2 вариант — видно;

3 вариант — возможно.

Чтобы в одном случае они были членами предложения, а в другом — вводными словами.

Проверка


4) Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

СЛАЙД 6

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.

_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.

Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.

Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.

_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.

______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.


Слова для справок: значит, во-первых, с одной стороны, в-третьих, с другой, конечно, во-вторых



5. Итоги. Оценки за урок.

(5-7 классных тетрадей на проверку)

СЛАЙД 7

- Что на уроке было главным?

– Добились ли мы поставленных целей?

– Имеются ли у вас вопросы по данной теме?

– Что было интересным?

– Чему научились?




6. Домашнее задание по выбору учащегося:

СЛАЙД 8

1 вариант: Составить предложения со словами, которые могут быть и вводными, и членами предложения – в зависимости от контекста. Найти слова, не являющиеся вводными, но похожие на них (исключительно, притом и др.)

2 вариант: Разработать словарный диктант по теме "Вводные конструкции".

3 вариант: Выполнить упражнение № 217.







Урок-практикум по русскому языку в 8 классе " Вводные конструкции".
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-практикум).

Цели урока:

Образовательные: 1. Обобщить  и систематизировать в ходе урока знания по теме « Вводные конструкции» 2. Закрепление умения ставить знаки препинания при вводных словах. 3. Определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по данной теме.

Развивающие:1. Развитие у учащихся умение логически мыслить и обобщать  факты.  2. Формирование умения находить в тексте, определить роль вводных слов.3. Развивать умение грамотно пользоваться вводными конструкциями в своей устной и письменной речи  4.Формировать умение правильно пользоваться справочными пособиями и раздаточными материалами. 5. Обогащать активный словарный запас школьников. Воспитывающие: 1.Воспитывать любовь к родному русскому языку.2.Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля .

Автор Сергеева Ирина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1542
Номер материала 38248
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓