Главная / Школьному психологу / Урок по психологии на тему "Истоки доброты" (2 класс)

Урок по психологии на тему "Истоки доброты" (2 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

города Набережные Челны «Прогимназия № 64»











Урок по психологии во втором классе

на тему: «Истоки доброты».












Подготовила:

педагог-психолог

1 квалификационной категории

Староверова Т.А.









- 2014 –

Тема: Истоки доброты.

Цель: Ознакомить учащихся со значением слова доброта.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представления учащихся о добре.

  2. Развивать способность понимать значение и нравственный смысл позиций: « хорошо - плохо».

  3. Воспитывать стремление совершать добрые дела, сострадание, милосердие.

Оборудование:

  • Интерактивная доска,;

  • Компьютер;

  • Ватман;

  • Листы с рисунком дерева и листочки по количеству учащихся;

  • карточки с утверждениями;

  • тест “Добрый ли, я” по количеству учащихся.



Ход урока:

  1. Организационный момент. – ЧИР. Слайд № 1 (пустой)

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Ваши улыбки говорят о том, что у вас сегодня хорошее настроение. Для того, чтобы радостное настроение у вас было на протяжении всего урока я предлагаю всем провернуться у соседу по плечу и хлопнуть в ладоши. Вы почувствовали, как тепло переходит от одной ладошки к другой? А теперь зарядим положительной энергией весь класс. Поднимаем руки вверх и говорим пш-пш-пш, выпускаем наш фейерверк Добра.

- Молодцы!

- А теперь повернитесь к гостям, которые пришли к нам сегодня на урок, и, улыбнувшись, подарите им кусочек своего тепла.

- Спасибо!

- Вот на такой позитивной ноте начинаем урок, присаживайтесь на свои места.

- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока.

  1. Вводная часть.

- Каждый человек по – разному, понимает значение слова доброта. Быть добрым, с одной стороны легко, а с другой стороны, это совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Каждый из вас постоянно сталкивается с разными жизненными ситуациями, в которых ему приходится становиться добрым, вспыльчивым, вежливым, заботливым к окружающим вас людям.

- Ребята, вспомните какое поведение чаще всего вам свойственно?

- КОНЭРС. Слайд № 2

- Перед вами 4 варианта ответа:

  1. Добрый;

  2. агрессивный;

  3. вежливый;

  4. заботливый.

- Посмотрите на слайд и подумайте в течение 10 секунд.

- Запишите свой вариант ответа, который вы выбрали.

- А сейчас, встаньте в тот угол, ответ, который вы выбрали.

- ТАЙМД – ПЭА – ШЭА.

- Найдите себе ближайшую пару, подняв руку. Дайте друг другу пять. Если пара не образовалась, держит руку тот, у кого нет пары. Объясните партнеру свой выбор, почему вы выбрали это поведение? Начинает партнер у кого волосы светлее.

- По моему сигналу через 20 секунд вы должны будете поменяться ролями: тот кто говорил, слушает, а кто слушал, говорит, объясняя свой выбор.

- Ребята, прощаясь с партнером, скажите ему, самое интересное, что я узнал о твоем поведении это_______________________.

- Саша, что ты узнала об особенностях поведения своего партнера. (2 - 3 ответа)

- Спасибо. А теперь поблагодарите друг друга за работу и сделайте хлопок в ладоши друг друга.

3. Основная часть:

- Спасибо, присаживайтесь на свои места. Сейчас вы попробуете сами сформулировать тему нашего урока.

- СИНГ РАУНД РОБИН.

- У вас у каждого лежит лист бумаги. В течение 5 секунд подумайте и напишите на листе бумаги свой ответ. Далее по очереди, начинает ученик под номером 1, затем номер 2,3 и 4 ученик читаете свои ответы друг другу. Обсудите и придите к общему решению: какова тема урока. Ученик под номером 4 зачитает тему, которую вы сформулировали все вместе.

- Спасибо.

- Ребята, многие из вас правильно догадались, мы сегодня будем говорить о том, как стать добрым, тема нашего урока – Истоки доброты.

Слайд № 3

- Ребята, а какое значение имеет слово доброта, мы сейчас с вами выясним.

- МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР - КОНТИНИУС РАУНД РОБИНС

- А сейчас ученик под номером 2 раздаст всем по одному листу бумаги.

- Я предлагаю каждому из вас взять листок и согнуть его пополам, еще раз пополам и отогнуть уголок.

- Сейчас разверните листок бумаги и проведите фломастером линии сгиба, в середине напишите в квадрате доброта это, в левом верхнем углу обязательные характеристики, те без которых доброта не может существовать. В правом верхнем углу необязательные характеристики, то есть, характеристики, которые могут быть и других, например у настроения, но они не играют главной роли в совершении добрых дел человеком. В левом нижнем углу противоположный пример, то, что добром не является. В середине вы должны дать определение доброты, то есть, описать что же является на ваш взгляд добротой. Вам дается время 3 минуты. Время пошло.

- У каждого есть индивидуальное решение, вам сейчас нужно выбрать все характеристики из ваших наиболее значимых и представить командный вариант.

- Ребята. Участник под номером 2 берет лист А3 и проделывает на нем то же, что и на маленьком листе, сгибая его поэтапно. Здесь вы будете записывать командный вариант ответа.

- Начинаем работать все вместе, 1 круг – обязательные характеристики. Ученик под номером 1 зачитывает обязательные характеристики, затем ученики под номером 2, 3 и 4. Если ваши мнения совпадают, то поставьте плюс, если у вас нет такого варианта ответа, допишите. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 1 круг завершен.

- Обсуждаем необязательные характеристики. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 2 круг завершен. Обсуждаем примеры. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 3 круг завершен. Обсуждаем антипримеры. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 4 круг завершен.

- Обсуждаем определение доброты. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 5 круг завершен.

- Сейчас зачитайте варианты ответов. Начинает стол № 4, ученик под номером 3. Все остальные внимательно слушают. (Пишу на доске или на ватмане общий вариант ответов детей класса).

- Спасибо.

- Продолжает стол № 2, ученик под номером 1. Слушайте внимательно, если ответы повторяются, то их зачитывать не нужно, зачитывайте только дополнение. (Таким образом, отвечает каждый стол).

- А сейчас я предлагаю вам проверить, что же такое доброта. Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова: Слайд № 4

- Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Недаром в народе говорят: “Доброе слово и кошке приятно”.

- Ребята, наверное, по-настоящему добрый человек обладает определенными качествами.

- ТАЙМ ПЭ - ШЭ

- Я предлагаю вам обсудить с партнером по плечу следующий вопрос: какие черты характера присущи добрым людям? Как можно назвать таких людей? Начинает тот, у кого глаза светлее. Время на обсуждение 30 секунд. Не забудьте по окончании поблагодарить друг друга.

- Стоп, время вышло, меняемся ролями.

- Ответит ученик под номером 3, стол 2. К какому вы пришли мнению, как можно сказать про такого человека? Спасибо. (Спросить 2 – 3 учеников).

- Конечно же, определения качеств добрых людей множество, но основные из них добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

- МИКС – ФРИЗ – ГРУП (музыкальная пауза)

- Все вы любите сказки. Одна из главных тем русских народных сказок тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

- Встаньте, пожалуйста. Сейчас поиграем в игру. Под музыку вы будете передвигаться по классу. Когда музыка становиться, вы должны остановиться на месте и по моей команде, ответив на вопрос, сформироваться в группу. Я буду называть сказочного героя, если он добрый, вы встаете в пары по двое и хлопаете в ладоши, если сказочный герой злой, вы встаете в пары по трое и топаете ногами. Обратите внимание, количество учеников в группе должно быть столько, какова цифра в ответе.

- Приготовились, начали двигаться.




Вопросы для обсуждения:

  1. Иван – царевич. Встаньте в группу и не забудьте проговорить друг другу свой ответ, почему вы образовали эту группу, положительный или отрицательный это герой? (Катя, что сказал твой партнер, какой это герой? Спросить 2 учеников) Слайд № 5 - 6

- Ребята не забывайте благодарить друг друга. Молодцы, двигаемся дальше.

  1. Карабас – Барабас. Образовали группу, проговорили свой ответ друг другу. (Алия, что сказал твой партнер, какой это герой?)

- Молодцы, двигаемся дальше. Слайд № 7 - 8

  1. Золушка. Образовали пару, проговорили свой ответ друг другу. (Ярослав, что сказал твой партнер, какой это герой?) Слайд № 9 - 10

- Правильно, это положительный герой.

- Спасибо, присаживайтесь на свои места.

- ЭЙ АР ГАЙД (работа с раздаточным материалом). Слайд № 11

- Посмотрите, перед вами лежат карточки. Прочтите про себя эти утверждения. Я даю вам время 10 секунд. А теперь еще раз прочтите.

- Внимательно посмотрите на эти утверждения и в графе до, поставьте галочки, если вы согласны с этим утверждением и знак минус, если вы с этим утверждением не согласны.

- Я предлагаю посмотреть вам видео-клип.

- Ребята, а сейчас мы опять будем работать с карточками, только теперь их будем заполнять в графе после, ответив на те же вопросы. Я даю вам время 10 секунд.

- Изменилось ли ваше мнение? Поднимите руку те, у которых мнение изменилось? Реналь, почему ты изменил свое мнение?

- Спасибо.

- А сейчас поднимите руку те, у кого мнение не изменилось? Аня, почему ты не изменила свое мнение?

- Спасибо, ребята.

- Как вы увидели из клипа, научиться быть по-настоящему добрым – доступно каждому. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- Игротерапевтический практикум “Добрый ли, я”.

Билетик на выход.

- Сейчас я предлагаю вам проверить, насколько вы, всегда ли внимательны и добры к окружающим? Давайте рассмотрим бланк с тестом.

- Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”. Ответив на вопросы, по окончании урока, вы положите мне листочки на стол, это ваш билетик на выход.

Вопросы:

1. Смог бы ты истратить все деньги, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Твой партнер плохо играет в игру. Будешь ли ты ему поддаваться?

3. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

4. Часто ли ты используешь злые шутки?

5. С желанием ли ты помогаешь другим людям?

6. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы

- Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 2, 3 и за отрицательный ответ на вопросы 4,5,6.

Результаты: Слайд № 12

Больше 6 очков. Ты добрый человек, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей.

От 3 до 6 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым человеком, а от случая к случаю.

Менее 3 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

- Ребята, у всех получились разные значения: один ребенок очень добрый, а другой не всегда совершает добрые дела.

- Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла.

- Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Психологическое упражнение «Дерево добрых поступков».

(Дерево изображено на плакате, без листьев)

- Ребята, значит, не только слова могут быть добрыми, но и дела. Давайте и мы с вами сейчас сделаем доброе дело, посадим «Дерево добрых поступков».

- Ученик под номером 3 раздайте каждому дерево и по 2 листочка.

- Ребята, вспомните, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице? Запишите их на листочках. Добрые поступки, которые вы совершили, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, которые вы хотите совершить, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков. Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашем классе. (На листе бумаги изображено дерево, дети записывают добрые дела на листочках и прикрепляют заготовленные трафареты - листья к дереву под музыку).

  1. Подведение итогов:

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Что для вас было новым на уроке?

- Какое затруднение вы испытали на уроке? Почему?

- Что было уже известно?

- Что больше всего вам понравилось?

- Что вы хотели бы изменить?

- Вы сегодня работали в группах, что вы можете сказать о своей работе на уроке?

- Ребята, в течение всего урока мы познакомились с вами с понятием доброта, узнали о том, какие добрые дела может совершать человек, и посадили дерево добрых поступков.

- Домашнее задание: нарисовать рисунок «Планета Добра».

- А сейчас, вы видите, перед каждым из вас лежат два смайлика, по окончании урока положите мне на стол:

  • смайлик с улыбкой, если знания полученные сегодня на уроке вам пригодятся;

  • смайлик огорчение, если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся.

- Ребята. Мне понравилось с вами общаться, поэтому мой смайлик – улыбка. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли это ощущение с собой, уходя с урока, тогда теплые чувства и хорошее настроение будут сопутствовать вам во всех ваших начинаниях.

- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 13


Урок по психологии на тему "Истоки доброты" (2 класс)
  • Школьному психологу
Описание:

 

Цель: Ознакомить учащихся со значением  слова  доброта.

 

Задачи:

 

1.     Способствоватьформированию представления учащихся о добре.

 

2.     Развивать способность понимать значение и нравственный смыслпозиций: « хорошо - плохо».

 

3.     Воспитывать стремление совершать добрые дела,сострадание, милосердие.

 

Оборудование:

 

·        Интерактивная доска,;

 

·         Компьютер;

 

·        Ватман;

 

·        Листы с рисунком дерева и листочки по количеству учащихся;

 

·        карточки с утверждениями;

 

·        тест “Добрый ли, я” по количеству учащихся.

 

Автор Староверова Татьяна Алексеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 625
Номер материала 45753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓