Главная / Начальные классы / Урок по риторике "Этикетные диалоги"

Урок по риторике "Этикетные диалоги"

Риторика 4 класс


Тема: Этикетные диалоги

Цель: - обобщение этикетного репертуара и тем этикетных диалогов

- тренировка в узнавании и употреблении этикетных реплик

- воспитание хороших привычек, манер, культуры речевого поведения, общей культурой.

Тип урока: комбинированный

Технология: коллективный способ обучения

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Повторение этикетных жанров

- Назвать формулы речевого этикета

1) запрет

2) приветствие

3) поздравление

4) просьба

5) благодарность

6) отказ

7) извинения

8) утешение

9) прощение

10) согласие

11) похвала, одобрение

3. Беседа учителя. Следить за тоном. Интонация может снять категоричность, жесткость отказа и т.д.

ЗАПОМНИ!

НО НИГДЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ!

- об интонации;

- об обращении;

- о словах благодарности:

- за желание выполнить просьбу;

- за поздравление;

- за одобрение, за похвалу;

- за утешение (хотя и не всегда);

- об ответных словах типа:

- пожалуйста

- не за что

- не стоит:

- при благодарности

- при извинении.

4. Игровые ситуации




5. Работа над новой темой

Тренировка в узнавании и употреблении этикетных реплик.

Назвать несловесные этикетные средства: кивок, улыбка, взгляд и т.д. В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнить такими несловесными этикетными средствами

НЕ ЗАБУДЬ: в этикетных диалогах часто употребляются обращения.


6. Задание. Составить этикетные диалоги с обращением.

Дополнительный вопрос: Когда ответной репликой могут быть слова «пожалуйста», «не за что», «не стоит».


7. При употреблении этикетных реплик людям помогают или мешают речевые привычки (см. с.181)

Цель риторики: изучение риторики помогает овладеть хорошими привычками, манерами, культурой речевого поведения.


8. Работа в тетрадях

- Подобрать и записать слова-антонимы, характеризующие речевые манеры говорящих.

Хорошие – плохие привычки

Некрасивые – красивые манеры

Манеры воспитанного – невоспитанного человека


9. Подумай над высказыванием Д.С.Лихачева:

«В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо» (см.с.182)

10. Речевые разминки.

С.182 зад. 260

С.183 зад. 263

11. Составление памятки


hello_html_3bcae0a1.gif

Памятки


Нhello_html_1cbd7991.gifhello_html_m2823cef2.gifевежливо


нhello_html_36410d87.gifhello_html_6e5d4079.gifеучтиво



сhello_html_6e5d4079.gif.183 зад.263

12. Понятия внешняя и внутренняя вежливость

Если ты только по привычке приглашаешь к себе товарища в дом, а у тебя нет времени – это внешняя вежливость. И от такой вежливости никому приятно не будет.

Чтение рассказа Моллы Насреддина «Беда от языка» с.184 зад.264

Вывод: Смущенный мулла понимает, что его подвел язык, усвоенные им внешние формы выражения вежливости.

13. Обобщение

О каких правилах речевого поведения говорят эти пословицы? (записать на доске)

1. Говорит с уха на ухо, а слышно с угла на угол.

2. Поклонишься – голова не отломится

3. Глядит вбок, говорит в сторону.

4. За худые слова слетит голова.

5. Язык болтуна не доведет до добра.

Задание 265 объяснение с.91 (лит.пособие)


Итог урока

Домашнее задание. Вспомни литературных героев и персонажей мультфильмов, которых можно назвать вежливыми, с хорошими манерами; невежливыми, с плохими речевыми привычками.





























Министерство науки и образования Республики Казахстан

Средняя школа имени Базылбека Ахметова
















Урок риторики

«Этикетные диалоги»



Учитель Плындина Н.Ю.














2007-2008 учебный год

Урок по риторике "Этикетные диалоги"
  • Начальные классы
Описание:

 Развитие речи – составная часть уроков словесности и русского языка, а также истории, биологии, географии и остальных предметов. Сейчас в школах в учебный план начинают включать такой предмет по выбору как «Риторика». Изучение этой дисциплины очень важно, так как нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, в которой плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь была бы благом. А как часто именно такую речь мы слышим на работе, на улице, по телевизору. Каждый человек должен уметь точно и кратко выражать свои мысли. Именно этому учит учебный предмет, который называется риторика, ораторское искусство или красноречие.

Автор Плындина Наталья Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 819
Номер материала 28233
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓