Открытый
урок по русскому языку в 9
классе
по теме «Сложноподчинённые предложения»
Цели урока:
Обучающая:
обобщить
и систематизировать материал о сложноподчинённых предложениях, отработка умения
находить СПП в тексте, различать ССП и СПП.
Развивающая:
развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки
знаков препинания в СПП в тексте и в заданиях типа В7, В8.
Воспитывающая:
формирование языковой компетенции, воспитание сознательной дисциплины и
воспитание любви к литературе.
Тип урока:
систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум.
Методы обучения: метод
активизации познавательной деятельности,
метод актуализации
опорных знаний.
Педагогические технологии: компьютерные,
здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение),
личностно-ориентированные, предметно - ориентированные
Формы:
классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и
устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы,
тренинговые упражнения, тестовые задания.
Учащиеся должны знать:
сложные предложения разных типов, группы СПП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь:
определять смысловые отношения между частями СПП, расставлять знаки препинания
в СПП.
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный
проектор, тренажер «Русский язык», презентация «Сложноподчинённое предложение,
В 7, В 8», раздаточный материал, лист самоконтроля.
Дифференцированный
подход:
индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися
Основные понятия и
термины урока: сложноподчинённое предложение.
«Друзья
мои, прекрасен наш союз!»
(А.С.Пушкин)
Ход
урока
I.
Вступительное
слово.
Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы
начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!».
Вспомните название стихотворения, из
которого взяты эти строки и кому они посвящены.(«19 октября». Николаю
Корсакову, Фёдору Матюшкину, Ивану Пущину, Александру Горчакову, Антону Дельвигу,
Вильгельму Кюхельбекеру)
Эти слова произносились не одним
поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника
Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит
уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через
всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.
Мне приятно считать вас своими друзьями,
единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня,
надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.
II. Объявление
темы, постановка цели урока.
Сегодня
у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложноподчинённые предложения». Что
же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять
на уроке. Итак, мы будем
Повторять:
сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
Будем
учиться: отличать сложносочинённые предложения от
других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными
членами, связанными сочинительными союзами.
Запись в тетрадях
даты и темы урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».
Сегодня в конце
урока вы заполните лист самоконтроля:
Какие ключевые понятия усвоены?
|
Что вызвало трудности, каковы причины
этого?
|
Личная оценка
качества усвоения материала
|
Личная оценка активности, вклада в урок
|
Предложения по теме, уроку
|
III.Проверка
домашнего задания при устном опросе
Итак, теорию о ССП
мы проведем при фронтальном опросе. В ходе опроса мы будем обращаться к
примерам из домашней работы. Ученики получили индивидуальное задание: выписать
из произведений А.С.Пушкина примеры ССП и простых предложений с однородными
членами.
IV.
А. Индивидуальная работа
1.
На компьютерах – тренажер по орфографии (6 уч-ся)
2.
Интерактивная доска. «Исправление ошибок» (ошибки в распределении союзов)
На
доске необходимо исправить ошибки, правильно распределив союзы в схеме.
Б.
Фронтальный опрос
- Какие
же предложения мы называем ССП? (примеры из дом. работы)
- Почему простое предложение, осложнённое
однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными
конструкциями, всё же остается простым? (примеры из дом. работы)
- Когда в ССП ставится тире?
- Когда в ССП ставится точка с запятой?
- Когда в ССП ставится запятая?
- А когда не ставится запятая в ССП?
- Расскажите алгоритм
постановки знаков препинания в ПП и ССП
- Какие значения вносят в ССП различные
союзы?
Делаем главный вывод. Какова
роль сочинительных союзов в ССП?
Проверка
тренажёров и интерактивной доски
V.
Работа с тестами. Расскажите алгоритм, по которому необходимо работать при
выполнении задания В7 в ГИА
1.
Алгоритм:
2.Работа
с тестами (устно) по слайдам – на партах у детей распечатанные тесты
1. В 1810 году царь
Александр I подписал проект (1) составленный министром Михаилом Сперанским (2)
о создании особого учебного заведения. Замыслы крупного государственного
деятеля Сперанского были устремлены в будущее , (3) и он надеялся на это
закрытое учреждение. (3)
2. Торжественное
открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1)
его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжественной
церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея. (2)
3. По одну сторону
стола стояли лицеисты вместе с директором (1) по другую находились
профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором
(2) и перед ними торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский.
(2)
4. Их величали «первый
курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и
студентами. (1)
VI.
Зарядка для глаз под музыку Иогана Штрауса «Сказки венского леса»
Слово учителя:
Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин,
вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А
другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской
литературы А.С. Пушкина. Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось,
и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось…
Я предлагаю вам познакомиться с
текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и
Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Басина Марианна
Яковлевна (1916 – 1994) – писатель, литературовед.
Текст на
экране, на столах.
VI. Работа с текстом
Запишите
вид работы: Работа с текстом
1. На
магнитной доске ученик выполняет задание:
Выполните
синтаксический разбор предложения
После вечернего чая всех повели
переодеваться и мальчики преобразились.
2.На
интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание:
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой
выбор. Выполните морфемный разбор слов с пропущенными буквами.
3.Выразительное чтение текста учителем
(1) С утра девятого октября 1811 года возле директорского
дома началось
оживление. (2) Со стуком подъезжали кареты и из них степенно выходили
мальчики - подростки в сопровождении родных. (3) Дети были грустны а взрослые были
серьезны. (4) Это начали съезжа(т, ть)ся будущие воспитанники Царскосельского
лицея.
(5) Родные уехали а воспитанники
остались с инспектором. (6) После вечернего чая всех повели переодеваться и
мальчики пр…образились. (7) Ребята были одеты в двубортные сюртуки с блестящими
пуговицами синие жилеты дли(н,нн)ые панталоны и (полу)сапожки. (8) Мальчики
бросились к зеркалу разглядывали друг друга вертелись. (9) Одни уже во…бражали
себя министрами а другие просто наслаждались своим парадным видом. (10)
Довольны были все. (М. Басина)
4. Самостоятельная работа
Задания:
1. Расставьте знаки препинания и
вставьте пропущенные буквы.
2.Укажите ПП с однородными членами,
связанными сочинительным союзом. Объясните пунктуацию.
3. Укажите ССП с общим второстепенным
членом.
3. Найдите в тексте ССП, укажите их
номера.
5. Проверка самостоятельной работы
6. Проверка индивидуальных заданий у
доски
7.Работа с интерактивной доской
Определите
значения, которые вносят в предложения различные союзы.
Со стуком подъезжали кареты, и из них
степенно выходили мальчики - подростки в сопровождении родных.
Лица детей были грустны, а лица взрослых
торжественно серьезны.
Родные уехали, а воспитанники остались с
инспектором
После вечернего чая всех повели переодеваться
и мальчики преобразились.
значение последовательности
значение последовательности
значение сопоставления
значение противопоставления
VII.
Задание на дом
Запишите
домашнее задание:
1.
Повторить тему «ССП»
2.
Задание по выбору
А)
Написать сочинение - рассуждение на тему: «Зачем нужны запятые в тексте
М. Басиной? » Не забудьте привести примеры. Объём сочинения – не менее 90 слов.
Б) Составить 7 заданий по типу В7
IX.
Итоги урока
Наш
урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные
в начале урока цели:
Мы
повторили: сведения о сложносочинённом предложении;
сочинительные союзы;
Мы
весь урок учились: правильно ставить знаки в ССП и в ПП
с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Мы
вспомнили важное событие из жизни А.С.Пушкина, с чьим
творчеством мы знакомимся на уроках литературы.
X.Рефлексия. Заполнение
листа самоконтроля:
Какие ключевые понятия усвоены?
|
Что вызвало трудности, каковы причины
этого?
|
Личная оценка
качества усвоения материала
|
Личная оценка активности, вклада в урок
|
Предложения по теме, уроку
|
Спасибо вам за
урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:
Друзья мои,
прекрасен наш союз!
Ведь он даёт нам
возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.