Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому на тему: «Виды односоставных предложений» (8 класс)

Урок по русскому на тему: «Виды односоставных предложений» (8 класс)

Конспект урока на тему: «Виды односоставных предложений»

Цель урока:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения.

Задачи:

  • научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте;

  • сформировать практические навыки в употреблении односоставных предложений;

  • способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать;

  • прививать любовь к русскому языку;

  • способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, организованности, самостоятельности, взаимопроверки.

Оборудование: опорная таблица «Односоставные предложения», карточки с дифференцированными заданиями, сигнальные карточки, картины: И.И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Место проведения: кабинет информатики.

Ход урока

1.Организационный момент


2. Языковая разминка









3. Слово учителя.





4. Сообщение темы и постановка целей урока.






5. Повторение теоретического материала.
































































6. Практическая работа:


а)работа с диском,



б) работа с доской



















в) работа по карточкам












































г) самостоятельная работа по учебнику.





















д) тестирование.
















































7. Итог урока.






8. Домашнее задание (по выбору)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради и записываем число. Сегодняшний урок начинаем с языковой разминки.(1 слайд)

- Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Бе… умения вид…ть гра(м,мм)аттическую основу (не)возможно стать с…нт…ксически и пунктуац…о(н,нн)о гра(м,мм)отным.

(2слайд) (правильно оформленное предложение Без умения видеть грамматическую основу невозможно, стать синтаксически и пунктуационно грамотным.)


- Выразительно прочитайте предложение. Посмотрите внимательно и попробуйте определить, чем для нас интересно данное предложение по составу? Попробуйте сформулировать тему урока.


- Итак,(3 слайд) тема нашего урока «Виды односоставных предложений» и сегодня мы должны обобщить и систематизировать материал ранее изученный, научиться различать виды односоставных предложений и видеть их в тексте. В конце урока вы должны знать. (слайд 4) А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив тест.


- Итак, повторим теорию:

Задание 1:

группа А: рассказать о типах односоставных предложений, используя опорную таблицу «Односоставные предложения» (таблица у каждого учащегося );

группа Б и С: выполнить диктант с помощью компьютера, составленный в программе, по теме «Односоставные предложения» (выполненное задание проверяет учитель).

Группа Б

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, обеспечивающего понимание смысла предложения, называются…


Односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени называются…


Неопределённо-личные и определённо-личные предложения со значением обобщённого лица называются…


Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет, и не может быть подлежащего, называются…


Односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее, называется…

Группа С

Односоставные предложения – это предложения…

Неопределённо-личные предложения – это предложения…

Определённо-личные предложения – это предложения…

Обобщённо-личные предложения – это предложения…

Безличные предложения – это предложения…

Назывные предложения – это предложения…

- А сейчас с помощью сигнальных карточек мы будем определять вид односоставных предложений и способы выражения главных членов.

Задание 2 – для всех учащихся (слайд 5-9)

- Вслушайтесь в стихотворения поэтов и определите тип односоставного предложения:

1.Было душно.

К придорожью

Мёдом веяло с гречихой. (безличное)

(С.Васильев)

2. Вечер. Взморье.

Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря.

В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн. (назывное)

(К. Бальмонт)

3.Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер… (определённо-личное)

(С.Есенин)

4.Уходи, зима седая! (Определённо-личное)

(А.Майков)

5.И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорную…( неопределённо-личное) (М.Лермонтов)

- Сделайте вывод, как определить тип односоставного предложения.

- Мы убедились, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции, которые: оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел; помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.

-Итак, мы с вами повторили теоретический материал, а теперь приступаем к практической работе.

- Первое наше задание заключается в следующем: группа С будет работать на компьютере с использованием диска «Русский язык. Репетитор», а группы А и Б будет работать у доски: один ученик у доски, остальные все в тетради.

- Продолжите предложения, записанные на доске, расставьте знаки препинания и определите тип односоставного предложения:

Сам погибай а … (Сам погибай, а товарища выручай. – определённо – личное предложение)

Во глубине сибирских руд…(Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. – определённо – личное)

Прилёг вздремнуть я у лафета… (Прилёг вздремнуть я у лафета, и было слышно до рассвета, как ликовал француз. – двусоставное)

Уж роща отряхает… (Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. – двусоставное)

Нигде не дышится вольней…(Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. - безличное)

- Внимательно посмотрите на записанные предложения и скажите, какого типа односоставных предложений не хватает? (назывных, обобщённо-личных, неопределённо-личных)

- Давайте вспомним, где могут употребляться односоставные предложения.

- А теперь следующий вид работы на нашем уроке - работа с карточками.

Группа А: Перед вами пословицы и поговорки о книгах, подчеркните только те пословицы, которые состоят из односоставных предложений.

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Книга книгой, да и своим умом двигай.

  • Книга мала, а ума придала.

  • Книга хороша, да нечетчики плохи.

  • Книги не говорят, а правду сказывают.

  • Книги читай, а дела не забывай.

  • Книги читать – не в ладушки играть.

  • Книга – друг человека.

  • Кто много читает – то много знает.

Группа Б: Перед вами начало пословиц и поговорок о книгах, состоящие из односоставных предложений, допишите их.

  • Учёному и книги…(в руки)

  • Читай, книгочей, не жалей …(очей)

  • Всю жизнь живи, всю жизнь…(учись)

  • Ему и книги…(в руки)

  • Много читает, а дела…(не знает)

  • Смотрит в книгу, а видит…(фигу)

Группа С: Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного предложения.

- А теперь проверим, что же получилось. Группа С проверит правильность выполненного задания у группы Б, а группа Б- у группы А, у группы С проверяет учитель.

- Следующее наше практическое задание – самостоятельная работа по учебнику:

- Группа А выполняет упражнение 218

- Группа Б – упражнение 219

- Группа С составляет рассказ по картине, по возможности используя односоставные предложения (на доске висят картины: И.И.Левитан «Весна – большая вода», И.И.Левитан «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»)

- Мы повторили с вами все виды односоставных предложений, отрабатывали умения различать способы выражения главного члена, учились находить их в тексте и использовать в своей речи. Я думаю, что сейчас вы готовы к самому важному этапу урока – к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили материал. Я вас очень прошу не торопиться, работайте внимательно, думайте. (Тестирование проходит в интернете в реальное время (Онлайн). Результаты моментально отображаются после нажатия кнопки «отправить результат». Учащиеся проверяют результаты теста друг у друга по ключу).

1.Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Не плачь попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Какое из утверждений является неверным?

Определённо – личное предложение – это...

А. предложения, в которых окончания сказуемых –глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б. односоставные предложения

В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

3. Найдите безличное предложение.

А. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

4. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. неопределённо-личное

Б. определённо-личное

В.безличное

5. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

Г. Пугачёв подал знак, меня тотчас развязали и оставили.

Ключ к тесту: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5В.

- Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Все сегодня были молодцы. (объявляю оценки за урок)

- Написать миниатюру на тему «Зимний день», используя односоставные предложения;

-Упражнение 217; страница 101 вопросы.



Урок по русскому на тему: «Виды односоставных предложений» (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока:

сисистематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения.

Задачи:

·         научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте;

·         сформировать практические навыки в употреблении односоставных предложений;

·         способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать;

·         прививать любовь к русскому языку;

·         способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, организованности, самостоятельности, взаимопроверки.

Оборудование: опорная таблица «Односоставные предложения», карточки с дифференцированными заданиями, сигнальные карточки, картины: И.И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Место проведения: кабинет информатики.

Автор Козлова Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 678
Номер материала 47947
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓