Главная / Начальные классы / урок по русскому языку

урок по русскому языку

Род имен существительных

Ход урока.

  1. Организация внимания.

- Здравствуйте ребята!

Сейчас давайте улыбнемся друг другу и начнем нашу работу.

  1. Актуализация знаний.

- Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам.

- Ребята, вы можете сказать, о какой части речи идет речь? (о существительном)

- Правильно. Вы уже знакомы с именем существительным, поэтому предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное».

2) Игра «Да – нет» (использовать сигнальные карточки)

Сейчас я буду читать вам вопросы, на которые вы мне должны ответить да или нет. Если ваш ответ «да», то вы поднимаете зеленую карточку. Если ваш ответ «нет», то вы поднимаете красную карточку.

  • Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет)

  • Имя существительное – это часть речи? (Да!)

  • Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

  • Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

  • Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

  • Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?(Да)

- Я увидела, что вы многое знаете о существительном.

- Сегодня мы дополним наши знания об этой части речи.

-Ребята, у каждого на столе лежит листок самооценки. В первой колонке оцените свою работу. Если вы считаете, что справились с заданием, нарисуйте солнышко, а если считаете, что вам нужно немного доработать нарисуйте облако.

3. Сообщение темы и задач урока

- А теперь поработаем в группах.

- Я приготовила для вас конверты с сюрпризом.

- Давайте откроем их и посмотрим, что же там находится.

- И так в конверте у вас находятся слова, давайте прочтем их.

Мама, девочка, дом, папа, книга, мальчик, яблоко, озеро, солнце.

(слова напечатаны на разрезных карточках)

Что это за слова?

(имена существительные)

- Сейчас вам нужно будет выполнить вот такое задание: нужно распределить жти слова на три группы.

- Но для начала ответьте мне на один вопрос: Вы дружите между собой?

- (Да) Это хорошо, а вы знаете, что части речи тоже очень дружны, они помогают друг другу в трудную минуту.

-Вот посмотрите, какие есть слова помощники у имени существительного.

- Кто изображен на этой картинке? (Девочка)

- Каким одним словом, мы можем заменить слово девочка? (она)

- Мы можем сказать девочка чья? Она моя.

- Кто изображен на этой картинке? (Мальчик)

- А каким, словом вы замените слово мальчик? (Он)

- Мальчик чей? Он мой.

- Что изображено на следующей картинке? (Солнце)

- А каким, словом вы будете заменять слово солнце? (Оно)

- Солнце чье? Оно мое.

- У каждой группы своя карточка помощник. Вам нужно будет найти из слов, только те, которые подходят к вашей карточке.

Работа в группах

1. Мама, девочка, книга.

2. Папа, мальчик, дом.

3. Яблоко, озеро, солнце.

- Прочтите слова первой группы.

- Все эти слова, каким, одним словом мы можем заменить? (Она)

- Какая карточка помощник, помогла вам выполнить это задание? (Девочка чья? Она моя).

- Прочтите слова второй группы.

- Для слов второй группы, какое слово вы использовали?

- Какой помощник вам помог справиться с этим заданием?

- Прочтите слова третьей группы.

- Какое одно слово может заменить все слова этой группы?

- Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?

-Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные женского рода, во втором – мужского рода, в третьем – среднего рода.

- Кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока? (Род имен существительных.)

- А кто сможет сказать, чему мы с вами должны научиться сегодня на уроке? (научиться определять род имен существительных).

- Оцените свою работу на этом этапе урока во второй колонке.

А сейчас, я хочу рассказать вам сказку о том, как появился род имен существительных.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ:

Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.

Пришла королева и сказала:

Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались посередине, пусть будут среднего рода”.

С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.

- Ребята, а как вы думаете, какие слова взял себе муж?

- А какие слова взяла себе жена?

- А какие слова остались посередине?

2. Самостоятельная работа. На доске слайд.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Вам нужно найти на этой картинке существительные и определить род. Для этого задания мы тоже будем использовать карточки помощники. У каждого ряда будет свой помощник. 1 ряд – средний род, 2 ряд – мужской род, 3 ряд – женский род. На выполнение этого заданья я даю вам 2 минуты.

- А сейчас вам нужно будет поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить его работу и поставить оценку. На этой картинке много слов, я нашла вот такие слова.

- Ребята посмотрите у меня здесь записано одно слово, а род не определен. Найдите это слово. Определите род.

- Почему нельзя определить род у этого слова?

- Теперь оцените свою работу в тетради и в листах самооценки нарисуйте солнышко или облако.

Игра отдохни и подумай.

Ребята давайте немного отдохнем. Давайте все встанем. Послушайте задание. Я сейчас буду называть существительные, если слово будет женского рода, то это задание будут выполнять девочки. Вы должны будете подняться на носочки и хлопнуть в ладоши. Если слово будет мужского рода, то задание выполняют мальчики. Вы должны будете присесть. Ну а если слово будет среднего рода, то задание никто не выполняет.

Кошка, мост, дерево, лиса, озеро, слон, стол, парта.

- Оцените себя, внимательными ли вы были и правильно все выполнили.

Игра «Помоги Маше и медведю».

В следующем задании нам с вами нужно помочь Маше и медведю наполнить корзины.

У кого есть идея, по какому принципу мы будем распределять предметы в корзины?

-В корзину Маши кладем предметы женского рода, а в корзину медведя предметы мужского рода. (Работа с интерактивной доской.)

- Какие слова остались? Почему?

- Оцените, пожалуйста, свою работу.

Итог урока. Рефлексия.

- Как вы себя чувствуете?

- Я никого не обидела?

- Вам понравился урок?

А сейчас давайте подведем итог нашего урока.

Какое новое знание мы сегодня открыли об имени существительном?

(У имени существительного можно определить род.)

Какие слова помощники вам помогали сегодня на уроке?

Я хочу, чтобы вы тоже так дружили как части речи, приходили на помощь своим товарищам и помогали друг другу в трудной ситуации.

А можете вы мне назвать пословицы или поговорки о дружбе?

- Верному другу цены нет.

- Дерево живет корнями, а человек друзьями.

- Для друга ничего не жаль.

- Беден тот, у кого друзей нет.  (английская)

- Друг бывает лучше брата.  (африканская)

А вот теперь возьмите в руки свои листы самооценки и в последней колонке, где написано итог, поставьте себе оценку за работу на уроке. Если у вас все пять солнышек поставьте себе пятерку, если четыре солнышка, то поставьте себе четверку, ну а если у вас три или меньше, то не расстраивайтесь, потому что из-за тучки обязательно появится солнышко!





урок по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

Этот урок я проводила на республиканском конкурсе "Педагогический дебют". Урок предназначен для 3 класса. Тема урока: "Род имен существительных". 

В ходе урока проводится игра "Да-нет" которая детям очень интересна, с помощью которой можно проверить знания о существительном.

Цели урока:

  1. познакомить детей с понятием «род имён существительных»; с приёмами определения рода имён существительных;
  2. Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
  3. Воспитывать у учащихся любознательность и самостоятельность при работе на уроке.
Автор Соколова Инна Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 294
Номер материала 33255
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓